Заказчики и поставщики прямо или косвенно участвуют в системе казначейских платежей, а их операции отражаются на специальных счетах. Чтобы заплатить поставщику, заказчик должен подготовить распоряжение о совершении платежа. Рассказываем, какой порядок казначейского обслуживания в 2023 году применяют казначеи и как это повлияет на работу участников закупок.
Что такое казначейское обслуживание и как оно регулируется
Казначейское обслуживание (КО) — это проведение операций участников системы казначейских платежей в системе таких платежей (гл. 24.3 БК РФ). За КО отвечает Федеральное казначейство. Казначеи отражают проведенные операции и денежные средства по ним на специальных казначейских счетах.
Еще в 2020 году утвердили номер приказа о порядке казначейского обслуживания — № 21н от 14.05.2020. А в 2022 году его скорректировали: в 2023 придется работать по новым правилам (Приказ Казначейства № 19н от 29.07.2022, письмо Казначейства России № 07-04-05/14-32433 от 22.12.2022).
Как проводят казначейское обслуживание
Каждый контракт, который заключают бюджетные и автономные заказчики, подлежит казначейскому обслуживанию. При КО территориальные органы ФК (ТОФК) проводят операции участников системы казначейских платежей (СКП) и отражают их на счетах:
- финорганов регионального и муниципального уровней;
- органов управления государственными внебюджетными фондами;
- получателей бюджетных средств;
- администраторов доходов бюджета;
- администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
- бюджетных и автономных учреждений;
- получателей средств из бюджета;
- получателей бюджетных средств, которые проводят операции с бюджетными средствами на счетах в подразделениях ЦБ РФ и кредитных организаций.
Обмен документами при КО проводится в электронной форме: заказчики подписывают файлы усиленной квалифицированной электронной подписью и отправляют в ТОФК. А сертификат такого ключа проверки содержит указание только на ТОФК в качестве владельца сертификата.
Ключевой формой казначейского обслуживания является распоряжение о совершении казначейских платежей. Когда заказчик платит поставщику по контракту, он формирует распоряжение и передает его в ТОФК. Учет операций ведется на лицевых счетах организаций в ТОФК.
К распоряжениям о совершении платежа относятся:
- заявка на кассовый расход — КФД 0531801;
- сокращенная заявка на кассовый расход — КФД 0531851;
- заявка на возврат — КФД 0531803;
- заявка на получение наличных — КФД 0531802;
- заявка на получение денег на карту — КФД 0531243;
- заявка для обеспечения наличными в электронном виде — приложение № 21;
- платежное поручение юрлица — положение ЦБ РФ № 762-П от 29.06.2021.

Какие особенности казначейского обслуживания учесть заказчикам
Когда заказчик предоставляет в ТОФК распоряжение, казначеи проверяют заявку на оплату по определенным направлениям:
- на соответствие правилам организации и функционирования СКП;
- на наличие в распоряжении реквизитов и показателей, которые обязательны для таких документов (п. 15-26 в приложениях № 1-4 к порядку № 21н);
- на соответствие обязательных реквизитов друг другу, реестровым записям реестра участников и неучастников бюджетного процесса;
- на соответствие уникального номера реестровой записи, идентификатора документа о приемке, идентификатора этапа контракта (для авансов) уникальному номеру, идентификатору из реестра соглашений о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций, межбюджетных трансфертов;
- на соответствие бумажных распоряжений (если заказчик предоставил его по технической причине) электронной форме и наличие подписей ответственных лиц;
- на наличие лиц, подписавших распоряжение, в карточке образцов подписей.
При необходимости проводятся и другие проверки. Если заказчик формирует распоряжение в Единой информационной системе, проверки проводят непосредственно в ЕИС. Если документы сформировали не в ЕИС, Казначейство проверяет их с использованием других информационных систем.
Распоряжения, которые прошли проверку Казначейства, принимаются к исполнению. Если документ не соответствует требованиям, его отказывают. При необходимости участник сам может отозвать документы на оплату. А принятые к исполнению распоряжения исполняются только при наличии на казначейском счете достаточного остатка средств.
Если дебитор возвращает заказчику дебиторскую задолженность на его лицевой счет в ТОФК, такой заказчик обязан проинформировать организацию о том, как заполнить расчетный документ по требованиям ЦБ РФ (положение ЦБ РФ № 762-П).
Бюджетные и автономные заказчики при оплате за поставленные товары, работы, услуги предоставляют распоряжения в ТОФК не позднее второго рабочего дня после дня размещения в реестре контрактов сведений об исполнении госконтракта или его отдельного этапа. Если поставщик исполнил контракт, который не подлежит включению в реестр контрактов, заявку на кассовый расход надо подать не позднее четвертого рабочего дня после подписания документа о приемке.
Учет операций со средствами бюджетных и автономных заказчиков осуществляют по КБК в соответствии с экономическим содержанием платежей:
- поступления — по коду аналитической группы подвида доходов бюджетов;
- выплаты — по кодам видов расходов классификации расходов, кодам субсидии и кодам объектов капитального строительства (если они есть).
Порядок формирования КБК утвержден Приказом Минфина № 82н от 24.05.2022. А коды бюджетной классификации на 2023 год и плановые 2024-2025 гг. закреплены в Приказе Минфина № 75н от 17.05.2022.
Помимо базовой проверки, ТОФК проверяет распоряжения заказчиков на оплату госконтрактов по таким направлениям:
- сумма в заявке на оплату не превышает остаток средств на лицевом счете заказчика;
- сумма в заявке не превышает сумму из документа о приемке или этапе (для аванса). Проверка проводится с использованием ЕИС;
- КБК из заявки действительны на момент ее предоставления.
Если оплата по контракту проводится за счет средств федерального бюджета, платеж проведут только после санкционирования расходов (абз. 2 п. 1 ст. 78.1, п. 1 ст. 78.2 БК РФ). Санкционирование тоже осуществляет ТОФК: казначеи обязательно проверяют, не превышает ли оплата поставщику выделенные лимиты бюджетных обязательств (Приказ Минфина № 226н от 13.12.2017). Для проведения понадобится документально подтвердить фактическое выполнение контракта и целевое назначение платежа.
Об авторе этой статьи

- Бухгалтер, эксперт проекта
-
Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.