Законодательство в сфере государственных закупок постоянно меняется и дополняется. В ноябре 2021 г. чиновники упростили порядок подтверждения происхождения товаров, уточнили перечень «запрещенной» продукции, дополнили типовые условия контрактов в области капитального строительства. Особого внимания заслуживают выводы Верховного Суда.
Одобренные изменения законодательства
Суть поправок |
Дата вступления в силу |
НПА, утвердивший нововведения |
---|---|---|
Стороны смогут менять условия некоторых контрактов на строительство для федеральных нужд на основании п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ (увеличение цены по не зависящим от сторон причинам). Дополнительно власти расширили список заказчиков, кто сможет это сделать, включив в него Минобороны, ФСС и ПФР. Подробнее: «Инструкция по закупке строительных и ремонтных работ по 44-ФЗ». |
9 ноября, но правила распространяются и на контракты, заключенные до 01.10.2021. |
Постановление Правительства РФ от 22.10.2021 № 1812 |
Власти обновили перечень «запретных» для госзакупок заграничных товаров, и теперь в него входит 146 позиций. В частности, из списка убрали изделия из бетона, цемента и гипса, телекоммуникационное оборудование, листовое стекло. Одновременно в него добавили:
Помимо этого, продлили запрет на ввоз иностранных масок (ранее он действовал только до 31 декабря 2021 г.). Подробнее: «Новые правила национального режима по 44-ФЗ в 2021 году» |
25 ноября, за исключением отдельных норм, которые вступят в силу с 14 декабря |
Постановление Правительства РФ от 20.11.2021 № 1989 |
Чиновники пересмотрели основания для неприменения нацрежима и позволили заказчикам приобретать иностранные товары, если:
Обратите внимание: правительство запретило закупать иностранные запчасти и расходники к портативным компьютерам до 10 кг. |
||
Бизнесу упростят процедуру подтверждения происхождения продукции. Для этого компании смогут предъявить выписки из реестров отечественной или евразийской промышленной продукции. Помимо номера записи из реестра, в заявке участникам придется указывать баллы за выполнение технологических операций в России или странах ЕАЭС, если это оговорено законодательством. Победителю при исполнении контракта придется представить бумаги, подтверждающие происхождение продукции. |
||
Минстрой дополнил типовые условия контракта в сфере капстроительства положением, позволяющим заказчикам принимать и оплачивать досрочно выполненные работы без дополнительных изменений сметы. Единственное условие для досрочной оплаты — использованные средства остались от перераспределения. |
5 декабря вступает в силу приказ. В обязательном порядке условия придется применять через 30 дней после публикации их в ЕИС. Но нормы распространяются и на договоры, заключенные до этой даты. |
Приказ Минстроя России от 14.10.2021 № 750/пр |
Важная судебная практика
В ноябре Верховный Суд РФ разобрал несколько интересных дел о наказании за ненадлежащее исполнение контракта, основаниях для отклонения заявок, ситуациях, когда исполнителя контракта не вносят в РНП.
Суть спора |
Сведения о вынесенном решении |
---|---|
Участник закупки с дополнительными требованиями предъявил акты выполненных работ, в которых не было должности и ФИО лица, совершившего сделку. На этом основании его заявку отклонили. Но контролеры, а затем и суды посчитали отказ незаконным. Они отметили: в актах имелась ссылка на объект закупки и номер контракта, а в копии исполненного контракта были все необходимые сведения — должность и ФИО лица для идентификации. ВС РФ поддержал эту позицию. |
Определение ВС РФ от 25.10.2021 № 304-ЭС21-18870 |
Заказчик попросил заменить несоответствующий товар, а в качестве наказания за ненадлежащее исполнение контракта потребовал выплатить штраф. Поскольку поставщик ничего не заплатил и новый товар не поставил, заказчик в одностороннем порядке отказался от договора. Но уже через несколько дней поставщик привез нужную продукцию, которую приняли. Дополнительно стороны подписали документ, подтверждающий исполнение обязательств и отмену одностороннего отказа. В этом акте заказчик требовал уплату пени за просрочку поставки товара и прежний штраф за ненадлежащее исполнение договора. Поскольку поставщик уплатил только пени, заказчик обратился в суд. Но судьи его не поддержали. Они напомнили: дважды привлекать к ответственности нельзя — поставщик уже уплатил пени за просрочку, а иных оснований для штрафа за ненадлежащее исполнение договора нет. Кассация уточнила: поскольку акт подписали, заказчик признал, что договор исполнен надлежащим образом, но с опозданием, за которую поставщик выплатил неустойку. ВС РФ отказался пересматривать дело. |
