Оптимизационный пакет поправок к 44-ФЗ — это Федеральный закон № 360 от 02.07.2021, который меняет контрактное законодательство. Большая часть изменений заработает с 01.01.2022, а некоторые вступят в силу позже.
Скачать презентацию оптимизационного пакета поправок к 44-ФЗ от Минфина |
Что такое оптимизационный пакет к 44-ФЗ
Федеральный закон № 360 от 02.07.2021 содержит обширный перечень изменений в 44-ФЗ и предусматривает несколько этапов внедрения нововведений.
Основные новшества из второго оптимизационного пакета поправок к 44-ФЗ вступят в действие 01.01.2022. К ним относят:
- сокращение способов размещения заказов;
- сокращение сроков проведения закупок;
- новые основания для отклонения;
- изменение порядка заключения контракта со вторым участником при уклонении победителя;
- введение:
- единых требований к извещению, которое заменит тендерную документацию;
- независимых гарантий;
- механизма универсальной предквалификации;
- ЭДО и электронного актирования.
Также законодатели предусмотрели переходный период для внедрения новшеств. Поэтапное внедрение изменений продлится до 2023 года и коснется:
- состава заявки и регламента проведения закупок;
- ЭДО в претензионной работе;
- правил проведения процедуры электронной приемки;
- подготовки контракта с использованием ЕИС;
- особых закупок у ед. источника (покупки ценностей, закупок для дипломатов и т. п.).
27 октября состоялся самый актуальный вебинар об оптимизационном пакете поправок к 44-ФЗ 2021 года.
Сокращение количества способов определения поставщиков
Федеральный закон № 360 от 02.07.2021 упразднил часть способов размещения заказа. Среди них:
- запрос предложений;
- конкурс с ограниченным участием (открытый и закрытый);
- двухэтапный конкурс (отрытый и закрытый).
С января 2022 года заказчики начнут использовать только такие способы закупок:
- аукцион (электронный, закрытый на бумаге и закрытый электронный);
- конкурс (электронный, закрытый на бумаге и закрытый электронный);
- электронный запрос котировок;
- покупка у ед. поставщика по ч. 12 ст. 93 44-ФЗ.
Сокращение сроков проведения закупок
С 2022 года оптимизационный закон в сфере госзакупок сокращает сроки проведения тендеров. Уменьшатся сроки:
- подачи заявок;
- продления срока подачи предложений при внесении изменений в тендерную документацию;
- работы комиссии по рассмотрению заявок;
- заключения контракта (исключение: электронный запрос котировок);
- процедуры признания победителя уклонившимся.
Сроки проведения тендеров с учетом изменений из оптимизационного проекта к 44-ФЗ собраны в таблицу.
Способы размещения | Срок подачи заявок | Срок продления при внесении изменений | Срок |
---|---|---|---|
Конкурс | Не меньше 15 дней | Не меньше 10 дней | Не больше 2 рабочих дней, есть исключения |
Аукцион | Не меньше 15 дней или 7 дней, если НМЦК не более 300 млн руб | Не меньше 3 дней или 7 дней, если НМЦК не более 300 млн руб | Не больше 2 рабочих дней |
Запрос котировок | Не меньше 4 рабочих дней | Не меньше 3 дней | Не больше 2 рабочих дней |
Также с января 2022 года изменятся правила заключения контракта со вторым участником при уклонении победителя. Основные новшества:
- соглашения готовят в электронном виде посредством ЕИС;
- уменьшен срок проведения процедуры;
- разрешено заключить контракт со следующим участником (вторым, третьим и т. п.), если предыдущий уклонился.
Новые основания для отклонения
С января следующего года у заказчиков появятся новые основания для отклонения участников. При проведении электронного конкурса заявку отклонят, если:
- в предложении указана цена поставки;
- независимая гарантия не соответствует требованиям;
- компания признана недружественной РФ организацией в связи с действиями США и иностранных государств (127-ФЗ от 04.06.2018).
