Содержание
Целевые деньги из федерального и местных бюджетов выделяют под конкретные потребности. Финансовые органы и Казначейство внимательно отслеживают расходование таких средств: контроль выражается в казначейском сопровождении. Но для расширенного казначейского сопровождения в 2023 году требуются особые условия.
Как Казначейство сопровождает контракты
Казначейское сопровождение строго регламентируется. В Бюджетный кодекс ввели отдельную главу 24.4 про КС, а ПП 2024 о казначейском сопровождении от 24.11.2021 устанавливает правила этой процедуры. Суть КС в том, что Федеральное казначейство через территориальные органы дополнительно контролирует порядок исполнения госконтрактов, которые финансируются из целевых денег.
Вот как это работает: заказчик получает целевое финансирование и объявляет закупку. В извещении и проекте контракта обязательно прописываются условия казначейского сопровождения. Победитель закупки, то есть будущий исполнитель госконтракта, открывает лицевой счет в ТОФК: заказчик перечисляет оплату со своего лицевого счета на лицевой счет поставщика. Такую схему называют режимом лицевого счета. Казначеи проверяют контракт и все документы исполнения. Каждый платеж проходит санкционирование — подтверждение от ТОФК (Приказ Минфина № 214н от 17.12.2021). После того как выплату санкционируют, поставщик получает деньги за поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг. Основные риски, которые снижает механизм казначейского сопровождения, — нецелевое расходование средств, перерасход и неисполнение бюджета, несанкционированная оплата.
Участники КС — это не только заказчики, но и поставщики. К ним относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели и физлица — производители товаров, работ, услуг, которые получают деньги из российского бюджета разных уровней по государственным и муниципальным контрактам (244-ФЗ от 01.07.2021). Но только после подтверждения целевого использования бюджетных средств.
В ст. 242.27 БК РФ перечислены средства, на которые не распространяется казначейское сопровождение. Среди них — деньги, выделенные по контрактам, которые исполняют казенные учреждения.
Кроме того, в 2023 году Казначейство не сопровождает:
- средства по контрактам на сумму 3 000 000 рублей и меньше, которые заключают для исполнения основных госконтрактов, и деньги по контрактам бюджетных и автономных учреждений (п. 8 ч. 2 ст. 5 466-ФЗ, ч. 7 ст. 10 448-ФЗ от 21.11.2022);
- средства федерального бюджета, которые получили организации кинематографии, региональные и муниципальные СМИ, политические партии для компенсации финансовых затрат на их участие в выборах. Эти деньги не перечисляют на счета, открытые в Федеральном казначействе (ч. 4 ст. 5 466-ФЗ).
В течение 2023 года местные власти смогут определить локальным законом или решением высшего исполнительного органа в регионе средства из региональных и местных бюджетов, которые надо сопровождать в Казначействе, если заключаете на них контракт (п. 1 ч. 1 ст. 242.26 БК РФ, ч. 14 ст. 10 448-ФЗ от 21.11.2022). А местные финорганы вправе проводить такое КС по нормам ст. 242.26 БК РФ — в порядке, который установили региональные власти с учетом требований правительства (п. 5 ст. 242.23 БК РФ).

Еще в течение 2023 года не действует условие из пп. 1 п. 2, п. 3, 5 ст. 242.23 БК об открытии лицевых счетов участника казначейского сопровождения поставщикам — при расчетах по ч. 4-6, 15 ст. 10 448-ФЗ. На практике это означает, что заказчики смогут рассчитываться с некоторыми поставщиками напрямую: платить за отдельный этап или за весь госконтракт со своего лицевого счета на расчетный счет исполнителя в банке (ч. 1 ст. 8 448-ФЗ).
Казначеи осуществляют базовое и расширенное казначейское сопровождение. В Бюджетном кодексе указано, что такое расширенное казначейское сопровождение, — это КС, которое проводят по решению российского правительства (ст. 242.24 БК РФ, правила РКС из ПП РФ № 2024). РКС выражается в усиленном контроле за исполнением целевых контрактов.
РКС проводят для:
- госконтрактов, муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;
- договоров о субсидировании, соглашений о бюджетном инвестировании (ст. 80 БК РФ), о взносах в уставной капитал за счет субсидирования и бюджетных инвестиций;
- договоров, которые стороны заключают для исполнения целевых госконтрактов и соглашений.
Разъяснения о проведении РКС
Расширенное КС проводят по нормам ПП РФ № 2024 и с учетом базовых правил ст. 242.24 БК РФ. Расширенное казначейское сопровождение целевых средств по госконтрактам и договорам осуществляется только по решению правительства и только после выпуска отдельного правительственного акта (п. 1 ст. 242.24 БК РФ, п. 3 правил РКС из ПП РФ № 2024).
РКС осуществляет не только Казначейство, но и местные финансовые органы. Казначеи контролируют федеральные госконтракты на строительство, госконтракты с единственным поставщиком для федеральных нужд и средства по решению правительства. Местные органы власти тоже проверяют расчеты по правительственным актам и сопровождают государственные и муниципальные контракты из средств регионального бюджета.
А вот как проходит расширенное казначейское сопровождение на практике:
- Казначеи проводят операции участников КС на лицевых счетах только после проведения проверки. Кроме базовой документальной проверки, в ТОФК проверяют соответствие фактически поставленных товаров, работ, услуг с информацией из госконтракта и документов поставки, которые подтверждают возникновение денежных обязательств — оплаты. Проверку проводят с использованием фото и видеотехники.
