Единый реестр участников картелей — это информационный ресурс, который планирует создать ФАС России для учета всех компаний, уличенных в сговоре на торгах. ЕРУК призван поддержать честную конкуренцию в закупочной сфере и минимизировать количество недобросовестных субъектов.
Зачем нужен ЕРУК
Идея создания реестра участников картелей разрабатывается не первый год — управление по борьбе с картелями ФАС России намерено перенять успешный опыт западных коллег, например, Германии, где подобные проекты давно реализованы и функционируют.
Основная цель ЕРУК — поддержка системы честных и добросовестных закупок. Картельный сговор — это договоренность нескольких субъектов о совместных действиях во время проведения тендера для достижения оговоренного результата. Целью такого сговора являются:
- манипуляции с итоговой ценой контракта;
- устранение конкурирующих участников из закупочной гонки;
- присвоение победы определенной компании.
Итогом картельных сговоров является то, что победителями конкурентных процедур становятся недобросовестные, часто некомпетентные компании, а реальные, честные, участники рынка не получают госзаказов. В краткосрочной перспективе в результате картельного сговора неэффективно расходуются бюджетные средства, заказчики часто не получают от контракта желаемых результатов. В долгосрочной перспективе возможность картельных сговоров ставит под вопрос рациональность честного ведения бизнеса: зачем совершенствовать свое дело, развивать инновации, масштабироваться и становиться более конкурентоспособным, если получить контракт способен любой, «правильно договорившись». Такой подход незаметно подтачивает саму систему рыночной экономики всей страны.
Если ФАС создаст реестр участников картелей, субъекты, в нем состоящие, то есть уличенные в сговоре, не смогут принимать участие в закупках. В этом ЕРУК схож с реестром недобросовестных поставщиков. Предполагается, что после введения в работу ЕРУК:
- повысится эффективность расходования бюджетных средств, потому что меньше контрактов поступит в руки недобросовестных участников;
- уменьшится количество непрофессиональных игроков на рынке — если получить контракт с помощью простой договоренности станет невозможным, для этого придется вести честный бизнес, развиваться и становиться более конкурентоспособным;
- повысится эффективность закупочного процесса в целом: меньше закупок придется проводить повторно, повысится процент контрактов, исполняемых без нареканий, выставления претензий и судебных споров;
- все это положительно скажется на экономике в целом: повышение конкурентности стимулирует развитие эффективных игроков рынков, что подстегивает привлечение инноваций, оптимизацию производств, постоянную работу над качеством производимых товаров, работ и услуг, постоянное повышение квалификации кадров и оплаты их труда. Все это в итоге работает на развитие макроэкономики.
Когда он появится
Четкие сроки, когда появится ЕРУК отсутствуют. В настоящее время на рассмотрении в Государственной думе находится законопроект № 848392-7 о внесении изменений в закон о конкуренции №135-ФЗ. Этот законопроект посвящен системе противодействия картелям и, в частности, предусматривает введение ЕРУК. Последние новости о реестре картелей датированы 29 февраля 2020 года, когда законопроект №848392-7 преодолел первое чтение.
По каким принципам в него будут вносить организации
Из текста законопроекта №848392-7 следует, что:
- ЕРУК реализуют в электронном виде в сети Интернет на официальном ресурсе ФАС;
- полномочия по его ведению будут возложены на антимонопольный орган — на отдел по борьбе с картелями ФАС;
- информация об организации вносится на основании решения ФАС о признании ее виновной в участии в картеле, либо на основании решения арбитражного суда, признавшего законным решение ФАС, в случае попытки его обжалования;
- если лицо самостоятельно сообщило о своем участии в картеле, информацию о нем не включат в реестр;
- правительство РФ вправе определять дополнительные основания не включения информации о субъекте в реестр и порядок ведения самого реестра;
- информация о компании включается в реестр на три года.
В реестр включат следующую информацию о компании:
- наименование, местонахождение, ИНН;
- информация об органах юридического лица;
- дата решения ФАС, на основании которого субъект признан виновным в участии в сговоре, номер дела;
- какие положения 135-ФЗ были нарушены;
- указание сферы, в которой заключено картельное соглашение;
- если решение ФАС о признании компании виновной в сговоре обжаловать в суде, указываются реквизиты арбитражного дела и дата финального решения.
Об авторе этой статьи
-
Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.
Другие публикации автора
- 2024.01.13Закупка у единственного поставщикаДополнительные случаи госзакупок у единственного поставщика в 2024 году
- 2024.01.10НовичкамДля чего нужны региональные информационные системы в сфере закупок и как с ними работать
- 2024.01.10ЗаявкиЗапреты и ограничения в госзакупках на 2024 год
- 2023.12.04223-ФЗКак составить план закупок инновационной продукции по 223-ФЗ