Порядок действий для заказчика, если поставщик поставил товар ненадлежащего качества по 44-ФЗ, включает в себя официальный отказ от приемки продукции, затем — односторонний отказ от контракта, и наконец — направление в УФАС информации о поставщике. Сознательно принимать некачественный товар не следует — это противоречит целям и задачам системы госзакупок.
Действия заказчика при получении некачественной продукции
Система государственных закупок, описанная в Федеральном законе № 44-ФЗ и изданных в его исполнение подзаконных актах, имеет целью эффективное и дешевое обеспечение госзаказчиков наиболее качественными товарами, работами и услугами. Важным условием правильной работы в этой системе является внимательное отношение к качеству закупаемой продукции. Это относится как к поставщикам, так и к заказчикам:
- поставщики обязаны соблюдать все условия контрактов и технических заданий к ним и поставлять исключительно качественную продукцию;
- заказчики обязаны внимательно проводить приемку поставок и своевременно отвергать продукцию, не соответствующую потребностям заказчика, — приемка некачественной, фальсифицированной продукции или продукции, на которую отсутствует надлежащим образом оформленная документация, запрещена.
Поэтому если поставщик произвел поставку, а госзаказчик обнаружил, что полученная им продукция не соответствует по качеству предъявленным требованиям, завершать приемку не следует. Алгоритм, что делать, если привезли контрафактный товар по 44-ФЗ, следующий:
- Направить контрагенту официальное уведомление об отказе от приемки. Отказ следует обосновать — указать, что заказчиком получена некачественная продукция по договору поставки 44-ФЗ, а также перечислить, какие обнаружены недостатки. Если заказчик провел экспертизу — внутреннюю или независимую, копию заключения экспертов следует приложить к уведомлению.
- Издать и опубликовать в ЕИС решение об одностороннем отказе от контракта. Решение формируется в соответствии со статьей 95 44-ФЗ и вступает в силу в течение 10 дней с момента принятия. За эти 10 дней поставщик вправе исправить ошибку и поставить продукцию надлежащего качества, говоря о том, можно ли заменить товар, если изначально поставили по контракту по 44-ФЗ фальсификат, — не только можно, но и нужно. Если в итоге поставка состоялась, заказчик принимает продукцию и выплачивает оговоренную сумму. Если недостатки поставки не устранены спустя 10 дней, контракт прекращается.
- Если контракт прекращен заказчиком в одностороннем порядке из-за того, что если поставщик поставил товар ненадлежащего качества по 44-ФЗ, об этом обстоятельстве необходимо сообщить в УФАС. УФАС обязан, получив информацию о произошедшем, рассмотреть вопрос включения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.
- Последний пункт алгоритма, что делать, если поставщик поставил некачественный товар по 44-ФЗ, — заключение нового контракта. Поскольку продукцию госзаказчик так и не получил, после расторжения контракта он предлагает заключить новый контракт компании, которая в процедуре заняла второе место. Если первый победитель поставил фальсификат, это не освобождает заказчика от обязанности заключить контракт со вторым победителем той же закупки при условии, что этот, второй, победитель согласен. Если он отказывается, проводится новая закупка.
В 2023 году алгоритм действий по поставке некачественного товара по 223-ФЗ в законе не описан. Заказчики, работающие по 223-ФЗ, решают проблему некачественных поставок в соответствии с теми правилами, которые установлены в их положениях о закупках. В частности, положениями они вправе предусмотреть возможность замены бракованных объектов, установить какие-то штрафные санкции и так далее.
Как не допустить приемку некачественной продукции
Некачественная поставка — это большое неудобство для госзаказчика, из-за таких ситуаций он не получает своевременно товар, в котором нуждается. Поэтому, чем решать, что делать, если по 44-ФЗ поступил бракованный товар, логичнее заранее позаботиться о том, чтобы минимизировать риск возникновения такой ситуации. Или, по крайней мере, минимизировать ущерб от нее:
- проводить закупки заранее. Чтобы приемка некачественного товара по ФЗ 44 не сорвала работу заказчика из-за того, что товар необходим срочно, а заказчик получил брак, разумнее проводить закупки заранее, до того, как продукция станет критически необходима. Это даст время на решение спорных ситуаций, если они возникнут;
- ответственно отнестись к приемке, внимательно проверить товар и документы на него, чтобы избежать ситуации, когда по 44-ФЗ поставили товар, а спустя время выявили недостатки;
- внимательно отнестись к разработке закупочной документации — четко описать объект закупки, который необходим, со ссылками на ГОСТы, перечислить все необходимые документы. В тексте контракта расписать подробно условия поставки, в том числе каким транспортом следует везти продукцию госзаказчику. Уделить большое внимание срокам, особенно сроку оплаты. Между моментом поставки и последним сроком, когда состоится оплата, следует заложить достаточно времени для проведения вдумчивой приемки;
- по возможности предусмотреть поставку партиями — если контрагент халатно относится к своим обязательствам, это станет явно уже на первой партии;
- подробно описать процедуру приемки. Предусмотреть проведение экспертизы. Только специальная экспертиза даст разъяснения по контрафакту по 44-ФЗ — что конкретно не так с результатом поставки, являются ли недостатки устранимыми и так далее.
Подробнее: инструкция по проведению экспертизы по 44-ФЗ.
Кроме того, следует внимательно изучать заявки всех участников. Если говорить о том, можно ли не заключать контракт с победителем в случае выявления фальсификации, — да, если заказчик до заключения контракта установил, что победитель намерен поставить товар, не соответствующий требованиям закупки, соглашение не заключается.
Об авторе этой статьи
-
Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.
Другие публикации автора
- 2024.01.13Закупка у единственного поставщикаДополнительные случаи госзакупок у единственного поставщика в 2024 году
- 2024.01.10НовичкамДля чего нужны региональные информационные системы в сфере закупок и как с ними работать
- 2024.01.10ЗаявкиЗапреты и ограничения в госзакупках на 2024 год
- 2023.12.04223-ФЗКак составить план закупок инновационной продукции по 223-ФЗ