- Еще одна проверка, которую проводят в ТОФК, — сверка фактических затрат и данных раздельного учета финансово-хозяйственной деятельности по госконтракту. Заказчик заносит сведения по раздельному учету в свою бухгалтерскую программу. Казначеи смотрят учетные данные и сопоставляют их с первичными документами и расходной декларацией: при казначейском сопровождении в 2023 году обязательно проводится анализ экономической обоснованности затрат (Приказ ФК № 43н от 22.12.2021). То есть, чтобы провели платеж, заказчику и поставщику надо подтвердить целесообразность расходов.
- После успешной проверки специалист ТОФК санкционирует платеж. Перевод денег на расчетный счет поставщика в банке одобрят только после того, как заказчик пришлет в Казначейство уведомление о полном исполнении госконтракта.
Разъяснения о режиме лицевого счета
Режим лицевого счета — это перевод оплаты за поставленные товары, работы, услуги с лицевого счета заказчика на лицевой счет поставщика. Лицевые счета открывают в территориальных отделениях Казначейства (Приказ Казначейства № 21н от 17.10.2016). Только после всех проверок и санкционирования оплаты поставщику переведут деньги с его лицевого на обычный банковский счет.
Стороны обязательно оговаривают в госконтрактах с РКС условия ведения и использования лицевого счета участника казначейского сопровождения (п. 7.1 ст. 220.1 БК РФ). Вот эти условия:
- о проведении операций с целевыми средствами только после проверки ТОФК фактической поставки товаров, работ, услуг и соответствия фактических показателей данным раздельного учета;
- предоставлении заказчиком распоряжения о платеже на сумму денежных обязательств, которые подтвердили при проверке;
- предоставлении заказчиком в ТОФК или региональный финансовый орган расходной декларации;
- предоставлении заказчиком доступа к бухгалтерским, информационным системам и подаче в ТОФК первичных документов по заказу.
Особые правила действуют для госконтрактов на строительство, реконструкцию объектов капстроительства. Если участники РКС заключили контракт, договор для исполнения строительного госконтракта, то в него тоже включают условия о проведении проверок при приеме работ на объекте капитального строительства.
Условия о режиме лицевого счета, который открыли региональные и муниципальные участники КС в местном финансовом органе, устанавливаются другими правилами — порядком из ПП РФ № 2155 от 01.12.2021 (совместное письмо Минфина № 09-02-09/40987, Казначейства № 07-04-05/04-10812 от 29.04.2022).
Разъяснения об обосновании экономических затрат
Для экономического обоснования затрат и подтверждения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности для РКС используют расходную декларацию (Приказы Минфина № 4н от 10.01.2019, № 255н от 25.12.2019, № 334н от 30.12.2020, № 210н от 10.12.2021). Участники расширенного КС обязаны формировать расходные декларации по правилам Минфина (пп. 5 п. 2 ст. 242.23 БК РФ). А вот как передаются данные по раздельному учету по казначейскому сопровождению — в электронном виде: обмен информацией происходит через «Электронный бюджет» и локальные информационные системы.
Состав показателей расходной декларации, условия санкционирования и конкретные сроки платежей по РКС тоже устанавливает Минфин (порядок № 210н). В расходной декларации отражают данные раздельного учета участников РКС. А ведут такой учет в соответствии с локальной учетной политикой (ст. 8 402-ФЗ от 06.12.2011).
ИП не ведут бухгалтерский учет. Но если предприниматель участвует в казначейском сопровождении, то он сам выбирает способ ведения раздельного учета по госконтрактам.
Данные раздельного учета проверяют только при наличии на лицевом счете неиспользованного остатка средств по госконтракту — не менее 20% от цены контракта. Кроме того, проверку проводят и при окончательном расчете по контракту. На время оплаты распоряжения о казначейских платежах проверка не влияет — сроки не увеличиваются.
Документы и разъяснения
Бюджетный кодекс № 145-ФЗ от 31.07.1998 |
Приказ Минфина № 214н от 17.12.2021 |
Федеральный закон 244-ФЗ от 01.07.2021 |
Федеральный закон 466-ФЗ от 05.12.2022 |
Федеральный закон 448-ФЗ от 21.11.2022 |
Приказ Федерального казначейства № 43н от 22.12.2021 |
Постановление Правительства № 2155 от 01.12.2021 |
Приказ Минфина от 10.12.2021 № 210н |
Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 |
Приказ Минфина № 4н от 10.01.2019 |
Приказ Минфина № 255н от 25.12.2019 |
Приказ Минфина № 334н от 30.12.2020 |
Приказ Минфина № 210н от 10.12.2021 |
совместное письмо Минфина № 09-02-09/40987, Казначейства № 07-04-05/04-10812 от 29.04.2022 |
Об авторе этой статьи

- Бухгалтер, эксперт проекта
-
Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.
Другие публикации автора
- 2023.12.07ЕИСИнструкция по размещению в ЕИС плана-графика по 44-ФЗ
- 2023.11.28Документы заказчикаПошаговая инструкция по заключению контракта со вторым участником
- 2023.11.23Контроль закупокИнструкция по заполнению бюджетной сметы госзаказчика
- 2023.11.20НовичкамЕстественные монополии: что это и какую роль играют в госзакупках
До конца 2022 года действует еще одно послабление по казначейскому сопровождению. Базовое казначейское сопровождение осуществляется только для контрактов и договоров от 5 000 000 рублей, а до вступления в силу 146-ФЗ участники КС сопровождали федеральные контракты и целевые расчеты от 600 000 рублей. А региональные власти могут своими локальными законами устанавливать цены государственных и муниципальных контрактов, финансируемых из регионального бюджета, для которых обязательно казначейское сопровождение.