Законодательство в сфере госзаказа часто меняется: чиновники придумывают что-то новое, от старого отказываются. В марте власти пересмотрели списки иностранных товаров, поставляемых для госнужд по особым условиям, потребовали от заказчиков оговаривать в контрактах повышенные авансы. Отдельного внимания заслуживают решения ВС РФ и разъяснения Казначейства.
Поправки в закупках, которые начали действовать в марте
Дата вступления в силу | Суть поправок | Нормативный акт |
---|---|---|
22 марта | Власти уточнили списки товаров иностранного производства, которые допускаются к госзакупкам по определенным условиям.
Так, из перечня № 1 Приказа Минфина от 04.06.2018 № 126н исключили муку, макаронные и мучные изделия, офисную бумагу, клеи и листовое стекло. Одновременно в перечень добавили телятину (код 10.11.11.120), рис (код 10.61.11.000), медицинскую марлю (код 13.20.44.120) и химические реактивы (код 20.59.52.194). Для резиновых и пластмассовых изделий уточнили коды-исключения. В перечне № 2 тоже есть изменения. Так, в него добавили музыкальные инструменты и аппаратуру для воспроизведения звука, но исключили сельхозтехнику и грузовики. По некоторым позициям, например, для компьютеров, уточнили коды-исключения. Подробнее: украинские товары из ДНР и ЛНР получили преференции как отечественные в рамках закупок |
Приказ Минфина России от 05.03.2022 № 30н |
30 марта | В контрактах, заключенных в 2022 году, заказчики — получатели средств из федерального бюджета обязаны прописывать новые размеры авансов. До 50% суммы — если средства на оплату контракта не подлежат казначейскому сопровождению. А если подлежат, то размер аванса должен составлять от 50 до 90 процентов суммы контракта.
Новое требование касается случаев, предусмотренных абз. 2 пп. «а» и пп. «б» п. 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, где ранее запрещалось предусматривать аванс в размере более 30% суммы контракта. Причем заказчикам разрешено менять условия ранее заключенных договоров. Помимо этого, в течение 2022 года не действует запрет на авансирование контрактов на закупки для федеральных нужд (п. 20 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета). |
Постановление Правительства РФ от 29.03.2022 № 505 |
31 марта | Заказчикам по закону № 223-ФЗ запретили закупать без согласования с федеральным центром иностранный софт (в том числе в составе программно-аппаратных комплексов) для использования на объектах критической информационной инфраструктуры РФ и услуги, связанные и его применением на таких объектах. Запрет коснется всех организаций, кроме компаний с муниципальным участием.
Помимо этого, тем же заказчикам с 01.01.2025 запретят использовать зарубежное ПО на критически важных объектах. Правила согласования подобных закупок и федеральный центр, который этим займется, позже определит правительство. |
Указ президента РФ от 30.03.2022 № 166 |
Инициативы, которые пока обсуждают
В КоАП РФ хотят закрепить специальные основания для привлечения к ответственности за нарушение правил нацрежима по законам № 223-ФЗ и № 44-ФЗ.
Если законопроект одобрят, с 01.01.2023 появится штраф за отказ от размещения в ЕИС обязательных для публикации сведений и документов по закону № 44-ФЗ. Должностных лиц смогут штрафовать за такое правонарушение на 55 000 рублей, а организации — на 510 000 рублей.
За аналогичный проступок для заказчиков по закону № 223-ФЗ санкции несколько ниже:
- для должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей;
- для юридических — от 100 000 до 300 000 рублей.
В документе оговорены и иные составы правонарушений.
Важная судебная практика
Верховный Суд РФ согласился, что коллективный участник вправе подтвердить опыт по закону № 223-ФЗ суммарной стоимостью показателей. Судьи сделали такой вывод после изучения материалов жалобы, поданной участником в отношении порядка оценки заявок по критерию «опыт». Заказчик оценивал его по суммарной стоимости выполненных договоров только в случае индивидуального участника. Если заявку подавал коллективный участник, комиссия принимала к расчету наибольший показатель отдельного представителя этого участника.
Сначала контролеры, а потом и суды признали такой порядок оценки неверным. Эксперты указали на следующие моменты:
- члены коллективного участника несут солидарную ответственность по договору, поэтому логично оценивать опыт по суммарной стоимости показателей всех организаций такого участника;
- если вводить разные подходы оценки показателей, нарушается баланс интересов, а коллективные участники остаются без шансов на победу.
Еще одно судебное разбирательство, по которому Верховный Суд согласился с коллегами из нижестоящих инстанций, касалось правил исполнения договора на поставку товара по заявкам госзаказчика. Судьи одобрили подход, что в подобной ситуации заказчик не обязан выбрать весь поставленный объем, если заказа не было.
На претензии поставщика судьи ответили:
- в заключенном контракте стороны не оговорили обязанность заказчика выбрать весь возможный объем поставки или ответственность за неисполнение такого условия;
- поскольку в договоре изначально прописали, что поставка партии товара осуществляется по предварительной заявке, продукция, которую заказчик не просил, приобретать он не обязан;
- тот факт, что заказчик не направлял заявку, нельзя назвать нарушением условий контракта.
Полезные разъяснения от Казначейства
Специалисты Казначейства в письме № 14-00-05/2543 от 08.02.2022 рассказали, как исправить электронный документ о приемке по закону № 44-ФЗ, который уже размещен в ЕИС. Если необходимо уточнить несущественные моменты, как, например, сведения об адресе грузополучателя, то их допустимо изменить в документе и до его подписания, и после. Но если требуются исправления существенных условий, которые смогут повлиять на стоимостные значения, то заказчик обязан оформить корректировочный документ. Он обязателен, если:
- товары, работы, услуги приняты не полностью;
- ранее стороны заключили допсоглашение об изменении стоимости, и сведения о документы включены в реестр контрактов.
Об авторе этой статьи
- В 2004 г. окончила факультет журналистики МолдГУ по специальности "Журналистика и наука общения". В 2003-2011 работала в известных молдавских социально-политических изданиях. После переезда в РФ активно сотрудничаю с российской онлайн-прессой, с 2014 г. пишу для проектов PPT.ru и clubtk.ru. "Своими" считаю темы социально-политической и экономической направленности, кадровую и налоговую тематику, разбираюсь в вопросах миграции.
Другие публикации автора
- 2023.09.29Контроль закупокСписок аффилированных лиц: как составить и что учесть
- 2023.07.20Контроль закупокСписок автомобилей для параллельного импорта
- 2023.07.17Контроль закупокПрофессиональные жалобщики по 44-ФЗ: чем опасны и как с ними бороться
- 2022.07.26ЗаявкиКак ошибались заказчики при оценке заявок: обзор нарушений