Минфин опубликовал ряд разъяснений по закупкам 2022 года. Разбираемся, что делать заказчикам и поставщикам с 01.01.2022.
Обжалование малых закупок
Минфин объяснил, как обжаловать малые закупки по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ с применением правил ч. 12 ст. 93 44-ФЗ, которые заказчики осуществляют с использованием электронного магазина.
Малые закупки через электронный магазин проводятся в установленном порядке на электронных площадках. Участники вправе обжаловать действия или бездействия заказчика, оператора электронной площадки при проведении закупок по ч. 2 ст. 93 44-ФЗ (гл. 6 44-ФЗ). Контролирующий орган рассматривает жалобу и проводит внеплановую проверку (п. 1 ч. 15 ст. 99 44-ФЗ). Для остальных закупок по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 такой порядок обжалования не действует.
Но контролеры вправе проводить внеплановые проверки при получении заявлений или сообщений от участников торгов о некорректных действиях заказчиков и операторов площадок. А применение заказчиком информационной системы для автоматизации закупок не препятствует контролирующим органам в проведении проверки, принятии решения и выдачи предписания для устранения нарушений.
О привлечении к административной ответственности должностных лиц при осуществлении централизованных закупок
Минфин представил разъяснения о порядке привлечения должностных лиц к административной ответственности при осуществлении централизованных закупок (ст. 2.4 КоАП РФ).
При проведении централизованных закупок:
- заказчик взаимодействует с уполномоченными органами, учреждениями в соответствии с решениями о создании таких органов, учреждений или решениями о наделении их полномочиями по ст. 26 44-ФЗ (ч. 10 ст. 26 44-ФЗ);
- к деятельности уполномоченных органов, учреждений в рамках установленных полномочий применяются положения ФКС о правах и обязанностях заказчика, контроль в сфере закупок, мониторинг и аудит закупок (ч. 11 ст. 26 44-ФЗ).
Должностные лица заказчика, уполномоченного органа, учреждения привлекаются к административной ответственности в отношении тех действий, которые они осуществляют в рамках установленных полномочий и служебных обязанностей. Приведем пример: если уполномоченная организация не определит и не обоснует НМЦК из-за того, что по распределению обязанностей этим занимается заказчик, к административной ответственности привлекут то должностное лицо, в полномочия которого входит расчет НМЦК, то есть ответственный сотрудник заказчика.
Участие в заседаниях через ВКС
С 01.01.2022 члены закупочной комиссии смогут участвовать в заседаниях при помощи видеоконференцсвязи. Если соблюдаются требования о государственной тайне, никаких ограничений для удаленного участия в заседании (через ВКС) нет.
Заключение офсетных контрактов
Контракты по 44-ФЗ и договоры по 223-ФЗ на поставку товара, которые предусматривают встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию, модернизации, освоению производства товара на определенной территории, следует заключать в особом порядке.
Заказчик вправе заключить офсетные контракты в форме контракта жизненного цикла по 44-ФЗ, если предмет соглашения — новые машины и оборудование (п. 8.2 ч. 1 ст. 3, ч. 16 ст. 34 44-ФЗ). Другие случаи определяет правительство в ПП РФ № 1087 от 28.11.2013.
По 223-ФЗ все гораздо проще. Если в положении о закупке содержится требование о заключении офсетного договора, заказчик заключает его на условиях и в порядке, закрепленных в локальных нормативах.
Об авторе этой статьи
-
Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.