Содержание
Для заказчиков изменили порядок принятия бюджетных обязательств и авансирование контрактов в 2023 году. Казначеи будут принимать обязательства только до 1 июля 2023 года. А авансы по некоторым контрактам увеличили до 90 %. Разбираемся, как работать с учетом изменений.
Скачать Письмо Казначейства № 07-04-05/14-8956 от 04.04.2023 о принятии бюджетных обязательств и авансировании в 2023 году по 44-ФЗ |
Как оформить бюджетные обязательства в 2023 году
В 2023 году все бюджетники работают по Закону о федбюджете на 2023 г. и плановые 2024–2025 гг. № 466-ФЗ от 05.12.2022, а БО бюджета принимают в соответствии с постановлением Правительства РФ № 2549 от 30.12.2022. Но бюджет в текущем финансовом году исполняют с учетом некоторых особенностей:
- Распорядители бюджетных средств до 01.05.2023 принимали решения о полном или частичном использовании организациями остатков целевых денег, которые выделили на реализацию федеральных проектов, но не использовали на 01.01.2023. Эти деньги распределили на эти же цели или по другим направлениям расходования.
- Решения о об использовании бюджетных ассигнований на финансирование федеральных проектов, которые входят в состав нацпроектов и транспортной части комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, принимали не позднее 01.04.2023. Если распорядители до 01.04.2023 не приняли решение об использовании бюджетных ассигнований по проектам, то эти деньги направили на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда.
- Субсидии производителям товаров, работ, услуг — организациям и ИП, которые предоставляются без отбора, перевели до 01.04.2023. Субсидирование производителей — победителей отбора предоставляли до 01.05.2023.
- Межбюджетные трансферты по результатам конкурсов распределяют до 01.06.2023.
- Внесение изменений в сводную бюджетную роспись федбюджета с целью уменьшения бюджетных ассигнований (БА) по федеральным проектам после 01.06.2023 не допускается. Исключение — когда перераспределяют БА на увеличение ассигнований резервного фонда и использование средств экономии, которая образовалась после заключения госконтрактов, заключенных за межбюджетные трансферты. Если бюджетные обязательства по таким госконтрактам не приняты до 01.09.2023, то деньги отправляются на увеличение резервного фонда. А главные распорядители до 10.09.2023 отправляют в Минфин предложения по перераспределению БА.
- Получатели средств федерального бюджета — заказчики — принимают бюджетные обязательства на поставку товаров, работ, услуг до 01.07.2023 или последнего рабочего дня до указанной даты в соответствии с доведенными до них в установленном порядке до указанной даты на открытые им лицевые счета соответствующими лимитами бюджетных обязательств на текущий финансовый год.
- А вот сроки регистрации бюджетных обязательств в Казначействе: не позднее 03.07.2023 казначеи приостанавливают операции по постановке на учет БО, которые приняты после 01.07.2023, и проводят операции по доведению/отзыву ГРБС лимитов бюджетных обязательств. С 04.07 по 09.07.2023 отменяют приостановление операций в отношении БО, которые разрешено принимать после 1 июля. А до 10.07.2023 отзывают на лицевые счета ГРБС лимиты БО, по которым приостановили операции.
- Получатели средств федбюджета — заказчики — до 06.07.2023 направляют в ТОФК информацию о БО по установленной форме.
- БА в объеме лимитов бюджетных обязательств, которые выделили на закупки товаров, работ, услуг, отраженных на лицевых счетах ГРБС на 01.07.2023, направляются на увеличение резервного фонда до 15.07.2023, а для бюджетных инвестиций в объекты госсобственности РФ — до 15.08.2023. Минфин доводит до Минстроя информацию о внесении изменений в сводную бюджетную роспись из-за уменьшения БА, выделенных на инвестиции в объекты госсобственности, не позднее 1 рабочего дня.
В Федеральном казначействе объяснили, как реализовать на практике новые правила (Письмо ФК № 07-04-05/14-8956 от 04.04.2023). Новый порядок не распространяется на некоторые бюджетные обязательства (п. 5(1) ПП РФ № 2549):
- По закупкам по пп. «б» — «о» п. 11 Положения из постановления Правительства РФ № 1496 от 09.12.2017. Это закупки по гособоронзаказу, по выполнению международных обязательств, заказы за пределами РФ и др.
- По решениям правительственной комиссии об оптимизации и повышении эффективности расходов такие обязательства разрешат принимать до 01.12.2023.
