Авансирование в бюджетных учреждениях в 2023 году прописывают по правилам, которые установили в правительстве. По некоторым контрактам заказчики могут платить повышенные авансы. Но нужно соблюдать определенные условия.
Виды авансирования по контракту
Заказчики платят такое авансирование:
- полное — это предоплата в размере 100 % от цены контракта, которая перечисляется поставщику или исполнителю до начала исполнения контракта;
- частичное — это когда часть финансов перечисляется до начала исполнения, а остаток после выполнения контракта.
Как авансирование по 44-ФЗ регулируется законодательством
Процесс выплаты аванса по 44-ФЗ в 2023 году для бюджетных учреждений регулирует 44-ФЗ и ГК РФ. 44-ФЗ не предусматривает отдельных норм по авансированию. Заказчик бюджетного учреждения самостоятельно решает, устанавливать предоплату или нет и в каком размере. Авансирование прямо влияет на размер обеспечения контракта. В случае аванса более 30 % от НМЦК обеспечение исполнения госконтракта составляет сумму не менее суммы аванса (ч. 6 ст. 96 44-ФЗ). Также авансирование тесно связано и с антидемпинговыми мерами: если цена упала на 25 % от НМЦК и больше, то аванс выплачивать нельзя (ч. 13 ст. 37 44-ФЗ).
Особенности авансирования в 2023 году
Для госконтрактов с казначейским сопровождением
В 2023 году получатели средств федерального бюджета включают в госконтракты с казначейским сопровождением условие об авансовых платежах в размере от 30 до 50 % от цены контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств, которые довели до заказчика (ПП РФ № 348 от 06.03.2023, Письмо Казначейства № 07-04-05/14-8956 от 04.04.2023).
А если госконтракт, который не подлежит казначейскому сопровождению, исполняется в 2023 году и последующих годах и доведенных ЛБО не хватает для выплаты авансирования в текущем году, то в соглашении предусматривается условие о выплате оставшейся части аванса до 1 февраля следующего года. Подтверждать поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг авансированию, которое перечислили раньше, заказчику не надо.
Кроме того, разрешили вносить изменения в госконтракт по соглашению сторон и увеличивать авансирование (ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ). Но надо соблюдать условие о размере обеспечения исполнения контракта (ч. 6 ст. 96 44-ФЗ).
Повышенные авансы от 30 до 90 % в 2023 году устанавливают только в особых случаях (п. 3, 4 ПП РФ № 348):
- для госконтрактов с казначейским сопровождением на поставку товаров, работ, услуг для реализации решений о капитальных вложениях в объекты капстроительства государственной собственности РФ на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей;
- для контрактов с казначейским сопровождением, которые заключили за счет субсидий и межбюджетных трансфертов из федбюджета на софинансирование расходов по госконтрактам на поставку товаров, работ, услуг для капвложений в объекты капстроительства госсобственности РФ на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей.
И еще одно изменение 2023 года по авансированию: главные распорядители средств бюджета вправе принять нормативный акт для включения в госконтракты на поставку товаров, работ, услуг на сумму менее 100 млн рублей условия о казначейском сопровождении авансовых платежей и о казначейском сопровождении авансов по контрактам, которые заключают для исполнения госконтрактов (п. 9 ч. 2 ст. 5 466-ФЗ от 05.12.2022). Правило действует для ГРБС, которые сами выступают заказчиками, и для их подведомственных учреждений (п. 5 ПП РФ № 348).
Для промышленной продукции
С 2023 года федеральные заказчики обязаны устанавливать аванс не менее 80 % — но не больше ЛБО — при закупках промышленных товаров для государственных и муниципальных нужд и для нужд обороны и безопасности государства (ПП РФ № 2411 от 24.12.2022). Перечень таких товаров приведен в приложении к ПП РФ № 2411. Правило о повышенном авансировании применяют, если в закупке установили запрет на допуск иностранных товаров.
