До 2022 года стороны могли договориться о поэтапном исполнении. Но существует ли в законе № 44-ФЗ прямое определение «этапа», на том момент мало кто знал. Сейчас в Федеральной контрактной системе официально закрепили понятие этапа, а Минфин дал разъяснения, как с ним работать.
Скачать Письмо Минфина № 24-06-06/43240 от 12.05.2022 |
Что такое этап исполнения контракта
С 1 января 2022 года в Федеральную контрактную систему ввели новое определение: отдельный этап исполнения контракта — это по 44-ФЗ часть обязательств поставщика, по которому заказчик обязан обеспечить приемку и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (п. 8.4 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ). Такая обязанность прописывается в контракте. Кроме того, во время этапной приемки стороны оформляют и подписывают закрывающие документы — накладные, акты, счета-фактуры.
На практике отдельный этап исполнения подразумевает, что заказчик обязан обеспечить приемку и оплату выполненной части обязательств поставщика, то есть части поставленных товаров, работ, услуг (Письмо Минфина № 24-06-06/86152 от 25.10.2021). Но есть особенности:
- В 44-ФЗ указывают на отдельный этап (ОЭ). Речь идет об отдельном событии, которое прописывается в контракте и требует от сторон определенных действий: сдачи-приемки и оплаты товаров, работ, услуг.
- ОЭ — это не любая часть исполненных обязательств, а только та, по которой стороны согласовали отдельную приемку и оплату в госконтракте.
- Если исполнение контракта состоит из нескольких ОЭ, то это обязательно прописывается в соглашении.
Если заказчик не согласен или не принимает поставленную часть товара, работы, услуги, то он направляет поставщику мотивированный отказ от подписания документа приемки. Если же стороны не составят приемочную документацию по ОЭ или же заказчик не отправит мотивированный отказ от подписания, то это приведет к административному штрафу в размере 20 000 рублей (ч. 9 ст. 7.32 КоАП РФ).
Платить за исполненный ОЭ тоже обязательно. В ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ разъясняется, как считать срок исполнения обязательств по контракту по 44-ФЗ — отдельно по каждому этапу в соответствии с госконтрактом. А платить за частично и полностью выполненные обязательства надо в течение 7 рабочих дней после подписания документации о приемке. За нарушение срока оплаты заказчику грозит штраф от 30 000 до 50 000 рублей (ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ).
На что влияет этап исполнения контракта
ОЭ влияет:
- на составление извещения;
- на порядок приемки и оплаты товаров, работ, услуг.
Для проведения открытых конкурентных процедур заказчик формирует и размещает в ЕИС извещение о закупке (ч. 1 ст. 42 44-ФЗ ). В извещение о закупке включают информацию о сроке исполнения контракта и его отдельных этапов, если проектом контракта предусмотрены такие ОЭ и сведения о начальной (максимальной) цене контракта и цене ОЭ (п. 8, 9 ч. 1 ст. 42 ФКС).
Минфин в Письме № 24-06-06/43240 от 12.05.2022 указал, какую дату окончания исполнения контракта по 44-ФЗ ставить — срок исполнения контракта и его ОЭ, прописанный в извещении, представляет собой срок, который включает в том числе приемку и оплату поставленных ТРУ. То есть срок исполнения всего контракта и его отдельных этапов определяют как период, который понадобится на поставку, приемку и оплату ТРУ.
Этот вывод сделан на основании того, что в п. 8.4 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ указано, что отдельный этап исполнения контракта — это часть обязательства поставщика, в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку с оформлением необходимых документов и оплату поставленных ТРУ.
Эти нормы рассмотрены регулятором комплексно во взаимосвязи с ч. 1 ст. 94 44-ФЗ. В этой статье указано, что исполнение контракта включает комплекс мер, которые реализуются после заключения контракта и направлены на достижение целей закупки путем взаимодействия заказчика c поставщиком в рамках гражданского законодательства и 44-ФЗ, в т. ч.:
- Приёмку поставленного товара, отдельных этапов исполнения контракта, которые предусмотрены контрактом, включая проведение по 44-ФЗ экспертизы поставленного товара, ОЭ исполнения госконтракта.
- Оплату заказчиком поставщику поставленного товара и ОЭ исполнения.
- Взаимодействие заказчика с поставщиком при исполнении, изменении, расторжении контракта в рамках ст. 95 44-ФЗ, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком или заказчиком условий госконтракта.
