Законодательство о госзакупках серьезно поменялось в 2022 году. В числе прочего изменились и правила, по которым ведется реестр контрактов в ЕИС по 44-ФЗ.
Правила ведения реестра контрактов
Принцип открытости и прозрачности госзакупок требует, чтобы вся информация, касающаяся тендеров по 44-ФЗ, публиковалась в Единой информационной системе. В том числе сведения о заключенных госконтрактах, изменениях в них вносимых и их исполнении. Для этой цели в ЕИС ведется специальный реестр.
Основные правила его ведения закрепляет ст. 103 44-ФЗ с последними изменениями в 2023 году, в которой указано, например, кто уполномочен его вести, в какие сроки необходимо публиковать сведения и ряд других положений.
В соответствии с действующими правилами информация о заключенных соглашениях публикуется в открытой части ЕИС: реестр контрактов в закрытой части сайта не ведется, таким образом, ознакомиться со сведениями, в нем изложенными, вправе любое лицо.
Полномочия по его ведению принадлежат Федеральному казначейству, при этом за заказчиками закреплена обязанность передавать всю необходимую информацию по каждому соглашению.
Статья 103 44-ФЗ, устанавливающая правила ведения реестра контрактов по 44-ФЗ в 2023 году, предписывает направлять данные:
- в течение пяти рабочих дней с момента заключения соглашения;
- в течение трех дней, если соглашение заключено в результате электронной процедуры.
Полученную от заказчиков информацию уполномоченное ведомство проверяет перед публикацией.
Если сведения прошли проверку, то они размещаются, формируется реестровая запись контракта в ЕИС, которая состоит из 19 разрядов:
- 1–11-й разряды — идентификационный код заказчика;
- 12–13 — последние 2 цифры года;
- 14–19 — порядковый номер.
Более подробно порядок ведения учета установлен постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 № 60 – правила ведения реестра контрактов в ПП 60 от 27.01.2022 конкретизируют положения статьи 103 Федерального закона № 44-ФЗ.
Подробнее: как работать с реестром договоров
Какие сведения вносятся в реестр
Перечень сведений, которые необходимо направлять по каждому госконтракту, содержится в разделе II Правил, по которым осуществляется ведение реестра контрактов по 44-ФЗ в 2023 году, — эти правила утверждены ПП № 60.
В числе необходимых сведений, в частности:
- информация о заказчике, его название, ИНН;
- информация о поставщике;
- дата заключения;
- сведения об объекте закупки;
- цена соглашения;
- срок исполнения обязательств или сроки исполнения каждого из этапов;
- некоторые другие сведения.
В ЕИС публикуется ряд сведений, которые не являются необходимыми для самого госконтракта. В числе таких данных:
- ОКОПФ — это код, шифрующий организационно-правовую форму заказчика;
- код закупаемой продукции по ОКПД2;
- код бюджетной классификации, необходимый для проведения оплаты;
- код вида расходов;
- способ определения поставщика;
- сведения об авансировании.
Если эти данные отсутствуют в тексте, то это не является нарушением, однако их внимательно проверят специалисты уполномоченного ведомства. Так, например, по коду КБК они определят объем финансирования, который доведен до заказчика, и сопоставят эту сумму с объемом финансирования контракта. Если эти сведения противоречат друг другу — это служит основанием для вынесения отрицательного заключения по результатам проверки.
Кроме того, важно помнить особенности размещения и проверки отдельных видов информации по контракту, в частности:
- уполномоченный орган проверяет сведения об обеспечении контракта, если оно внесено в форме денежных средств. При этом по действующим правилам субъекты малого предпринимательства вправе не обеспечивать исполнение. Если соглашение заключено с таким контрагентом, то данные об обеспечении не подаются, но это касается только малых предприятий, во всех остальных случаях необходимо сообщать об обеспечении и его сумме;
- заказчики обязаны подавать сведения об установленном авансировании. При этом необходимо сообщать как об авансировании всего соглашения, так и его этапов: аванс на этап рассчитывается как процент от цены этого этапа. В ЕИС имеется функционал автоматического пересчета процентов аванса в денежное выражение и наоборот. Особые правила авансирования предусмотрены для контрактов на коммунальные услуги: аванс рассчитывается, исходя из планового или фактического потребления. В деньгах его размер от периода к периоду отличается, поскольку объемы потребления варьируются, поэтому в реестре авансы по таким соглашениям указываются только в процентах;
- обязательным является размещение в ЕИС информации об исполнении контракта по 44-ФЗ, в 2023 году необходимо сообщать не только об исполнении всего соглашения целиком, но и о каждом его этапе. Так, учету подлежат сведения и подтверждающие их документы о приемке ТРУ, направить их необходимо не позднее одного рабочего дня после их подписания, а если они подписаны в электронном виде — в тот же день, об оплате; о соглашениях с соисполнителями из числа СМП и СОНКО, о примененных мерах ответственности. Также в реестр необходимо подавать информацию о расторжении госконтракта или о признании его недействительным.
Контракты, которые не отражаются в реестре
В реестр госконтрактов по 44-ФЗ не включаются такие соглашения, как:
- госконтракты с единственным поставщиком, заключенные по п. 4–5 и 23 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. То есть, например, не вносится в реестр информация о соглашениях, цена которых не превышает 600 000 рублей, при условии что заключены они с едпоставщиком;
- соглашения, заключенные Росатомом или его подразделениями с физическими лицами, при условии что предмет этих договоренностей — обработка первичных статистических данных;
- госконтракты, заключенные в соответствии с п. 44 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, в их числе соглашения с едпоставщиками, по которым заказчиками выступают библиотеки и образовательные учреждения, а предметом — закупка прав доступа к международным базам данных;
- договоры с с физическими лицами, которые финансируются за счет финансовых средств, выделенных на оперативно-розыскную деятельность (п. 46 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
- госконтракты, заказчиками по которым выступают иностранные представительства РФ, работающие и осуществляющие закупки за рубежом.
Читайте также: заполняем реестр договоров по 223-ФЗ
Об авторе этой статьи
-
Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.
Другие публикации автора
- 2024.01.13Закупка у единственного поставщикаДополнительные случаи госзакупок у единственного поставщика в 2024 году
- 2024.01.10НовичкамДля чего нужны региональные информационные системы в сфере закупок и как с ними работать
- 2024.01.10ЗаявкиЗапреты и ограничения в госзакупках на 2024 год
- 2023.12.04223-ФЗКак составить план закупок инновационной продукции по 223-ФЗ