Для закрытых конкурсов также предусмотрены новые основания для отклонения поставщиков:
- компанию не приглашали участвовать в процедуре выбора поставщика;
- участник подал сразу несколько заявок на один лот;
- ценовое предложение равно нулю или поставщик готов доплатить за получение контракта;
- цена предложения участника выше НМЦК;
- запрошенные заказчиком документы и сведения не предоставлены или данные из них недостоверны;
- независимая гарантия не соответствует требованиям;
- компания признана недружественной РФ организацией.
Введение независимых гарантий
С 2022 года изменятся требования к обеспечению обязательств со стороны участников закупок. Банковскую гарантию заменит независимая. Основные отличия нового вида поручительства от прежнего:
- более короткий срок действия — один месяц;
- увеличенный период исполнения запроса о выплатах со стороны заказчика;
- широкий перечень организаций, которые оформят документ. Куда обращаться за НГ, зависит от типа участника тендера:
- поставщики из ЕАЭС оформят НГ в Евразийском банке развития;
- субъекты СМП — в фондах содействия малому предпринимательству;
- другие категории поставщиков — в госкорпорации развития.
Введение механизма «универсальной стоимостной предквалификации»
С 01.01.2022 оптимизационный закон к 44-ФЗ вводит новый механизм защиты госзаказчиков от недобросовестных участников закупок — универсальная предквалификация.
Предквалификация устанавливает особые требования для участников крупных тендеров с ценой более 20 млн руб., где не работают доптребования в рамках Постановления № 99 от 04.02.2015.
Новые требования для участников тендеров по правилам универсальной предквалификации:
- наличие опыта работы с госзаказом от 3 лет;
- отсутствие долгов по неустойкам;
- цена предыдущих контрактов — не менее 20% от цены нового тендера.
Внедрение ЭДО и электронного актирования
Нововведения из оптимизационного пакета поправок к 44-ФЗ в 2021 году коснулись электронного документооборота в части:
- подачи жалоб по электронным закупкам;
- исполнения договора.
Подробнее: инструкция по электронному актированию в ЕИС
С января 2021 года обжаловать действия заказчика участники тендеров смогут исключительно с использованием ЕИС, если тендер проводился в электронном виде.
В 2021 году электронная приемка с помощью функционала ЕИС обязательна для отдельной категории заказчиков. Перечень таких организаций содержится в Распоряжении Правительства № 1659-р от 18.06.2021.
С 01.01.2022 заказчикам и поставщикам придется отражать приемку товара в Единой информационной системе.
Об авторе этой статьи
-
Закончила Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕВРАЗЭС (финансы и кредит), Северо-Западный институт управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (юриспруденция)
В 2013 году — СЗИУ РАНХиГС по программе: «Управление государственными и муниципальными заказами».
В 2014 году — НИУ ВШЭ по программе «Управление государственными и муниципальными заказами».
В 2020 году — ОЦ «Гарант» по программе переподготовки: «Управление закупками для государственных и муниципальных нужд (44-ФЗ) и корпоративными закупками (223-ФЗ)».
С 2008 по 2009 год работала экономистом отдела закупок на скорой помощи. С 2009 г. — ведущим экономистом госзаказа в театре им. Н.П. Акимова. В 2011 г. — специалистом Управления торгов Биржи (торги для Газпрома, Транснефти). С 2012 года — заместитель директора по финансово-хозяйственной деятельности в ГБУ. С 2020 года — эксперт проекта «Госзаказ». Сейчас консультирует заказчиков и поставщиков.
Другие публикации автора
- 2024.01.16НовичкамМожно ли узнать, кто подал заявку на электронный аукцион
- 2023.12.28223-ФЗИнструкция по регистрации на площадке РТС-тендер для работы по 223-ФЗ
- 2023.11.30Инструкции для бухгалтераИнструкция по взысканию пеней и штрафов по 44-ФЗ
- 2023.11.29Торговые площадкиКак поставщику зарегистрироваться на площадке «Заказ.РФ»