Разъяснения о этапах исполнения контракта
Как определять срок отдельного этапа, если объем в закупке не определен
Минфин в Письме № 24-06-06/43240 от 12.05.2022 пояснил, что если заказчик устанавливает ОЭ в рамках ч. 24 ст. 22 44-ФЗ, то в извещении о закупке или проекте соглашения дата исполнения контракта по 44-ФЗ считается в соответствии со ст. 190 ГК РФ с указанием на событие — заявку заказчика.
Этот вывод основан на положениях 44-ФЗ и Гражданского кодекса. Так, в ч. 24 ст. 22 44-ФЗ указано, что, если количество поставляемых товаров, объем работ, услуг невозможно установить, заказчик определяет начальную цену ТРУ, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта и обосновывает в соответствии с этой статьей цену единицы ТРУ. B этом случае в контракте прописывается порядок определения количества поставляемого товара, объема работы, услуги на основании заявок заказчика (ч. 1 ст. 34 44-ФЗ).
Вот инструкция по работе с этапами контрактов с неопределенным объемом.
Одновременно с этим в ч. 1 ст. 2 44-ФЗ установлено, что контрактное законодательство основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса. В ст. 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Еще срок определяют указанием на событие, которое неизбежно наступит. А в ст. 191 ГК РФ указано, что течение срока, который определен периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Если же истек срок указания информации о сроках оплаты поставленного товара, то стороны согласовывают новые сроки.
Можно ли оформлять несколько документов о приемке в рамках одного этапа
Минфин в Письме № 24-06-06/43240 от 12.05.2022 указал: стороны смогут оформить несколько документов о приемке в рамках одного этапа исполнения контракта. Это не противоречит положениям п. 8.4 ч. 1 ст. 4 44-ФЗ, если производится оплата по итогам исполнения обязательств, которые предусмотрены контрактом, по отдельному этапу исполнения контракта, в рамках которого были оформлены такие документы о приемке.
Как изменять срок отдельного этапа
Минфин в Письме № 24-06-06/43240 от 12.05.2022 указал, что по п.12 ч.1 ст.95 Федерального закона 44-ФЗ допускается изменение срока отдельного этапа госконтракта. Стороны вправе по соглашению изменять только срок исполнения ОЭ в рамках общего срока исполнения контракта.
И вот почему: при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, которые прописаны в 44-ФЗ (ч. 2 ст. 34 44-ФЗ). Случаи изменения существенных условий госконтракта при его исполнении прописаны в ст. 95 44-ФЗ, а возможность изменения сроков ОЭ — в п. 12 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ.
Разъяснения ФАС об этапах исполнения контракта по 44-ФЗ
В Федеральной антимонопольной службе прокомментировали два случая нарушений по ОЭ.
Первый случай
При размещении извещения об электронном аукционе заказчик не смог определить точное количество изделий в соответствии с установленными этапами. Но требование об определении объема ОЭ госконтракта в законе не предусмотрено. Это означает, что нарушений нет (Решение Алтайского краевого УФАС России по делу № 022/06/42-142/2022 от 09.03.2022).
Второй случай
Комиссия УФАС посчитала, что заказчик установил ОЭ исполнения госконтракта, так как в проекте соглашения прописана обязанность подрядчика выполнить определенный вид работы к определенному сроку и обязанность заказчика — принять эти работы и оплатить их в определенное время. А в извещении эти требования и ОЭ исполнения госзаказчик не установил, тем самым нарушив ч. 3 ст. 7, п. 8, 9 ч. 1 ст. 42 Федеральной контрактной системы. Потенциальный поставщик пожаловался на заказчика. ФАС принял жалобу и признал ее обоснованной (Решение Алтайского республиканского УФАС по делу № 004/06/49-51/2022 от 03.03.2022).
Судебные выводы об этапах исполнения контракта
Московский арбитражный суд постановил: на ОЭ исполнения госконтракта поставщик предоставляет выписку из реестра российской промышленной продукции или копию сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, только когда соблюдаются условия из п. 2 постановления Правительства РФ № 617 от 30.04.2020 (Решение Арбитражного суда города Москвы по делу № А40-2282/22-145/19 от 07.04.2022).