|
Хотя подрядчик не выполнил строительные работы в оговоренный срок и контракт с ним расторгли в одностороннем порядке, сведения о нем в реестр недобросовестных поставщиков не включили. Заказчик обратился в суд, чтобы обжаловать решение контролеров. Но суды пришли к выводу, что антимонопольная служба все сделала правильно по следующим причинам:
ВС РФ со всеми доводами коллег согласился. |
Определение ВС РФ от 25.10.2021 № 306-ЭС21-19470 |
Заказчик посчитал, что участник не подтвердил опыт, поскольку к копиям разрешений на ввод объекта в эксплуатацию не приложил технический план сооружения. Сам участник решил, что его заявку отклонили незаконно, и обратился в суд. Но первая инстанция решила, что нарушений нет, а апелляция и кассация заняли противоположную позицию. Судьи подчеркнули: технический план — документ, необходимый для кадастрового учета или регистрации прав на недвижимость. Подтвердить им опыт не получится. Помимо этого, в доптребованиях и закупочной документации не требуется представить такой документ. ВС РФ оставил это решение в силе. |
Определение ВС РФ от 09.11.2021 № 301-ЭС21-20253 |
Заказчик отказался от заключения договора с победителем, указав не на конкретную причину, а на право это сделать. Но контролеры подчеркнули: отказ от заключения контракта — это отмена конкурентной закупки, а такой вариант развития событий допускается только при наличии обстоятельств непреодолимой силы. Дело дошло до суда, где заказчик пояснил:
Несмотря на эти доводы, суды трех инстанций не увидели причин не заключать договор с победителем. Как объяснили судьи, заказчик не представил доказательств возникновения обстоятельств непреодолимой силы. Тот факт, что интерес к объекту закупки утрачен или нет финансов, нельзя рассматривать как причину для отказа. Судьи еще пришли к выводу, что в ходе действий заказчика победитель понес ущерб в виде недополученной прибыли: он не заключал сделки с другими компаниями, поскольку рассчитывал приступить к работам по выигранной закупке. Что касается заказчика, его поведение назвали недобросовестным и неразумным, а затем обязали подписать контракт с победителем. ВС РФ поддержал такое решение. |
Определение ВС РФ от 09.11.2021 № 303-ЭС21-20752 |
Победителем закупки стала компания, предложившая цену в 4,8 млн руб. Но контролеры отменили решение комиссии. После разбирательств суд признал решение антимонопольного органа недействительным, а заказчик провел повторную закупку. В ней победителем оказался тот же участник, но он предложил уже цену в 3,4 млн руб. Компания обратилась в суд с требованием возместить разницу между ценой первого и второго контракта. В первой инстанции с требованием согласились: если бы контролеры не вмешались, то победитель смог бы выполнить контракт за 4,8 млн руб., а сейчас — за 3,4 млн. Но ни апелляция, ни кассация не согласились с таким подходом. Судьи не увидели причинно-следственной связи между действиями контролеров и упущенной выгодой. Они уточнили: в обеих закупках НМЦК была одинаковой, но победитель сам предложил цену меньше первоначальной, значит, убытки ему никто не причинял. ВС РФ отказался пересматривать дело. |
Определение ВС РФ от 19.11.2021 № 304-ЭС21-21248 |
Об авторе этой статьи
- В 2004 г. окончила факультет журналистики МолдГУ по специальности "Журналистика и наука общения". В 2003-2011 работала в известных молдавских социально-политических изданиях. После переезда в РФ активно сотрудничаю с российской онлайн-прессой, с 2014 г. пишу для проектов PPT.ru и clubtk.ru. "Своими" считаю темы социально-политической и экономической направленности, кадровую и налоговую тематику, разбираюсь в вопросах миграции.
Другие публикации автора
- 2023.09.29Контроль закупокСписок аффилированных лиц: как составить и что учесть
- 2023.07.20Контроль закупокСписок автомобилей для параллельного импорта
- 2023.07.17Контроль закупокПрофессиональные жалобщики по 44-ФЗ: чем опасны и как с ними бороться
- 2022.07.26ЗаявкиКак ошибались заказчики при оценке заявок: обзор нарушений