Законодательство о госзакупках претерпело значительные изменения, но оно по-прежнему предусматривает определенные льготы и преференции для представителей малого бизнеса. Одна из таких преференций — минимальный объем закупок, которые заказчики должны проводить среди СМП.
Что сказано в разъяснениях Минфина
В информационном письме № 24-01-09/10138 от 14.02.2022 Минфин рассмотрел некоторые вопросы применения обновленной редакции Федерального закона № 44-ФЗ. В частности, документ содержит разъяснения о преимуществе, в соответствии с ч. 3 ст. 30 закона № 44-ФЗ, для субъектов малого предпринимательства.
Как разъяснено в письме Минфина, основное преимущество, в соответствии с ч. 3 ст. 30 закона № 44-ФЗ о закупках, состоит в том, что участниками тендеров, проводимых в этом порядке, вправе выступать только малые предприятия и некоммерческие организации. То есть имеющие преимущество в соответствии с ч. 3 ст. 30 закона № 44-ФЗ (СМП и СОНО) не конкурируют с другими компаниями — другие компании не допускаются к участию в таких тендерах.
В письме № 24-06-07/43438 от 12.05.2022 приводится еще одно разъяснение Минфина. В ведомстве поясняют, что в заявку на участие в закупке включают декларацию о принадлежности участника закупки к СОНКО, если заказчик установил преимущества по ч. 3 ст. 30 Федеральной контрактной системы (пп. «л» п. 1 ч. 1 ст. 43 44-ФЗ). А вот декларировать принадлежность к СМП в состав заявки не требуется. Информацию о принадлежности СМП компании и ИП указывают при регистрации в ЕИС и аккредитации на электронных площадках (ПП РФ № 60 от 27.01.2022). Сведения об участнике-СМП формируются автоматически на основании единого реестра субъектов малого предпринимательства и затем отражаются в его заявках на участие в закупках.
Есть еще одно разъяснение Минфина, что значит преимущество в соответствии с ч. 3 ст. 30 закона 44-ФЗ, — в письме № 24-06-06/4534 от 23.01.2023. Это разъяснение касается обеспечения исполнения контракта, если авансы или расчеты по нему подлежат казначейскому сопровождению или если контракт заключается с участником закупки, который предложил цену ниже НМЦК на 25% и более. Если заказчик заключает контракт по результатам определения поставщика по п. 1 ч. 1 ст. 30 ФКС, размер обеспечения исполнения госконтракта устанавливается от цены контракта, которую уменьшили на размер аванса.
Но, по нормам ч. 6.1 ст. 96 44-ФЗ, если расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению, заказчик вправе не устанавливать обеспечение. Если заказчик все же пропишет обеспечение исполнения в контракте с КС, размер обеспечения устанавливают до 10% от НМЦК. Если все расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению и заказчик установил требование об обеспечении, размер такого обеспечения устанавливают до 10% от НМЦК вне зависимости от размера предусмотренного аванса.
А по правилам ч. 1 ст. 37, если проводится конкурс или аукцион и его НМЦК — больше 15 млн рублей, а участник снизил цену на 25% или больше, контракт заключают только после предоставления таким участником обеспечения исполнения соглашения. Размер обеспечения — 1,5 размера обеспечения исполнения контракта из извещения, но не менее 10% от НМЦК и не менее размера аванса, если он предусмотрен контрактом. Таким образом, если заказчик не устанавливал требование об обеспечении контракта, соглашение заключают с участником закупки только после того, как он обеспечит ее выполнение.
Еще по теме:
Однако этим льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства в 2023 году не ограничиваются.
Минфин разъясняет, что госзаказчики при составлении извещений о закупках обязаны:
- устанавливать преференции для малых организаций, если тендер организуется в порядке ч. 3 ст. 30 ФЗ-44;
- устанавливать такие преимущества в извещении по ч. 3 ст. 30 и п. 14 ч. 1 ст. 42 44-ФЗ и включать в проект соглашения условие о специальном сроке оплаты.
Кроме того, установлены специальные правила, по которым вносится обеспечение исполнения контракта для СМП в 2023 году: такие субъекты вправе его не вносить, если предоставят заказчику информацию из реестра контрактов о как минимум трех соглашениях, которые:
- исполнены в течение трех лет после начала подачи заявок;
- выполнены без неустоек;
- по сумме цен не меньше НМЦК текущего заказа. Если проводится совместная закупка, то сумма цен договоров, информацию о которых предоставляет участник, — не ниже суммы НМЦК каждого участвующего заказчика.
То есть в 2023 году достаточно подтверждения добросовестности вместо обеспечения по 44-ФЗ для СМП и социально ориентированных организаций. Но если для СМП или СОНКО все же предоставляется обеспечение исполнения, рассчитывать его сумму необходимо не из НМЦК, а из цены контракта. Более того, для таких контрагентов действует сокращенный срок возврата обеспечения: его сумму вернут в течение 15 дней с момента исполнения обязательств.
Преимущества в получении оплаты
104-ФЗ от 16.04.2022 изменил ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ и признал утратившей силу ч. 8 ст. 30 44-ФЗ, которая устанавливала специальный срок оплаты для СМП по 44-ФЗ в 2023 году, — теперь для всех контрактов ввели общие сроки оплаты. Срок оплаты поставленных товаров, работ, услуг, отдельных этапов исполнения контракта — не более 7 рабочих дней с даты подписания заказчиком электронного документа о приемке в ЕИС (ч. 7 ст. 94 44-ФЗ).
Но есть исключения (ч. 13.1 44-ФЗ):
- если законодательством РФ установлен другой срок оплаты;
- если документы приемки оформили на бумаге без ЕИС, срок оплаты составляет не более 10 рабочих дней с даты подписания документации;
- если авансирование или окончательные расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению, срок оплаты составляет не более 10 рабочих дней с даты подписания документа о приемке;
- если для контрактов по обеспечения обороноспособности и безопасности государства правительство установило другой срок оплаты.
Напомним, что действуют следующие критерии малого предприятия в 2023 году:
- штат от 16 до 100 человек;
- доход не больше 800 млн рублей за прошлый год;
- упоминание в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
Документы и разъяснения
Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 |
Постановление Правительства № 60 от 27.01.2022 |
Федеральный закон № 104-ФЗ от 16.04.2022 |
Об авторе этой статьи
-
Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.
Другие публикации автора
- 2024.01.13Закупка у единственного поставщикаДополнительные случаи госзакупок у единственного поставщика в 2024 году
- 2024.01.10НовичкамДля чего нужны региональные информационные системы в сфере закупок и как с ними работать
- 2024.01.10ЗаявкиЗапреты и ограничения в госзакупках на 2024 год
- 2023.12.04223-ФЗКак составить план закупок инновационной продукции по 223-ФЗ