Законодательство в сфере закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ часто меняется: чиновники вводят что-то новое, от старого отказываются. В июне власти урегулировали закупки у взаимозависимых лиц, скорректировали перечни лиц, которые не смогут участвовать в работе закупочных комиссий, уточнили некоторые нормы относительно конфликта интересов. Отдельного внимания заслуживают разъяснения Минфина и судебные дела, рассмотренные ВС РФ.
Утвержденные изменения законодательства
Дата вступления в силу |
Суть поправок |
Нормативный акт |
---|---|---|
22 июня |
Закупки у взаимозависимых лиц по закону 223-ФЗ ограничат, установив возможность их осуществления только в двух случаях:
После вступления в силу поправок у заказчиков по 223-ФЗ есть 90 дней на внесение поправок в положения о закупке, в первую очередь — в перечни взаимозависимых лиц. |
Федеральный закон от 11.06.2022 № 159-ФЗ |
27 июня |
Власти дополнили списки иностранной продукции с особыми условиями допуска к закупкам в госнуждах. В перечень № 1 к Приказу Минфина от 04.06.2018 № 126н включены:
В перечень № 2 добавили:
В обоих перечнях некоторые позиции детализировали и укрупнили. Обращайте на это внимание при подготовке документации на закупки. Подробнее: С 27.06.2022 преференции по Приказу Минфина № 126н применяют намного чаще |
Приказ Минфина от 11.05.2022 № 73н |
1 июля |
Президент подписал закон, которым уточнены нормы о конфликте интересов при закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Так, при госзакупках по 44-ФЗ любой из членов закупочной комиссии обязан сообщать о выявленном конфликте интересов. Это касается в том числе руководителя заказчика, контрактного управляющего, работников контрактной службы. За несоблюдение требования законодательство позволяет наказывать вплоть до увольнения. Одновременно уточнен список лиц, кого нельзя включать в закупочную комиссию по 44-ФЗ и по 223-ФЗ. Помимо этого, руководитель заказчика и члены комиссии обязаны принять меры, чтобы не возникал конфликт интересов при осуществлении закупок по 223-ФЗ. Всем заказчикам следует скорректировать положение о закупке с учетом новых требований в течение 3 месяцев — до 1 октября. |
Федеральный закон от 11.06.2022 № 160-ФЗ |
Планируемые поправки
Суть изменений |
Проект нормативного акта |
---|---|
Минфин предлагает утвердить положение о независимых гарантиях, их типовые формы и дополнительные требования к ним. Такие гарантии разрешат получать как на бумаге, так и в электронной форме. Помимо общих сведений и условий, в независимые гарантии планируется включать следующие требования:
Власти намерены подготовить типовые формы независимых гарантий для обеспечения заявок и договоров (контрактов) как по 223-ФЗ, так и по 44-ФЗ. Чиновники планируют, что новые виды документов появятся уже с 1 октября 2022 г. |
|
Юрлицам и физлицам, которые включены в реестр иностранных агентов, запретят участвовать в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ. На принятии поправок настаивают депутаты Госдумы и сенаторы, которые разработали и внесли соответствующий законопроект на рассмотрение коллег. Планируется, что представлять информацию об отсутствии в реестре иноагентов не придется физлицам, аффилированным с иностранным агентом. Но комиссия по закупкам должна будет проверять эти данные. Отметим, что пока самого реестра нет, но его планируют начать вести в рамках контроля за работой лиц, находящихся под влиянием иностранных компаний. Законопроект с подобными новшествами в ближайшее время передадут на подпись президенту. |
Проект Федерального закона № 140449-8 |
Актуальные разъяснения Минфина
В Письме от 08.06.2022 № 24-01-07/54275 Минфин высказался относительно закупок у единственного поставщика и условиях, при которых они не нарушают принцип обеспечения конкуренции. Чиновники уверены: в законе 44-ФЗ предусмотрены ограничения только по двум показателям: годовому объему и цене каждого отдельного контракта. Если соблюдаются оба требования, то заказчик вправе проводить одноименные закупки товаров, работ и услуг у единственного поставщика.