Мы собрали в таблицу размеры авансовых платежей по договорам в бюджетных организациях в 2023 году:
Предмет закупки | Какой размер аванса должен быть по закону в 2023 году |
---|---|
Связь, подписка на периодические издания, повышение квалификации, экспертиза ПСД, грузовые перевозки, авиа- и железнодорожные билеты, услуги гостиниц и т. д. | До 100 % |
В закупках с казначейским сопровождением | До 90 % |
Покупка промышленных товаров для государственных и муниципальных нужд и для нужд обороны и безопасности страны | Не менее 80 % |
Как мы видим, 100% предоплата в бюджетных организациях в 2023 году возможна, как и раньше. Вот пример:
Определение размера предоплаты
Существуют определенные ограничения сумм авансовых платежей в бюджетном учреждении в 2023 году, и регулируются они ПП РФ № 1496 от 09.12.2017:
- Не выше 30 % от НМЦК — на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг бюджетным учреждениям, в том числе на выполнение работ по строительству объектов капитального строительства государственной собственности РФ (абз. 2 пп. «а» п. 18 Положения об исполнении бюджета).
- От 30 до 90 % от НМЦК (за исключением госконтрактов, которые указаны в предыдущем пункте) — контракты, в которых есть условия о казначейском сопровождении (абз. 4 пп. «а» п. 18 Положения об исполнении бюджета). Действие этой нормы приостановили до 31.12.2023.
- от 30 до 70 % от НМЦК свыше 600 млн рублей — на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту (пп. «б» п. 18 Положения об исполнении бюджета). В контракте бюджетное учреждение указывает условие о том, что следующая выплата аванса производится только после того, как поставка товаров в объеме первой предоплаты подтверждена. Такое подтверждение осуществляется в порядке санкционирования оплаты денежных обязательств в рамках Приказа Минфина №.257н от 30.10.2020. Действие этой нормы также приостановили до 31.12.2023.
- До 100 % от НМЦК — в контрактах на предоставление услуг связи, подписки на печатные издания, покупку авиа- и железнодорожных билетов, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, путевки на санитарно-курортное лечение и так далее (пп. «в» п. 18 Положения об исполнении бюджета).
Тонкости указания размера предоплаты
Порядок выплаты аванса бюджетным учреждением, сроки и сумма обязательно прописываются в контракте. Эта обязанность закреплена в ч. 13 ст. 34 44-ФЗ. Есть несколько правил, которых надо придерживаться бюджетным учреждениям при указании авансирования в договорах по 44-ФЗ:
- всегда прописывайте в контракте точную сумму предоплаты, а не диапазон возможных значений;
- если это не предусмотрено законодательством, то не соотносите цели применения аванса с требованиями;
- если в случае исполнения соглашения предусмотрены этапы, то авансирование должно определяться соотношением от цены этапа контракта.
В каких случаях аванс не требуется
Существуют товары, при закупке которых бюджетным учреждениям нельзя выплачивать авансы. Их список утвержден Распоряжением Правительства РФ № 21-р от 16.01.2018. В него входят товары по 22 позициям ОКПД2: например, некоторые виды транспорта, текстиля, одежды, компьютеров и др. Также в этом распоряжении привели 4 вида услуг, по которым запрещается применять авансирование. В него вошли услуги по ремонту некоторых видов техники и оборудования, предметов мебели и домашнего быта.
Документы и разъяснения
Федеральный закон 44-ФЗ от 05.04.2013 |
Гражданский кодекс (часть первая) № 51-ФЗ от 30.11.1994 |
Постановление Правительства РФ № 348 от 06.03.2023 |
Письмо Казначейства № 07-04-05/14-8956 от 04.04.2023 |
Постановление Правительства РФ № 1496 от 09.12.2017 |
Федеральный закон № 466-ФЗ от 05.12.2022 |
Постановление Правительства РФ № 2411 от 24.12.2022 |
Приказ Минфина № 257н от 30.10.2020 |
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30.12.2001 |
Распоряжение Правительства РФ № 21-р от 16.01.2018 |