Прослеживаемость товаров — система учета ввозимых на территорию России иностранных объектов для последующей продажи на ее территории. В настоящий момент система существует в тестовом варианте. Предполагалось, что она начнет действовать в полную силу с 01.07.2021, но ее старт отложили.
Прослеживаемость и маркировка товаров: в чем разница
Прослеживаемость — это система, которая позволяет отследить ввозимые на территорию РФ иностранные товары. С помощью нее фиксируется момент прибытия партии в Россию, ее судьба внутри страны — перепродажа вплоть до момента поступления конечному потребителю.
Следует отличать два понятия: маркировка и прослеживаемость товаров — это совершенно разные понятия. Постановка РНПТ — это не маркировка. Под маркировку и прослеживаемость подпадают разные виды продукции, в частности, прослеживаются только иностранные объекты. Более того, маркировке подлежит каждая отдельная единица продукции, в то время как РНПТ присваивается всей партии. И, наконец, маркировка наносится на объект физически, РНПТ фигурирует только в документах.
Нормативно-правовое обеспечение
Система прослеживаемости основывается на международном соглашении, заключенном странами — участницами ЕАЭС в Нур-Султане 29.05.2019. В соглашении участвуют, помимо России, Республика Беларусь, Армения, Казахстан и Кыргызская Республика. Каждая из этих стран, руководствуясь международным соглашением, разрабатывает собственную внутреннюю нормативную базу для регулирования прослеживаемости.
В России прослеживаемость регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
- Федеральный закон от 09.11.2020 № 371-ФЗ, прослеживаемость и общие сведения о порядке ее организации с помощью этого закона введены в Налоговый кодекс РФ. Кодекс с поправками, внесенными 371-ФЗ, вступает в силу с 01.07.2021 — это день, когда закон о прослеживаемости товаров и вносимые им поправки в НК РФ вступят в силу;
- приказ Минфина России от 05.02.2021 № 14н регулирует оборот счетов-фактур;
- приказ ФНС России от 26.03.2021 № ЕД-7-3/228@ регулирует порядок заполнения декларации по НДС;
- постановление правительства РФ от 25.06.2019 № 807 устанавливает перечень товаров из системы прослеживаемости товаров в период тестирования этой системы. Постоянный перечень сейчас разрабатывается;
- письмо ФНС от 14.04.2021 № ЕА-4-15/5042@ содержит формы отчетности по операциям с продукцией, подлежащей прослеживаемости;
- письмо ФНС № ЕА-4-15/9208@ от 30.06.2021 констатирует, что к 01.06.2021 правительство РФ не успело подготовить всю необходимую нормативную базу для полноценного введения системы прослеживаемости, в связи с этим, несмотря на то, что закон № 371-ФЗ вступил в силу, обязанность по исполнению новых правил у налогоплательщиков отсутствует.
Как работает система прослеживаемости
Основа системы прослеживаемости в России состоит в том, что при ввозе партии на ее территорию ей присваивается уникальный номер — регистрационный номер партии товара (РНПТ), прослеживаемость основана на том, что с момента присвоения этот номер фигурирует во всех документах на этот товар.
После прохождения государственной границы судьбу продукции отслеживают с помощью документов — счетов-фактур и отчетов. Счета-фактуры налогоплательщикам придется оформлять в электронном виде, в связи с чем становится неизбежен переход на электронный документооборот.
В рамках такой системы налоговики легко отследят продвижение продукции по территории РФ.
Список объектов, подлежащих прослеживаемости, в 2021 году
Актуальный список товаров, подлежащих прослеживаемости, еще не утвержден, хотя, по первоначальному плану, к 01.07.2021 его следовало уже издать. Проект постановления правительства об утверждении перечня опубликован на сайте проектов нормативных актов 02.04.2021. В этот же день выложили и проект постановления об утверждении перечня товаров, подлежащих прослеживаемости.
А 30.03.2021 Минфин обнародовал проект нового порядка функционирования национальной системы прослеживаемости товаров.
Все эти документы пока на стадии проектов, но полагаем, в июле 2021 их утвердят.
На период тестирования системы действовал перечень объектов, подлежащих прослеживаемости, приведенный в приложении к постановлению правительства РФ № 807. Этот перечень товаров, подлежащих прослеживаемости с 2021, выглядит так:
Учет прослеживаемых объектов
В России учет прослеживаемых объектов входит в полномочия Федеральной налоговой службы, которая собирает информацию о такой продукции из отчетных документов налогоплательщиков. В других странах — участницах соглашения эта система организуется иначе. Например, в Республике Беларусь создана система AITS — Прослеживаемость. Для пользователей вход в систему прослеживаемости АИТС расположен по адресу www.trace.by.
Отчетность
Отчетность — это важный элемент системы, на котором, по сути, строится прослеживаемость импортных товаров в 2021 году, — из отчетов ФНС намерена получать информацию о движении продукции.
Налогоплательщикам предстоит подавать:
- уведомления о действиях, производимых с продукцией;
- отчет об операциях;
- налоговую декларацию по НДС.
Рабочие формы необходимых отчетов должно утвердить правительство РФ, но пока оно этого не сделало. В качестве временной меры издано письмо ФНС России от 14.04.2021 № ЕА-4-15/5042@, которым утверждены формы отчетов и даны инструкции по их заполнению.
Прекращение и возобновление прослеживаемости
Предполагается, что прослеживаемость товаров в ФНС начинается с момента ввоза партии на территорию РФ, но длится не бесконечно — она прекращается и возобновляется при наступлении определенных обстоятельств:
Прекращается | Возобновляется |
---|---|
Продукция реализована конечному потребителю — физическому лицу или самозанятому. Объект утрачен и при инвентаризации выявили недостачу. Он отправился на переработку. Его экспортировали или реэкспортировали. Партию вывезли в одну из стран — участниц соглашения от 29.05.2019. Продукцию уничтожили, утилизировали или она утрачена в чрезвычайной ситуации. Данный вид товара убрали из списка отслеживаемых. Продукцию продали дипломатическому представительству или консульскому учреждению. |
Конечный потребитель вернул приобретенный продукт. Обнаружили объекты, ранее отнесенные к недостаче. Остатки возвратили из производства или переработки. |
Об авторе этой статьи
-
Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.
Другие публикации автора
- 2024.01.13Закупка у единственного поставщикаДополнительные случаи госзакупок у единственного поставщика в 2024 году
- 2024.01.10НовичкамДля чего нужны региональные информационные системы в сфере закупок и как с ними работать
- 2024.01.10ЗаявкиЗапреты и ограничения в госзакупках на 2024 год
- 2023.12.04223-ФЗКак составить план закупок инновационной продукции по 223-ФЗ