Законодательство в сфере госзаказа постоянно меняется и дополняется. В июле 2021 г. вступили в силу новые нормы о включении сведений в РНП и исключении информации из него. Помимо этого, в прошлом месяце приняли несколько важных законов, уточняющих объемы закупок и сроки оплаты контрактов. Отдельного внимания заслуживают решения Верховного Суда.
Скачать проект постановления в pdf |
Принятые изменения
Дата вступления в силу | Суть поправок | Нормативный акт |
---|---|---|
1 июля | Правительство изменило порядок передачи сведений в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Теперь чтобы подать обращение о включении участника в этот реестр, надо учитывать форму проведения закупки. При электронной закупке обращение формируют онлайн в ЕИС. Если проводился, к примеру, конкурс с ограниченным участием, то обращение следует готовить в бумажном виде по форме из приложения № 1 и направлять его в территориальный контрольный орган по месту нахождения заказчика.
Сроки подачи обращения — 3 рабочих дня:
В некоторых случаях обращения подают в иные уполномоченные органы, к примеру, в центральный аппарат ФАС. Это необходимо, если цена закупки превышает 1 млрд руб.
При оформлении электронного обращения часть сведений и документов «подтянутся» автоматически. И если ошибок нет, система самостоятельно направит документ контролерам в течение часа после подписания ЭЦП. Если контролеры найдут неточности, им направят уведомление и предоставят 2 рабочих дня на устранение недостатков. Если не ответить на уведомление, обращение не рассмотрят — это в лучшем случае. В худшем — возбудят дело об административном правонарушении. Отозвать обращение нельзя. Рассматривать обращения контролеры вправе не дольше 5 рабочих дней. О решении они уведомят либо на бумаге, либо онлайн, в зависимости от того, как поданы сведения заказчиком. Если решат, что участника действительно следует включить в реестр недобросовестных поставщиков, контролеры создают запись. При необходимости они смогут поправить допущенные технические ошибки — обновленные правила предусматривают порядок этой процедуры. Учтите: подавать электронные обращения о включении участников в РНП заказчики смогут с 01.01.2022, а до этой даты документы принимают только на бумаге. Что касается порядка исключения из реестра, то это произойдет автоматически по истечении двух лет со дня, следующего за датой, когда такая информация должна быть включена. Ранее срок считали с даты внесения данных в реестр. В некоторых ситуациях сведения разрешили исключить из РНП досрочно. К примеру, если решение заказчика об одностороннем отказе признают незаконным или недействительным. Подробнее: «Реестр недобросовестных поставщиков: все, что нужно знать». |
Скачать постановление правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 из КонсультантПлюс |
01.01.2022 | Законодатели сократили количество конкурентных способов закупок. С нового года их разрешат проводить следующими способами:
Заказчикам сохранят и запрос котировок, если НМЦК не превышает 3 млн руб. Но годовой объем закупок этим способом увеличили до 20% от совокупного. Для заказчиков, у которых совокупный годовой объем закупок не превысил 500 млн руб. в прошлом году, лимит составит 100 млн. руб., если законом не предусмотрено иное. Если НМЦК превысит 1 млн руб., для участия в запросе котировок от участников потребуют обеспечение заявки. Сейчас этого не делают. Помимо этого, появились новые требования к участникам. Чтобы участвовать в закупке с НМЦК более 20 млн руб., участнику необходим опыт исполнения контракта по законам № 44-ФЗ или № 223-ФЗ за 3 года до подачи заявки. Причем цена договора должна составлять не менее 20% НМЦК, а сам он исполнен безукоризненно. Помимо этого, в госзакупки не пустят офшорные компании или организации, в которых хотя бы один учредитель или акционер относится к офшорным компаниям. Еще несколько изменений, которые оговорены законом № 360-ФЗ:
Подробнее: «Все изменения в 44-ФЗ на 2020 и 2021 годы: таблицы по месяцам». |
Скачать Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ из КонсультантПлюс |
01.01.2022 | Увеличивается доля закупок у субъектов МСП и СОНКО с 15 до 25 процентов.
Подробнее: «У представителей малого бизнеса будут закупать больше в 2022 году». Одновременно сократят сроки оплаты по контрактам. Если закупку проводили в период с 1 января по 31 декабря 2022 года, заказчик обязан расплатиться:
С 01.01.2023 предельные сроки для оплаты еще меньше:
Во всех ситуациях срок начинают отсчитывать с даты подписания заказчиком документа о приемке. Подробнее: «В какие сроки оплачиваются госконтракты по 44-ФЗ». |
Скачать Федеральный закон от 01.07.2021 № 277-ФЗ из КонсультантПлюс |
01.01.2022 | Общий годовой объем закупок у субъектов МСП составит не менее 25%, а доля стоимости договоров по результатам закупок, в которых могут участвовать только эти субъекты, увеличится с 18% до 20%.