Еще одно разъяснение от Минфина в июне 2022 года касалось правил взыскания неустойки за просрочку исполнения обязательств по контракту. По мнению чиновников, взыскать ее разрешено в том числе за счет средств независимой гарантии, если в ней самой не прописано иное (см. Письмо Минфина России от 20.05.2022 № 24-06-08/46828).
Важная судебная практика от ВС РФ
Суть спора |
Судебное решение |
---|---|
На стадии госэкспертизы заказчик обнаружил, что указал в техзадании не все необходимые позиции. Подрядчик согласился доработать проект, но сроки исполнения договора затянулись. И хотя доработанный проект получил положительное заключение, заказчик от контракта отказался, работы не оплатил. Причина — нарушены сроки, установленные контрактом. В суде решили, что заказчик прав: работы не выполнены в срок, на момент отказа от контракта результаты работ заказчику не переданы. Но у апелляции появились иные доводы. Судьи подчеркнули:
Кассация, а за ней и ВС РФ поддержали доводы коллег. |
Определение ВС РФ от 10.06.2022 № 308-ЭС22-8194 |
По результатам аукциона победитель предоставил независимую гарантию, вовремя подписал контракт. Заказчик этого не сделал, но о причинах отказа не сообщил. Позже выяснилось, что отказаться от контракта пришлось из-за предписаний контролирующих органов. Победитель обратился с требованием возместить ему расходы на оформление гарантии, но заказчик не считал, что обязан это сделать. Спор перешел в суд. Все три судебные инстанции встали на сторону несостоявшегося подрядчика. Они взыскали с заказчика расходы на оформление гарантии и частично на оплату услуг представителя. Судьи обосновали решение так:
ВС РФ согласился со всеми этими доводами. |
Определение ВС РФ от 15.06.2022 № 307-ЭС22-8721 |
За один день участник подал 2 заявки и внес обеспечение на специальный счет. Обе отклонили. Оператор электронной площадки заметил, что в этом квартале заявку участника уже отклоняли, потому перечислил обеспечение третьей заявки заказчику. Но все три инстанции пришли к выводу, что это неосновательное обогащение, и взыскали перечисленную сумму. Судьи отметили:
ВС РФ отказался пересматривать дело. |
Определение ВС РФ от 14.06.2022 № 303-ЭС22-8443 |
Заказчик отказался принимать работы по строительному контракту, поскольку объект не соответствовал проектной документации. Ему выплатили гарантию. Но подрядчик считал, что все работы качественные, а отступление от проектной документации — вынужденное. Он обратился в суд с требованием вернуть выплату по гарантии как необоснованное обогащение, долг по выполненным работам и неустойку. Все три судебные инстанции согласились с его доводами. Судьи подчеркивали:
На этих основаниях с недобросовестного заказчика взыскали все требуемые суммы. ВС РФ согласился, что это правомерно. |
Определение ВС РФ от 17.06.2022 № 302-ЭС22-9204 |
По результатам закупок подрядчиками на текущий ремонт дорог стали компании, которые пользуются упрощенной системой налогообложения. Заказчик решил, что по этой причине из контрактов разрешается исключить НДС, а сметы пересчитать с учетом коэффициентов. Но контролеры посчитали это неправомерным, а судьи с ними согласились. Они отметили:
Верховный Суд с решением согласился. |
Определение ВС РФ от 08.06.2022 № 303-ЭС22-7854 по делу № А51-1209/2021 |
Об авторе этой статьи
- В 2004 г. окончила факультет журналистики МолдГУ по специальности "Журналистика и наука общения". В 2003-2011 работала в известных молдавских социально-политических изданиях. После переезда в РФ активно сотрудничаю с российской онлайн-прессой, с 2014 г. пишу для проектов PPT.ru и clubtk.ru. "Своими" считаю темы социально-политической и экономической направленности, кадровую и налоговую тематику, разбираюсь в вопросах миграции.
Другие публикации автора
- 2023.09.29Контроль закупокСписок аффилированных лиц: как составить и что учесть
- 2023.07.20Контроль закупокСписок автомобилей для параллельного импорта
- 2023.07.17Контроль закупокПрофессиональные жалобщики по 44-ФЗ: чем опасны и как с ними бороться
- 2022.07.26ЗаявкиКак ошибались заказчики при оценке заявок: обзор нарушений