В п. 11 Положения № 1496 от 09.12.2017 добавили несколько подпунктов. К примеру, подпункт «о», который разрешает постановку на учет после 01.07.2023 бюджетных обязательств по закупкам для обеспечения деятельности федеральных государственных органов.
Как только казначеи принимают обязательство, заказчику надо ставить на учет БО в бухгалтерии — по счету 0 502 01 000 (приказ Минфина № 157н от 01.12.2010). Этот счет для принятых обязательств предусмотрен Единым планом счетов. Заказчики вправе использовать рабочие планы счетов в соответствии с типом своего учреждения.
Счет 0 502 01 000 ставят в кредит и корреспондируют его:
- с дебетом счета 0 501 00 000 для лимитов обязательств — так проводят принятие бюджетных обязательств казенные учреждения;
- с дебетом счета 0 506 00 000 для прав на обязательства — так проводят принятие БО автономные и бюджетные учреждения.
Эксперты КонсультантПлюс собрали в один материал ключевые изменения для бухгалтера в бюджетной сфере. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как платить авансовые платежи по 44-ФЗ в 2023 году
В постановлении Правительства РФ № 348 от 06.03.2023 для государственных и муниципальных контрактов закрепили новые правила авансирования в бюджетных учреждениях в 2023 году. Порядок касается и госконтрактов с казначейским сопровождением, и контрактов, которые заключили для выполнения субсидий и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Вот какой процент аванса по договору поставки бюджетным учреждением в 2023 году надо прописать в контракте:
- от 30 до 90 % от суммы контракта — для контрактов на капитальные вложения в объекты капстроительства государственной собственности в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях;
- от 30 до 50 % от суммы госконтракта — в остальных случаях
В письме ФК № 07-04-05/14-8956 разъясняется порядок авансирования. Требование о повышенной предоплате по договорам в бюджетных учреждениях в 2023 году обязательно для контрактов за счет субсидий и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета при софинансировании расходных обязательств региона, которые возникают из госконтрактов на поставку товаров, работ и услуг, необходимых для капвложений. Условие о повышенном авансе включается в соглашение о предоставлении межбюджетного трансферта и в контракты заказчика.
Кроме того, до 31.03.2023 приостановили действие норм об авансировании госконтрактов в размере не более 30 % (абз. 4 пп. «а», пп. «б» п. 18 ПП РФ № 1496, п. 1 ПП РФ № 348). Еще одно новое правило касается размера авансовых платежей для бюджетных учреждений в 2023 году и казначейского сопровождения. В 2023 г. ГРБС вправе принять правовые акты, которые предусматривают включение в госконтракты на поставку товаров, работ услуг с ценой менее 100 млн рублей условие о казначейском сопровождении авансов. Размеры авансов все те же: от 30 до 50 % — для обычных госконтрактов и от 30 до 90 % — для контрактов на капвложения в строительство госсобственности в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях. ГРБС, которые сами выступают в качестве заказчиков, смогут предусмотреть КС для авансов по контрактам, которые заключили для исполнения основных госконтрактов.

Документы и разъяснения
Федеральный закон № 466-ФЗ от 05.12.2022 | Скачать |
Постановление Правительства РФ № 2549 от 30.12.2022 | Скачать |
Постановление Правительства РФ № 321 от 28.02.2023 | Скачать |
Письмо Казначейства № 07-04-05/14-8956 от 04.04.2023 | Скачать |
Приказ Минфина № 157н от 01.12.2010 | Скачать |
Письмо Минфина № 02-11-09/28913 от 01.04.2023 | Скачать |
Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 | Скачать |
Об авторе этой статьи

- Бухгалтер, эксперт проекта
-
Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.
Другие публикации автора
- 2023.09.29Инструкции для бухгалтераНужно ли ИП без работников сдавать отчет о среднесписочной численности
- 2023.09.28Казначейское сопровождениеКак перечислять деньги с казначейского на расчетные счета
- 2023.09.26Документы заказчикаЭлектронная доверенность в 2023 году: как оформить и где использовать
- 2023.09.26ЕИСИнструкция по электронному актированию в ЕИС
До 01.12.2023 можно принять бюджетные обязательства, если закупка проводилась путем проведения электронного запроса котировок. Это касается любого кода бюджетной классификации с видом расхода на закупку. Если проводите электронный запрос котировок на товары, работы, услуги с КВР группы 200, видами расходов 323, 411, 412, 413, 414, 880, то успейте принять обязательства до 1 декабря 2023 года.