Требование распространено на практически всех заказчиков, работающих по 223-ФЗ. Исключение — юрлица, которые сами имеют статус СМСП. Подробнее: «С 2022 года сильно изменят правила закупок у субъектов СМП». |
Скачать постановление правительства РФ от 07.07.2021 № 1128 из КонсультантПлюс |
01.01.2022 | Федеральным заказчикам придется предусматривать в договорах предельный срок оплаты:
Исключение — контракт содержит гостайну. В отношении контрактов, которые исполняются в декабре, надо указывать специальный срок оплаты:
Аналогичные нормы действуют при заключении контрактов для федеральных нужд в 2021 году. |
Скачать постановление правительства РФ от 28.06.2021 № 1034 из КонсультантПлюс |
Планируемые изменения
Минцифры предлагает распространить постановление правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 о минимальной доле закупок российских товаров и товаров из стран ЕАЭС на все закупки отечественной продукции. Сейчас оно действует только для закупок с ограничением допуска товаров из иностранных государств.
Чиновники предлагают скорректировать особенности определения НМЦК и направлять ценовые запросы не промышленникам из ГИСП, а поставщикам товаров из реестров промпродукции, радиоэлектронной продукции (РЭП), евразийской промпродукции. Если в реестрах есть хотя бы 1 подходящие предложение, его и предлагают использовать для расчета цены контракта.
Помимо этого, авторы намерены изменить механизм квотирования РЭП и пользоваться им при заключении контрактов, по итогам которых заказчику передается право владения и (или) пользования произведенной продукцией. Это, к примеру, договоры на радиоэлектронные услуги по предоставлению доступа к службе облачных вычислений.
Сейчас проект Минцифры проходит общественное обсуждение. Авторы надеются, что поправки вступят в силу с 01.11.2021.
Важная судебная практика
Предлагаем ознакомиться с несколькими знаковыми решениями ВС РФ, вынесенными накануне. Первое касается возврата комиссии за получение гарантии, если госзакупку отменили по вине заказчика. Суть судебного спора в следующем: компания-победитель предоставила банковскую гарантию для обеспечения исполнения контракта. Но закупку отменили, поскольку контролеры нашли нарушения в процедуре. Победитель потребовал вернуть комиссию за оформление гарантии, поскольку закупка не состоялась по вине заказчика.
Несмотря на доводы ответчика, судьи, в том числе из ВС РФ, решили, что предприниматель законно требует компенсацию расходов на банковские услуги. Среди доводов, которые они привели:
- расходы на комиссию при получении гарантии нельзя отнести к предпринимательским рискам, поскольку обеспечение исполнения контракта — это требование закона;
- если бы закупка состоялась, победитель получил бы прибыль и за счет нее компенсировал расходы;
- убытки у истца появились из-за неправомерных действий заказчика при проведении процедуры;
- нет доказательств, что расходы на банковскую комиссию, которую просит истец, выше рыночных.
Еще один спор, который разрешили в Верховном Суде, касался адреса места жительства участника-ИП в заявке. Заказчик отклонил заявку, посчитав, что во второй части документа не представлены все необходимые сведения, хотя участник дополнительно приложил копию паспорта и анкету со своими персональными данными, в том числе адресе регистрации и фактическом адресе местонахождения.
Контролеры посчитали такое решение заказчика незаконным, посчитав, что из других документов имелась возможность узнать все необходимые данные. Но суды решили, что нарушений нет, и Верховный Суд согласился с коллегами.
Вот на что они обратили внимание:
- во второй части заявки участник обязан указать сведения о почтовом адресе и адресе места жительства независимо от приложений к ней;
- участнику-ИП следует писать адрес регистрации, указанный в паспорте: город, улица, номер дома и квартиры (комнаты). Фактическое место жительства и почтовый адрес иногда отличаются, и в этом нет ничего незаконного;
- заказчик законно отклонил заявку, поскольку в документации на закупку требовалось указать адрес места жительства физлица. Поскольку адреса во второй части заявки нет, сама заявка подана с нарушениями, и никто не обязан искать нужные сведения в иных документах.
Еще один спор — относительно размера пени: допустимо ли устанавливать санкции в большем размере, нежели это предусмотрено законом № 44-ФЗ. Ситуация следующая: стороны заключили договор, в котором прописали, что за каждый день просрочки исполнения обязательств поставщик выплачивает 1% от суммы контракта. Исполнитель не согласился и обратился в суд, чтобы признать это условие ничтожным.
Его поддержала первая инстанция: по закону № 44-ФЗ, размер пеней должен составлять 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ от не уплаченной в срок суммы. Но ни апелляция, ни кассация, ни Верховный Суд с этим не согласились. Судьи напомнили: ГК РФ позволяет увеличивать размеры неустойки, даже если в законе о госзакупках пеня меньше. Никаких нарушений законодательства здесь нет.
Об авторе этой статьи
- В 2004 г. окончила факультет журналистики МолдГУ по специальности "Журналистика и наука общения". В 2003-2011 работала в известных молдавских социально-политических изданиях. После переезда в РФ активно сотрудничаю с российской онлайн-прессой, с 2014 г. пишу для проектов PPT.ru и clubtk.ru. "Своими" считаю темы социально-политической и экономической направленности, кадровую и налоговую тематику, разбираюсь в вопросах миграции.
Другие публикации автора
- 2023.09.29Контроль закупокСписок аффилированных лиц: как составить и что учесть
- 2023.07.20Контроль закупокСписок автомобилей для параллельного импорта
- 2023.07.17Контроль закупокПрофессиональные жалобщики по 44-ФЗ: чем опасны и как с ними бороться
- 2022.07.26ЗаявкиКак ошибались заказчики при оценке заявок: обзор нарушений