В мае 2022 года вступили в силу важные изменения в закупках, ряд серьезных нововведений уже принят Госдумой в третьем чтении и скоро заработают. Еще собрали интересную судебную практику.
Принятые изменения контрактного законодательства
Собрали в таблицу нормативно-правовые акты, которые приняты в мае 2022 и серьезно повлияли на закупочный процесс.
Дата вступления в силу изменений | Суть изменений | Нормативно-правовой акт |
---|---|---|
01.05.2022 |
Применяются сокращенные сроки оплаты контрактов для федеральных заказчиков — 7 раб. дней. А для региональных и муниципальных заказчиков такой срок станет обязательным с 01.07.2022. Подробнее: Казначейство выпустило рекомендации для заказчиков из-за перехода на сокращенные сроки оплаты |
Федеральный закон № 104-ФЗ от 16.04.2022 |
03.05.2022 |
Уточнили перечень иностранных одноразовых медизделий, которые закупаются с ограничениями допуска по Постановлению Правительства № 102 от 05.02.2015. В большинстве позиций изменили коды ОКПД2, коды видов медизделий и их классификационные признаки. Из перечня убрали некоторые позиции, например расходные материалы для аппаратов искусственного (экстракорпорального) кровообращения. Подробнее: инструкция по закупке медицинского оборудования и медизделий |
Постановление Правительства № 733 от 21.04.2022 |
11.05.2022 |
Утвердили особенности определения объема работ, которые связаны с регулярными перевозками пассажиров и багажа по контракту, за невыполнение которого подрядчику придется заплатить штраф. Такой объем исчисляют, исходя, в частности, из количества невыполненных рейсов. К ним не относятся те рейсы, которые сорвались:
Размер штрафа составляет 1% стоимости невыполненного объема работ. Подробнее: инструкция по закупке транспортных услуг по 44-ФЗ |
Постановление Правительства № 794 от 30.04.2022 |
24.05.2022 |
В закупках пассажирских лифтов действует запрет на допуск иностранных товаров. Запрет касается товаров с кодом ОКПД2 28.22.16.111. |
Постановление Правительства № 1989 от 20.11.2021 |
26.05,2022 |
Научные и образовательные организации закупают материалы и оборудование, которые необходимы для их деятельности, в упрощенном порядке. Подробнее: станет проще закупать материалы и оборудование для научных и образовательных организаций |
Распоряжение Правительства № 1316-р от 26.05.2022 |
Планируемые изменения контрактного законодательства
Изменения в 44-ФЗ и 223-ФЗ о конфликте интересов Госдума приняла в третьем чтении. Планируется, что по 223-ФЗ, руководитель заказчика, член закупочной комиссии примут меры, чтобы при закупке не возник конфликт интересов. Членами комиссии не станут:
- физлица с личной заинтересованностью в закупке;
- участники (акционеры) организаций, которые подали заявки, члены их органов управления, кредиторы;
- иные физлица из положения о закупке.
В 44-ФЗ список возможных участников конфликта интересов уточнят: конкретизируют, какие органы управления юрлица — участника закупки вступят в конфликт интересов с заказчиком. Например, учредитель унитарной организации. Изменят список лиц, которые не станут членам закупочных комиссий. Из их числа уберут, например, привлеченных экспертов по оценке соответствия участников доптребованиям. За отсутствием конфликта интересов проследят, в частности, руководитель и работники контрактной службы.
Для регионов предложили установить новый случай медицинских госзакупок у едпоставщика. Региональные госучреждения, в т. ч. муниципальные учреждения муниципальных образований в составе субъекта РФ, получат право проводить неконкурентные закупки:
- у ГУП субъекта РФ;
- АО, если 100% его акций принадлежат субъекту РФ.
Предприятие или общество определит правительство по обращению высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ (при наличии полномочий). Приобрести у таких едпоставщиков можно, например:
- лекарства;
- продукты лечебного питания;
- средства для дезинфекции;
- медицинское оборудование и расходные материалы к нему.
Судебная практика
Вот полезные выводы, который сделал Верховный Суд в мае 2022 года:
- в определении Верховного Суда от 28.04.2022 № 305-ЭС22-5045 сделан вывод, что перечислять обеспечение нужно по реквизитам в извещении, а не в проекте госконтракта;
- в определении от 13.05.2022 № 304-ЭС22-5628 Верховный Суд сделал вывод, что закупку у едпоставщика по 223-ФЗ нельзя провести без оснований для этого;
- в определении Верховного Суда от 04.05.2022 № 301-ЭС22-5007 сделан вывод, что в закупках по 223-ФЗ нельзя отклонить заявку, если товар не отвечает сведениям на сайте производителя;
- в определении Верховного Суда от 16.05.2022 № 304-ЭС22-5594 сделан вывод, что нельзя оправдать некачественный ремонт по госконтракту ошибками в техзадании.
Полезные обзоры в мае 2022 года
В мае 2022 года мы сделали обзор применения доптребований по Постановлению № 2571 от 29.12.2021.
Об авторе этой статьи
-
Высшее и специальное образование по закупкам: ХГУЭП, диплом с отличием по специальности «Юриспруденция» и ГАПМ им. Н.П. Пастухова, диплом с отличием по программе «Управление закупочной деятельностью».
Автор и идейный вдохновитель проектов «GoodWin Project: Тендеры по-простому» и «Антидот 44-ФЗ: лекарство от головной боли в закупках».
Обучает закупкам по 44-ФЗ, консультирует поставщиков и заказчиков, работает как приглашенный руководитель тендерного отдела.
Другие публикации автора
- 2024.01.17Контроль закупокМожно ли изменять существенные условия госконтракта
- 2024.01.10Банковские гарантииКак вернуть обеспечение контракта по 44-ФЗ
- 2024.01.10Контроль закупокКак организовать работу контрактной службы заказчика
- 2024.01.10Документы заказчикаИнструкция по дополнительным требованиям к участникам госзакупок