Авансирование в бюджетных учреждениях в 2022 году — это условие контракта, на основании которого заказчик перечисляет поставщику (исполнителю) денежные средства до исполнения контракта.
Скачать правовой документ МФ об авансовых платежах по госконтрактам |
Виды авансирования по контракту
Авансирование бывает двух видов:
- полное — это предоплата в размере 100% от цены контракта, которая перечисляется поставщику или исполнителю до начала исполнения контракта;
- частичное — это когда часть финансов перечисляется до начала исполнения, а остаток после выполнения контракта.
Как авансирование по 44-ФЗ регулируется законодательством
Процесс выплаты аванса по 44-ФЗ в 2022 году для бюджетных учреждений регулирует 44-ФЗ и ГК РФ. 44-ФЗ не предусматривает отдельных норм по авансированию. Заказчик бюджетного учреждения самостоятельно решает, устанавливать предоплату или нет, и в каком размере. Авансирование прямо влияет на размер обеспечения контракта. В случае аванса более 30% от НМЦК ОИК составляет сумму не менее суммы аванса (ч. 6 ст. 96 44-ФЗ). Также авансирование тесно связано и с антидемпинговыми мерами: при падении на 25% от НМЦК и более, согласно ч. 13 ст. 37 44-ФЗ, аванс выплачивать недопустимо.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как предоставить обеспечение исполнения контракта без ошибок и нарушений. Используйте эти инструкции бесплатно.
Особенности авансирования в 2022 году
В связи с распространением новой коронавирусной инфекции ПП РФ № 1496 от 09.12.2017 претерпело изменения, и в 2020 и 2021 гг. для поддержания малого бизнеса размер предоплаты увеличивали до 50%. В 2022 г. все вернулось на «круги своя».
Собрали в таблицу размеры авансовых платежей по договорам в бюджетных организациях в 2022 году:
Предмет закупки | Какой размер аванса должен быть по закону в 2022 году |
---|---|
Связь, подписка на периодические издания, повышение квалификации, экспертиза ПСД, грузовые перевозки, авиа- и железнодорожные билеты, услуги гостиниц и т. д. | До 100% |
В любой закупке с казначейским сопровождением | До 90% |
Строительство, реконструкция и капитальный ремонт государственной и муниципальной собственности, если получена субсидия на софинансирование из федерального или регионального бюджета | До 50% |
Как мы видим, 100% предоплата в бюджетных организациях в 2022 году возможна, как и раньше, в ряде определенных случаев. Вот пример:
Определение размера предоплаты
Существуют определенные ограничения сумм авансовых платежей в бюджетном учреждении в 2022 году и регулируются они ПП РФ № 1496 от 09.12.2017:
- не выше 30% от НМЦК — на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг бюджетным учреждениям, в том числе на выполнение работ по строительству объектов капитального строительства государственной собственности РФ (абз. 2 пп. «а» п. 18 Положения об исполнении бюджета);
- от 30 до 90% от НМЦК (за исключением госконтрактов, которые указаны в предыдущем пункте) — контракты, в которых есть условия о казначейском сопровождении;
- до 100% от НМЦК — в контрактах на предоставление услуг связи, подписки на печатные издания, покупку авиа- и железнодорожных билетов, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, путевки на санитарно-курортное лечение и т. д.;
- от 30 до 70% от НМЦК свыше 600 млн рублей — на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту. В контракте бюджетное учреждение указывает условие о том, что следующая выплата аванса производится только после того, как поставка товаров в объеме первой предоплаты подтверждена. Такое подтверждение осуществляется в порядке санкционирования оплаты денежных обязательств в рамках Приказа Минфина №.257н от 30.10.2020.
Тонкости указания размера предоплаты
Порядок выплаты аванса бюджетным учреждением, сроки и сумма обязательно прописываются в контракте. Эта обязанность закреплена в ч. 13 ст. 34 44-ФЗ. Есть несколько правил, которым надо придерживаться бюджетным учреждениям при указании авансирования в договорах по 44-ФЗ:
- всегда прописывайте в контракте точную сумму предоплаты, а не диапазон возможных значений;
- если это не предусмотрено законодательством, не соотносите цели применения аванса с требованиями;
- если в случае исполнения соглашения предусмотрены этапы, то авансирование должно определяться соотношением от цены этапа контракта.
В каких случаях аванс не требуется
Существуют товары, при закупке которых бюджетным учреждениям нельзя выплачивать авансы. Их список утвержден Распоряжением Правительства РФ № 21-р от 16.01.2018 (изм. 2020 г.). В него входят товары по 22 позициям ОКПД2, например, некоторые виды транспорта, текстиля, одежды, компьютеров и др. Также в этом распоряжении установлен список услуг в количестве 4, по которым запрещается применять авансирование. В него вошли услуги по ремонту некоторых видов техники и оборудования, предметов мебели и домашнего быта.
Об авторе этой статьи

Другие публикации автора
- 2022.03.30Закупка у единственного поставщикаУтвердили положение о реестре единственных поставщиков лекарств и медизделий по 44-ФЗ
- 2022.03.29Новости и измененияУточнили правила перерегистрации предельной отпускной цены на ЖНВЛП
- 2022.03.09Документы заказчикаЧто нужно сделать заказчику, если закупка не состоялась
- 2022.02.25ОплатаОсобенности авансирования контрактов по 44-ФЗ для бюджетных учреждений
Размеры авансов по 44-ФЗ в 2022 были частично уменьшены. Но, тем не менее, авансирование все еще остается проблемным вопросом. Для исполнителя это упрощение выполнения госзаказа. А вот для заказчика всегда риск — есть возможность неисполнения контракта недобросовестным поставщиком и потеря финансовых средств. Несмотря на то, что этот риск обычно покрывается обеспечением исполнения контракта, я бы не рекомендовала предоплату 100 процентов бюджетным учреждениям в 2022 году. Но в случае вступления в сговор заказчика и поставщика и госзаказ не будет выполнен, и денежные средства уйдут в неизвестном направлении.