Заказчик опубликовал извещение о проведении электронного аукциона на поставку весов лабораторных прецизионных — ЛН-129 с ОКПД2 28.29.31.115. Один из участников закупки подал жалобу в ФАС. Антимонопольная служба рассмотрела жалобу и провела внеплановую проверку (п. 1 ч. 15 ст. 99 44-ФЗ). Суть жалобы в том, что в извещении установили запрет на допуск и ограничения допуска иностранных товаров. Перечень отдельных промышленных товаров из иностранных государств, для которых устанавливаются ограничения допуска, утвержден ПП РФ № 617. По нормам этого постановления заказчик отклоняет все заявки, в которых предлагают иностранные товары, если на участие в закупке подали минимум две заявки (на дату публикации извещения, в 2023 году нужна только одна заявка), которые удовлетворяют требованиям извещения и документов заказа и одновременно:
- Содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, которые изготовлены в ЕАЭС.
- Не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя или производителей, которые входят в одну группу лиц (ст. 9 135-ФЗ от 26.07.2006).
При исполнении госконтракта или его этапа участник представляет выписку из реестра российской промышленной продукции или копию сертификата (пп. «б» п. 7, 9 ПП РФ № 617).
Заказчик допустил все поданные заявки до участия в аукционе, хотя некоторые из них содержали иностранные товары. Победителем признали поставщика, который и подал впоследствии жалобу в ФАС. Причина жалобы — заказчик не соблюдал ограничения по п. 2 ПП РФ № 617 в ходе аукциона, следовательно, положения ПП РФ № 617 не должны применяться и при исполнении госконтракта и его ОЭ.
Заказчик направил победителю проект госконтракта на подписание, но поставщик выдал заказчику протокол разногласий с просьбой исключить положения о представлении документов с подтверждением страны происхождения товара по ПП РФ № 617. Заказчик принял протокол частично и оставил в тексте требования по ПП РФ № 617.
На заседании Комиссии ФАС победитель пояснил: страна происхождения товара — Россия, но изделие отсутствует в реестрах российской и евразийской промышленной продукции. Он не сможет представить выписку из реестров при исполнении госконтракта и его ОЭ. Но отсутствие в реестрах не означает, что товар — не российский.
В ФАС встали на сторону участника, заявив о нарушении ч. 10 ст. 83.2 ФКС. Но уполномоченный орган заказчика не согласился с антимонопольной службой и обжаловал решение в судебном порядке. Суд пришел к выводу, что решение антимонопольного органа правомерно. Если совокупность условий из п. 2 ПП РФ № 617 не соблюдалась, то это означает, что постановление № 617 не действовало при проведении аукциона. Следовательно, действия заказчика, который направил победителю проект госконтракта без учета протокола разногласий, нарушают часть 10 статьи 83.2 ФКС. Заказчик не вправе требовать документы о подтверждении страны происхождения товара при исполнении отдельного этапа и всего госконтракта.
Документы и разъяснения
Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 |
Федеральный закон №135-ФЗ от 26.07.2006 |
Гражданский кодекс № 51-ФЗ (часть первая) от 30.11.1994 |
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30.12.2001 |
Постановление Правительства РФ № 617 от 30.04.2020 |
Письмо Минфина № 24-06-06/86152 от 25.10.2021 |
Решение Алтайского республиканского УФАС по делу № 004/06/49-51/2022 от 03.03.2022 |
Решение Алтайского краевого УФАС России по делу № 022/06/42-142/2022 от 09.03.2022 |
Об авторе этой статьи
-
Высшее и специальное образование по закупкам: ХГУЭП, диплом с отличием по специальности «Юриспруденция» и ГАПМ им. Н.П. Пастухова, диплом с отличием по программе «Управление закупочной деятельностью».
Автор и идейный вдохновитель проектов «GoodWin Project: Тендеры по-простому» и «Антидот 44-ФЗ: лекарство от головной боли в закупках».
Обучает закупкам по 44-ФЗ, консультирует поставщиков и заказчиков, работает как приглашенный руководитель тендерного отдела.
Другие публикации автора
- 2024.01.17Контроль закупокМожно ли изменять существенные условия госконтракта
- 2024.01.10Банковские гарантииКак вернуть обеспечение контракта по 44-ФЗ
- 2024.01.10Контроль закупокКак организовать работу контрактной службы заказчика
- 2024.01.10Документы заказчикаИнструкция по дополнительным требованиям к участникам госзакупок