Содержание
Верховный Суд в очередной раз подтвердил, что правила рассмотрения и оценки заявок по 223-ФЗ не могут зависеть от режима налогообложения. Но в практике есть и иные выводы по этому поводу.
Оценка заявок в зависимости от налогообложения — нарушение 223-ФЗ
Заказчик прописал в документации, что оценивать заявки участников закупок будет без учета НДС. В антимонопольной службе признали это нарушением. Суды трех инстанций их поддержали, поскольку:
- Цену в заявке приходится прописывать без НДС. Это вынуждает участников на общей системе налогообложения (ОСН) понижать ценовое предложение на сумму налога, чтобы оно не превысило начальную максимальную цену договора (НМЦД). В противном случае заявку не будут оценивать.
- Такой порядок оценки дает преференции для плательщиков НДС, т.к. вычет налога из цены в заявке позволяет победить с ценой выше, чем у участников на УСН.
- Закон о закупках отдельными видами юрлиц (223-ФЗ) не позволяет заказчику делать вычеты из ценовых предложений участников.
Верховный Суд не стал пересматривать дело.
Выводы других судов и антимонопольных органов
Верховный Суд делал и раньше вывод о том, что нельзя приводить ценовые предложения участников с разными системами налогообложения к единому базису. Например, Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда № 307-ЭС20-21065 по делу № А56-75118/2019 от 23.04.2021.
Выводы Верховного Суда разделяют Арбитражный суд Московского и Северо-Западного округов и Московский УФАС.
Скачать постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.03.2022 № Ф07-18659/2021 по делу № А56-24306/2021 |
Скачать Решение Московского УФАС от 14.02.2022 по делу № 077/07/00-2234/2022 |
В практике есть и другой подход для решения аналогичного спора. Например, в определении от 04.04.2022 № 307-ЭС21-28680 по делу № А56-118596/2020 Верховный Суд признал недействительными решение и предписание антимонопольного органа от 08.10.2020 по жалобе № Т02-719/20 и удовлетворил требования АО «Гознак».
Суды в этом случае исходили из того, что сравнение ценовых предложений, которое изложено в документации о закупке, всех участников закупки вопреки позиции антимонопольного органа направлено на реализацию единого и равного подхода к оценке и сопоставлению заявок участников, применяющих различные системы налогообложения, поэтому это положение не может рассматриваться как нарушающее п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 14 ч. 10 ст. 4 223-ФЗ.
Об авторе этой статьи

-
Высшее и специальное образование по закупкам: ХГУЭП, диплом с отличием по специальности «Юриспруденция» и ГАПМ им. Н.П. Пастухова, диплом с отличием по программе «Управление закупочной деятельностью».
Автор и идейный вдохновитель проектов «GoodWin Project: Тендеры по-простому» и «Антидот 44-ФЗ: лекарство от головной боли в закупках».
Обучает закупкам по 44-ФЗ, консультирует поставщиков и заказчиков, работает как приглашенный руководитель тендерного отдела.
Другие публикации автора
- 2023.11.28223-ФЗПамятка госзакупщикам: что нужно сделать в декабре по 44-ФЗ и 223-ФЗ
- 2023.11.28Документы поставщикаКак уведомить заказчика о привлечении подрядчиков к исполнению госконтракта
- 2023.11.22Документы заказчикаИнструкция по закупке бумаги по 44-ФЗ
- 2023.11.22Инструкции для бухгалтераРекомендации по оплате НДС подрядчиками на УСН в рамках 44-ФЗ