Забота о природе стала общемировым трендом, который рано или поздно должен был коснуться и российского законодательства и сферы госзакупок в частности. В 2022 году правительство РФ решило, что заказчики обязаны устанавливать в закупках экологические требования с 01.01.2023, а с 2024 года планируется установить конкретные экологические показатели, которым должна соответствовать закупаемая продукция.
Что изменилось в экологических требованиях в 2023 году
Постановлением Правительства РФ от 08.07.2022 № 1224 установлено правило о том, что госзаказчики при закупках некоторых видов продукции обязаны устанавливать экологические требования, а именно: предъявлять требование о минимальной доле вторсырья, которое использовалось при производстве товара.
В частности, указывать долю вторсырья, в соответствии с ПП № 1224, необходимо при закупке туалетной бумаги, контейнеров для мусора, удобрений и некоторых других видов товаров.
Постановление вступило в силу с 1 января 2023 года.
При этом в постановлении не указана минимальная доля вторичного сырья, использованного при производстве, то есть не определено, какой объем переработки обязаны предусматривать заказчики в тендерной документации.
Этот вопрос разъяснен в письме Минприроды № 25-29/36428 от 16.09.2022. В нем ведомство указывает, что доля вторичного сырья в определенных товарах, закупаемых для государственных нужд, устанавливается по усмотрению заказчика. При этом ведомство не рекомендует устанавливать нулевой размер, цель экологических требований состоит в постепенной перестройке производственных систем и снижении нагрузки на окружающую среду. Мера, введенная ПП № 1224, призвана стимулировать производителей искать более экологичные способы производства. Устанавливая минимальный объем вторсырья в 0%, заказчик этой тенденции не помогает.
Таким образом, в письме Минприроды № 25-29/36428 от 16.09.2022 описано, как указывать требование к закупкам по 1224 Постановлению: необходимо указать любой минимальный объем переработки, который заказчик сочтет необходимым, но не следует указывать 0%.
Обязан ли участник закупки подтверждать долю вторсырья
И является ли непредоставление документов об этом основанием для отклонения заявки.
Важно понимать, как применять экологические требования к закупкам: экотребования в госзакупках устанавливаются в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 32 44-ФЗ. А пп. «г», п. 2 ч. 1 ст. 43 44-ФЗ устанавливает, что к заявке на участие компания прикладывает, в том числе, документы, подтверждающие соответствие товара экотребованиям. Но в том же пункте сказано, что если участник не приложил такие документы, его заявка не отклоняется.
Таким образом, подтверждать долю вторсырья в продукции на этапе тендера участник не обязан.
В качестве подтверждения доли вторсырья в поставленном товаре поставщик предоставляет:
- письмо от производителя продукции (товара) с указанием массовой доли вторичного сырья;
- выписку из технологической документации производителя;
- или документацию на входной поток вторичного сырья производителя товара по кодам ОКПД2.
Как изменения работают на практике
Насколько успешной окажется попытка перехода к «зеленым» госзакупкам в России, покажет время. В отличие от большинства развитых европейских стран, в России не слишком развита культура сортировки мусора, а экологические проблемы не являются для государства приоритетными. Поэтому ожидать быстрого и успешного перехода к новой модели закупок не приходится.
Вот пример применения новых экологических требований в актуальной закупке:

Об авторе этой статьи

- Юрист
-
Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.
Другие публикации автора
- 2024.01.13Закупка у единственного поставщикаДополнительные случаи госзакупок у единственного поставщика в 2024 году
- 2024.01.10НовичкамДля чего нужны региональные информационные системы в сфере закупок и как с ними работать
- 2024.01.10ЗаявкиЗапреты и ограничения в госзакупках на 2024 год
- 2023.12.04223-ФЗКак составить план закупок инновационной продукции по 223-ФЗ