Законодательство в сфере госзаказа часто меняется: чиновники придумывают что-то новое, от старого отказываются. В феврале вступило в силу правительственное постановление, уточняющее правила функционирования ЕИС в сфере закупок, размещения информации в ней, регистрации участников. Этим же документом оговорены требования к информсистемам субъектов РФ. Отдельного внимания заслуживают решения Верховного и Конституционного Судов, а также разъяснения Минфина.
Поправки, которые уже вступили в силу
Постановлением от 27.01.2022 № 60 правительство утвердило несколько новых положений и правил.
Новые положения |
Новые правила |
О единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок |
Регистрации участников в ЕИС |
О порядке формирования и размещения информации и документов в ЕИС, требованиях к ним |
Ведения реестра участников закупок |
Об эксплуатации ЕИС |
Формирования реестра жалоб и проверок, принятых после их изучения |
Ведения реестра контрактов. Важно, что в нем появятся сведения о месте реализации условий договора (поставки товаров, оказания услуги или выполнения работ), а также реквизиты счета исполнителя для оплаты обязательств. |
Одновременно чиновники оговорили требования к региональным и муниципальным системам в сфере закупок. Среди них:
- взаимодействие с государственной ЕИС;
- круглосуточная непрерывная работа;
- защита имеющихся данных;
- ведение электронных журналов учета совершенных действий и операций, формирование выписок из них.
Обращаем внимание, что постановление Правительства РФ № 60 вступило в силу 3 февраля, но для некоторых изменений предусмотрен переходный период. К примеру, в единой информационной системе начнут размещать электронные уведомления о применении мер ответственности за нарушение условий договора поставщиком или заказчиком только с 1 июля 2022 года, а доступ к сведениям о закупках, проводимых в виде закрытых электронных процедур, и у единственного поставщика появится только с 01.04.2023.
Важная судебная практика
Суть разбирательства |
Судебное решение |
---|---|
Контролеры признали нарушением то, что в проекте контракта заказчик предусмотрел размер пени, превышающий установленную величину по закону № 44-ФЗ. В первых двух инстанциях поддержали доводы заказчика: в Обзоре судебной практики, утв. 28.06.2017, Верховный Суд допускал увеличение размера неустойки по сравнению с показателями в законе, ссылаясь на ГК РФ. То, что ч. 7 ст. 34 закона 44-ФЗ изменилась в мае 2019 г., на правовую позицию не влияет. Но кассация посчитала иначе. Судьи уточнили, что на момент закупки в проекте уже зафиксировали размер пени, потому заказчик не имел прав увеличивать их в одностороннем порядке. Кроме того, они решили, что поскольку закупка проводилась по закону № 44-ФЗ, то его специальные нормы в приоритете по отношению к общим положениям Гражданского кодекса РФ. ВС РФ пересматривать дело не стал. |
Определение ВС РФ от 25.01.2022 № 302-ЭС21-22811 |
Участник закупки работ по проектированию пожаловался, что его заявку признали не соответствующей условию о членстве в СРО. Заказчик объяснил: в копии выписки из реестра членов СРО не имелось сведений об уровне ответственности по обеспечению договорных обязательств, размер взносов в компенсационный фонд составил 0 руб. Суды поддержали заказчика, уточнив:
ВС РФ согласился с коллегами и отказался пересматривать дело. |
Определение ВС РФ от 02.02.2022 № 309-ЭС21-27338 |
Участник закупки проектных работ посчитал, что порядок оценки заявок по показателю «деловая репутация» не связан с объектом закупки и потому не позволяет оценить квалификацию участников. Заказчик оценивал репутацию по наличию следующих документов:
После проверок и разбирательств и контролеры, и суды признали подобный порядок оценки участников формальным. Они согласились, что он никак не связан ни с объектом закупки, ни с квалификацией участника. Кроме того, судьи отметили, что наличие лицензии и продолжительность непрерывного владения ею не позволяет оценить деловую репутацию возможного исполнителя. ВС РФ не стал спорить с коллегами и оставил их решения в силе. |
Определение ВС РФ от 09.02.2022 № 307-ЭС21-28130 |
В ходе проверки УФАС обнаружило случай недобросовестной конкуренции: победитель закупки представил для участия в аукционе неправильно оформленную лицензию на оказание услуг. Судьи согласились с контролерами, т.к. участники, которые корректно оформили документы, не смогли победить. Компанию-нарушителя обязали вернуть доход, полученный по частично исполненному контракту, но он отказался. Дело дошло до Конституционного Суда РФ. Но судьи КС РФ не увидели недобросовестной конкуренции. Они сослались на следующие обстоятельства:
По мнению КС РФ, обвинять победителя в недобросовестной конкуренции можно, если бы он ввел в заблуждение заказчика, затруднил работу комиссии. К примеру, указал заведомо ложные сведения или представил подложные документы. |
Постановление КС РФ от 17.02.2022 № 7-П |
Полезные разъяснения Минфина
В письме от 14.02.2022 № 24-01-09/10138 представители Минфина разъяснили правила применения дополнительных требований к участникам, которые действуют с 1 января. Сами требования сгруппированы в зависимости от разновидности товаров, услуг или работ. Но чиновники считают, что вид или сфера деятельности заказчика не обязывает применять те или иные положения.
С 1 января 2022 года обновлен и порядок оценки заявок участников закупок. Минфин в указанном письме привел пример, как надо оценивать компании по критерию «цена контракта»: сначала заявке с лучшей ценой присваивают 100 баллов, а остальным — начисляют баллы в сравнении с лучшим предложением. Если предлагается многократная худшая цена, то заявке присваивают 0 баллов.
В другом письме (от 10.12.2021 № 24-06-08/100772) Минфин уточнил, какие условия закупки запрещается менять при внесении корректировок в извещение. С нового года в нем нельзя поменять наименование и характеристики объекта закупки. Сам объект менять в извещении разрешается.
Об авторе этой статьи
- В 2004 г. окончила факультет журналистики МолдГУ по специальности "Журналистика и наука общения". В 2003-2011 работала в известных молдавских социально-политических изданиях. После переезда в РФ активно сотрудничаю с российской онлайн-прессой, с 2014 г. пишу для проектов PPT.ru и clubtk.ru. "Своими" считаю темы социально-политической и экономической направленности, кадровую и налоговую тематику, разбираюсь в вопросах миграции.
Другие публикации автора
- 2023.09.29Контроль закупокСписок аффилированных лиц: как составить и что учесть
- 2023.07.20Контроль закупокСписок автомобилей для параллельного импорта
- 2023.07.17Контроль закупокПрофессиональные жалобщики по 44-ФЗ: чем опасны и как с ними бороться
- 2022.07.26ЗаявкиКак ошибались заказчики при оценке заявок: обзор нарушений