Обязательное общественное обсуждение закупок по 44 ФЗ — это процедура, в ходе которой компании, граждане, ИП и госорганы знакомятся с будущим тендером, задают вопросы и высказывают предложения. С 01.01.2020 вступило в силу постановление правительства № 1635 от 11.12.2019, которое кардинально поменяло правила.
Когда проводится
Процедура общественной дискуссии по госзакупке существует на всем протяжении действия 44-ФЗ, но с 2020 года кардинально меняется ее порядок: порядок проведения обязательного общественного обсуждения закупки устанавливается с 2020 года постановлением правительства РФ № 1635 от 11.12.2019. Действовавшее ранее постановление № 835 утратит силу.
По новым правилам 2020 года обязательное общественное обсуждение проводится в следующих случаях:
- поставщик определяется с помощью конкурса или аукциона;
- в тендере очень крупная начальная максимальная цена. Пункт 2 правил проведения дискуссии по госзакупке, утвержденных постановлением правительства РФ № 1635, устанавливает, с какой суммы общественное обсуждение закупок по 44-ФЗ в 2020, — с 1 млрд рублей. А если закупаются работы по капитальному ремонту, реконструкции или сносу — стоимостью от 2 млрд рублей.
Оба эти условия должны соблюдаться одновременно!
Дискуссия по поводу тендера не проводится, если:
- используется закрытый способ определения поставщика;
- тендер относится к числу госзакупок по гособоронзаказу;
- конкурс или электронный аукцион является повторным и проводится без изменения объекта госзакупки.
Как провести
Новые правила, утвержденные ПП РФ № 1635, устанавливают, на каком этапе начинается обязательное обсуждение закупок, планирование закупок. Новый порядок проведения обсуждений значительно проще того, который использовался ранее: процедура теперь одноэтапная, целиком заочная и проводится в ЕИС при помощи функционала специального раздела, размещенного во вкладке «Планирование». Обязательное общественное обсуждение закупки начинается с того момента, когда заказчик опубликовал план-график, в котором указал намерение провести дорогостоящий тендер. Момент начала проведения изменился, раньше он совпадал с моментом издания плана закупок, но в 2020 году эта форма планирования была отменена.
Изменился и момент окончания проведения процедуры: обязательное общественное обсуждение закупок заканчивается, когда, в соответствии со ст. 36 44-ФЗ, заказчик утрачивает возможность передумать и без каких-либо специальных обоснований отменить процедуру.
В этом же постановлении прописано, какие субъекты вправе в нем участвовать, в каком порядке и какие полномочия по результатам дискуссии имеются у ее организатора — заказчика.
Как участвовать в обсуждении
Высказать свое мнение по поводу готовящегося или проводимого тендера вправе любые лица:
- физические;
- индивидуальные предприниматели;
- компании любых организационно-правовых форм.
Для участия необходимо пройти процедуру регистрации в специальном разделе ЕИС.
Понадобится указать минимальные персональные данные о физлице или организации.
В ходе общественной дискуссии участники вправе оставлять комментарии, вопросы и замечания к документам, касающимся покупки: плану-графику, извещению о проведении закупки, тендерной документации. Сообщения участников проходят модерацию на портале, после чего направляются организатору тендера. В ходе модерации отсеиваются сообщения, в которых содержится ненормативная лексика.
Организатор — заказчик — располагает двумя рабочими днями, чтобы исследовать направленное ему сообщение и дать официальный ответ по нему. Ответ заказчика публикуется на портале и направляется на электронную почту лицу, его задавшему.
Как оформляются результаты процедуры
Пункт 9 правил устанавливает, что заказчиком по результатам обязательного общественного обсуждения закупок могут быть приняты следующие решения:
- принять во внимание поданные замечания и вопросы и изменить документы, связанные с процедурой: план-график, извещение или документацию;
- отменить тендер.
В отличие от существовавшего ранее порядка проведения общественной дискуссии, который предполагал издание протоколов каждого этапа, новые правила не обязывают заказчиков формировать итоговый протокол по результатам дискуссии.
Об авторе этой статьи
-
Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.
Другие публикации автора
- 2024.01.13Закупка у единственного поставщикаДополнительные случаи госзакупок у единственного поставщика в 2024 году
- 2024.01.10НовичкамДля чего нужны региональные информационные системы в сфере закупок и как с ними работать
- 2024.01.10ЗаявкиЗапреты и ограничения в госзакупках на 2024 год
- 2023.12.04223-ФЗКак составить план закупок инновационной продукции по 223-ФЗ