Содержание
Факторинг для госзакупок — это инструмент, при котором права на денежные средства, причитающиеся поставщику за исполнение госконтракта, переуступаются в зачет финансирования другой поставки.
Планируемые нововведения
Ассоциацией факторинговых компаний в правительство направлено предложение о поправках в закон 44-ФЗ, которые разрешат заказчикам переводить денежные средства по госконтрактам в пользу третьих лиц, используя переуступку права. Министерство финансов не поддержало предложение об использовании договоров финансирования в отношении госзакупок, ссылаясь на действующее законодательство. В Банке России посчитали эту инициативу достойной внимания и предложили проанализировать возможности и риски.
Правительство РФ и Банк России приступили к разработке совместного проекта, поддерживающего инициативу внедрить закупочный факторинг для малого бизнеса в контрактную систему, учитывая новые возможности интернет-сервисов и электронного документооборота.
Суть факторинга
При факторинге организация-поставщик уступает фактору (финансовому агенту) денежные требования в отношении своего должника (заказчика). Взамен поставщик получает от финансового агента денежные средства и прочие финансовые услуги (ст. 824 ГК).
Вот инструкция, как происходят закупки с применением факторинга в теории и на практике:
- Поставщик и заказчик подписывают договор купли-продажи продукции (работ, услуг), используя рассрочку платежа.
- Если поставщик не имеет достаточно оборотных средств либо по каким-то причинам не желает ждать оплаты, он заключает сделку с коммерческой компанией (фактором). Финансовый агент переводит поставщику денежные средства и выполняет сопровождение обязательства по переуступке. Перечень конкретных финансовых услуг, оказываемых фактором, приведен в п. 1 ст. 824 ГК РФ. Взамен фактору причитается вознаграждение и денежные права клиента перед заказчиком.
- Поставщик или финансовый агент в письменной форме уведомляет покупателя о совершенной переуступке.
- Дальнейшие финансовые расчеты по контракту заказчик производит с фактором.
Обычно ставка факторинга по госконтракту ниже, чем кредитные ставки. Это делает процедуру привлекательной для поставщиков. Договоры уступки заключаются как по уже возникшим денежным обязательствам, так и по тем, что возникнут в будущем.
Законодательство разрешает переуступать одно денежное требование по несколько раз, поэтому факторинг для начинающих в госзакупках — процедура востребованная.
Факторами в госзакупках, по ст. 825 ГК РФ, выступают не только банковские структуры, но и другие коммерческие организации.
Применение уступки прав в госзакупках
Такую схему используют редко по причине недостаточно четкой регламентации и противоречий в правоприменительной практике. В ЕИС нашли только 2 примера.
Законодательство о контрактной системе не содержит прямого запрета на применение переуступки прав, но на практике заказчики сталкиваются с проблемами на стадии перевода денежных средств на счет фактора. Чтобы провести такой платеж, надо внести в контракт определенные коррективы (изменить наименование и банковские реквизиты получателя платежа). А нормы ч. 5 ст. 95 и ч. 2 ст. 34 44-ФЗ строго ограничивают случаи, когда допускается изменять контракт, подписанный по итогам торгов.
Вот один из немногих примеров — договор факторинга по 44-ФЗ из Единой информационной системы.
Гражданский кодекс запрещает передавать обязательства исполнителя сделки, заключенной на торгах, третьим лицам. В качестве исключения п. 7 ст. 448 ГК РФ называет только денежные обязательства. Подробнее: «Можно ли уступить право требования по контракту по 44-ФЗ».
В письме №24-03-08/41431 от 20 мая 2020 года Минфин ответил на предложение как использовать факторинг для государственных учреждений в госзакупках на период пандемии — никак. Ведомство не поддержало эту инициативу.
Получить бесплатный доступ к материалам КонсультантПлюс на 2 дня
Что говорят госорганы
Государственные органы в отношении этой процедуры имеют разные мнения. Министерство финансов в письме № 02-02-04/13740 от 11.03.2016 утверждает, что по бюджетному законодательству, переуступать права на оплату госконтракта нельзя. Минэкономразвития и ФАС РФ занимают противоположную позицию. В письме ФАС № АД/38430/13 от 02.10.2013 запрета на использование переуступки прав при проведении госзакупок нет.
Практика арбитражных судов говорит о том, что подобный финансовый инструмент не противоречит законодательным нормам.
Чем рискуют заказчики
Заказчики, желающие получить факторинг по 44 ФЗ, сталкиваются с рисками:
- органы Казначейства не санкционируют оплату по реквизитам финансовой организации;
- при переуступке, выполняемой несколько раз, перевод денежных средств происходит не тому лицу;
- если использовали предзакупочный факторинг, есть риск не вернуть уплаченные средства при обнаружении заказчиком недостатков в продукции, работах или услугах.
Согласно ст. 833 ГК РФ, требование вернуть перечисленные денежные средства по причине неисполнения поставщиком обязательств по контракту закупщик вправе предъявлять только поставщику, но не компании-фактору.
Об авторе этой статьи

Другие публикации автора
- 2023.03.21Контроль закупокКак долго хранят документацию по 44-ФЗ и 223-ФЗ
- 2023.02.28Документы заказчикаКод позиции КТРУ: где найти и как правильно указать в документации
- 2022.12.15Документы заказчикаКак формируется индивидуальный код закупки (ИКЗ)
- 2022.11.30223-ФЗКто вправе быть заказчиком по 223-ФЗ