Закупки промышленного оборудования — это, на первый взгляд, одни из самых сложных закупок. Но четко следуя букве закона, заказчик минимизирует свои риски по получению административной ответственности и наложению штрафа.
Нормативная база
Все отношения, возникающие между субъектами, которые осуществляют деятельность в сфере промышленности, регулируются законом о промполитике. В Федеральном законе от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» есть понятие «промышленная продукция», под которой понимаются товары, произведенные в результате осуществления деятельности в сфере промышленности. Исходя из этого, любой товар, которой не относится к товарам hand made, относится к промышленным товарам, и применяются Постановления № 616, 617 и 719.
Особенности проведения закупок промышленного оборудования
Подготовка к проведению закупки делится на следующие этапы:
- Определение потребности в товаре.
- Определение технических характеристик и обоснованность их требования.
- Выбор способа определения поставщика.
- Подготовка документации с установлением запретов и правил допуска продукции.
Чем точнее определена потребность, тем точнее составлено ТЗ. Чем больше параметров в нем указано, тем выше вероятность, что заказчик получит то оборудование, в котором он нуждается. Но слишком подробное ТЗ под конкретное оборудование обжалуется в ФАС как нарушение 135-ФЗ. Чем больше конкретизации, тем больше шансов получить жалобу. Если техническое задание списывается с характеристик конкретного оборудования, которое необходимо, есть огромный риск получить жалобу от компании-конкурента.
Закупка, в том числе и промышленного оборудования, обязательно должна укладываться в определенную процедуру. Запрос котировок вряд ли подойдет, т. к. его НМЦК не может быть более 3 млн рублей. В аукционе единственный критерий — цена, поэтому сэкономив финансы, заказчик имеет шанс заключить контракт с недобросовестным поставщиком и впоследствии тратить время и ресурсы на расторжение контракта, разбирательства в ФАС и объявление новой процедуры. В открытом конкурсе критериев несколько, и заказчик вправе требовать от потенциального исполнителя подтвердить свою финансовую состоятельность или деловую репутацию. При выборе поставщика путем проведения открытого конкурса у заказчика больше шансов получить необходимое оборудование в срок.
Основными НПА, применяемыми при закупке оборудования, являются постановления о нацрежиме.
ПП № 616 от 30.04.2020 — это постановление запрещает допуск импортных промышленных товаров для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню из приложения к этому постановлению. Этот запрет не применяется в следующих случаях: в целях обеспечения органов внешней разведки РФ средствами разведывательной деятельности, в целях обеспечения органов ФСБ России средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом, органами государственной охраны в целях реализации мер по осуществлению государственной охраны.
Если заказчик установил запрет по ПП № 616, участник обязан предоставить сведения из реестра РФ или ЕАЭС в составе заявки. В сведениях из реестра РФ (ЕАЭС) указываются следующие данные: номера реестровых записей соответствующих реестров, сведения о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций на территории РФ (если такое предусмотрено ПП РФ № 719 от 17.07.2015).
Если при подаче заявки участник укажет страну происхождения товара не РФ или не из списка ЕАЭС, то эту заявку оператор вернет. Исключением является продукция, происходящая из ДНР и ЛНР. Основанием для включения продукции в этот реестр является акт экспертизы, выданный уполномоченными органами ДНР и ЛНР, о соответствии такой продукции требованиям, предусмотренным приложением к Постановлению Правительства РФ от 17.07.2015 № 719.
Подробнее: запреты и ограничения в госзакупках
ПП № 617 от 30.04.2020. Этот НПА ограничивает допуск промышленной продукции для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд. При применении этого постановления действует правило «третий лишний». Заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке иностранной продукции, при условии, что на участие в закупке подано не менее 2 заявок, которые:
- удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке;
- содержат предложения о поставке российских товаров или из ЕАЭС;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц.
При применении ПП № 617 порядок подтверждения страны происхождения следующий: если продукция из РФ, то предоставляются сведения из реестра РФ, если из ЕАЭС — сведения сертификата СТ-1 (при исполнении контракта копия СТ-1 обязательно передается заказчику). При установлении запрета по ПП № 617 в извещении о закупке устанавливаем и условия допуска по Приказу Минфина № 126н. Если заявки отклоняются по ПП 617 — не применяем Приказ 126н. Если заявки не отклоняются по ПП 617 — применяем Приказ 126н.
ПП № 719 от 17.07.2015 регламентирует способы подтверждение производства промышленной продукции на территории РФ. Вот список документов, который необходимо предоставить для подтверждения того, что товар российского происхождения:
- справка о наличии инвестиционного контракта, заверенная руководителем организации (в свободной форме) — обязательно указать реквизиты контракта;
- акт экспертизы товара, выданный Торгово-промышленной палатой;
- сертификат о происхождении товара по форме СТ-1.
Также закупки промоборудования проводятся и у единственного поставщика. В связи с проведением специальной операции на территории Украины правительством было опубликовано ПП № 339 от 10.03.2022, в соответствии с которым заказчик вправе заключать соглашения без проведения тендеров не только по основаниям, предусмотренным статьей 93 44-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 15 закона № 46-ФЗ, в период до 31.12.2022 включительно решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ, могут быть установлены иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта Российской Федерации, а также определен порядок осуществления закупок в таких случаях. По мнению Минфина России, при осуществлении закупки у единственного поставщика предусмотренный Постановлением № 616 запрет на допуск товаров иностранного происхождения применяется исключительно в случае закупки товаров, включенных в реестр, и наличия такого товара в утвержденном указанным постановлением перечне товаров (письмо Минфина России от 15.12.2020 № 24-01-08/109697).
Вот пример такого контракта:
Особенности исполнения тендеров на промоборудование
Проведение тендеров на промышленное оборудование ничем не отличается от всех остальных. Есть свои особенности при приемке такого вида продукции.
При передаче продукции заказчику исполнитель в обязательном порядке передает сертификаты или декларации соответствия, паспорта на оборудование, гарантийные талоны. После монтажа и запуска оборудования подписывается акт ввода оборудования в эксплуатацию.
При приемке такого вида продукции необходимо обязательное присутствие специалистов, разбирающихся во всех тонкостях работы именно этого вида оборудования, для оценки технических характеристик поставленного товара и проверки работоспособности оборудования.
Очень часто при передаче продукции исполнители проводят бесплатное обучение персонала работе с оборудованием.