Содержание
В 2021–2023 годах заказчики по 223-ФЗ нередко допускали однотипные или похожие ошибки при описании условий закупок. Среди таких ошибок — излишняя детализация требований к опыту и некоторые другие.
Избыточная детализация требований к опыту
Нередки случаи, когда заказчики требуют доказать наличие у участника особого специфического опыта. Например, в ходе закупки услуг по уборке корпусов университета заказчик предъявил требование, чтобы исполнитель обладал одновременно опытом уборки:
- в зданиях, отнесенных к объектам культурного наследия, потому что ряд учебных корпусов признан такими объектами;
- в зданиях учебных заведений.
Суды не сочли такие условия обоснованными, потому что:
- в техзадании нет особых требований к порядку оказания услуг;
- уборка в учебных заведениях объективно не отличается от уборки в других местах, массово посещаемых людьми.
Таким образом, столь узко специфический опыт объективно не требуется и выставление таких условий только сокращает конкуренцию.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали требования к опыту по 44-ФЗ. Используйте эти инструкции бесплатно.
Запрос допсведений у участников
Ряд УФАС и судов считают незаконным правило о том, что заказчик в ходе проведения тендера вправе запрашивать дополнительные сведения у участников. В том числе сведения, уточняющие документы заявок или информацию о предлагаемых товаре, работе или услуге.
Незаконность таких запросов обосновывается тем, что:
- объем информации, который фактически предоставят участники, зависит от заказчика. То есть он имеет возможность поставить претендентов на договор в неравные условия, что недопустимо с точки зрения честной конкуренции;
- в документации о закупке отсутствует порядок запроса таких сведений;
- возможность такого запроса не предусмотрена 223-ФЗ.
Требование образцов товара
В ряде закупок заказчики в документации устанавливали требование о предоставлении образца товара, предлагаемого к поставке. Суды и УФАС считают его незаконным, в частности, потому, что оно обязывает участника приобрести товар до того, как закончится тендер. При этом 223-ФЗ не обязывает претендентов покупать товар до того, как они победят в закупке.
Безальтернативный способ обеспечения заявки
Некоторые заказчики, заявляя требование об обеспечении заявки, допускали только обеспечение деньгами, отказывая тем участникам, которые готовы предоставить независимую гарантию. Суды полагают такое поведение незаконным, потому что:
- это не поможет выбрать лучшего поставщика;
- ограничивает для участников возможность выбрать удобный способ обеспечения;
- ограничивает конкуренцию, поскольку не все претенденты на договор имеют возможность предоставить нужную сумму.
Читайте также: обзор отклонений заявок за недостоверные сведения
Об авторе этой статьи

- Юрист
-
Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.
Интересно, какое из решений вас удивило сильнее всего, а какое оказалось наиболее полезным для вас. Пишите в комментариях.