Порядок оплаты по 223-ФЗ изменился. Сроки платежей существенно сократили. Но у заказчиков осталась возможность устанавливать период оплаты самостоятельно.
Как осуществляется оплата
223-ФЗ регулирует закупочную деятельность отдельных категорий юридических лиц: госкорпораций и бюджетных учреждений, имеющих внебюджетные доходы. Эти закупки проводятся по правилам, которые установлены организацией. Заказчик определяет, в какие сроки оплата по договору по 223-ФЗ в 2023 году, положением о закупке — внутренним документом организации, принимаемым для более подробного регулирования закупочного процесса.
Положение о закупке предусматривает требования к тому, как оплачиваются товары, работы или услуги по договорам. Например:
- график оплаты за поставку товара по 223-ФЗ;
- допустимость авансирования и его объем;
- возможность поэтапной оплаты.
По новым правилам производится оплата в течение 7 рабочих дней по 223-ФЗ (ч. 5.3 ст. 3 закона № 223). Организация-заказчик вправе прописать другой период платежа в локальном положении о закупке. Если устанавливаете собственный порядок расчетов, то укажите в положении конкретные сроки оплаты, алгоритм их определения и приведите перечень товаров, работ, услуг, для которых применяете эти правила.
Исключение составляют закупки, проводимые среди субъектов малого предпринимательства и самозанятых. В обновленной редакции постановления Правительства РФ № 1352 от 11.12.2014 установлены особые условия оплаты для СМП по 223-ФЗ, в том числе и сроки — 7 рабочих дней после подписания документов приемки.
В пунктах 14(3), 28 и 32(1) строго закреплено: 15 календарных или рабочих дней оплата СМП по 223-ФЗ — правило 15 рабочих дней больше не действует. Поставленные товары, работы и услуги заказчик оплачивает в течение 7 рабочих дней после подписания документов о приемке с субъектом малого предпринимательства или самозанятым. Обязательно укажите такое условие в проекте договора и извещении.
В положении о закупке и договоре между сторонами необходимо прописать и другие условия:
- какова форма выплаты: будут ли деньги перечислены в безналичной форме или выплачены наличными;
- порядок выплаты средств: есть ли по соглашению аванс и сколько процентов от общей суммы соглашения он составляет, оплачивается ли договор поэтапно или единым платежом по факту выполнения всего объема работ;
- что считать моментом исполнения обязанности компании: момент списания денежных средств со счета или момент зачисления. Первый вариант удобнее, потому что заказчик не несет ответственности за задержку перечисления, вызванную проблемами банков;
- когда заказчику предоставляется отсрочка платежа. Законом это не урегулировано, стороны вправе договориться на обоюдно выгодные условия и прописать их в договоре.
Какие документы подготовить
Перечень документов, оформление которых дает организации возможность перечислить деньги, регулируется текстом соглашения и зависит от его предмета:
- товарная накладная и счет-фактура оформляются при поставке товаров;
- акт сдачи-приемки — по соглашению на оказание услуг, выполнение работ;
- счет на оплату выставляется контрагентом компании;
- положением о закупке и договором допустимо предусмотреть необходимость проведения экспертизы — внутренней или внешней — поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги. Тогда, чтобы перечислить вознаграждение, заказчику необходимо положительное заключение эксперта.
Авансирование по договору
Авансирование по 223-ФЗ представляет собой перечисление денег подрядчику до того, как он исполнит обязательства по соглашению. Авансирование вводится по тем контрактам, исполнение которых требует от контрагента заказчика каких-то затрат.
Правила авансирования законом не предусмотрены, поэтому полагаться заказчики должны на собственные положения о закупках и потребности конкретного заказа. Положение и сам контракт по части аванса должны предусматривать:
- предельный размер аванса, исчисляемый как процент от общей суммы договора;
- условия, при которых аванс возможен или, наоборот, при которых он исключен. Например, по аналогии с 44-ФЗ прописывают правило, что при наличии значительного снижения цены соглашения относительно начальной цены закупки аванс не устанавливается;
- срок перечисления аванса.
Что делать, если сроки не соблюдаются
Несоблюдение сроков перечисления положенных контрагенту средств — это нарушение со стороны заказчика. Особых требований к действиям поставщиков закон не устанавливает. Если компания не оплатила вовремя контракт, то контрагент вправе:
- направить претензию, в которой изложено, почему обязанность платить уже наступила и какая ответственность возможна в случае неуплаты, и настоятельно потребовать скорейшего перечисления денег;
- приостановить работу, если перечисление денег, с которым опаздывает заказчик, является промежуточным. Претензию в таком случае направить все равно необходимо и одновременно уведомить о причинах приостановления работы;
- расторгнуть соглашение — основания и порядок одностороннего отказа от договора следует прописать в тексте;
- обратиться в суд, если предпринятые меры не помогли получить деньги.
Ответственность за неоплату по 223-ФЗ
Порядок взаиморасчетов прописывается в контракте. Любая неоплата по контракту 223-ФЗ влечет ответственность в виде денежных компенсаций:
- уплата договорных пени — денежная ответственность за просрочку исполнения обязательств, которые контрагент насчитает за каждый день просрочки;
- судебные издержки — если контрагент подаст в суд и выиграет его, все его судебные затраты падут на проигравшего заказчика.
За нарушение условий о платеже предусмотрена административная ответственность (ч. 9 ст. 7.32.3 КоАП РФ). Штрафы для должностных лиц составляют от 30 000 до 50 000 рублей, для юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.
Разъяснения по теме
Основные тезисы | Реквизиты документа |
---|---|
О сроке оплаты товаров, работ, услуг при закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства отдельными видами юрлиц | Письмо Минэкономразвития № Д28и-2033 от 07.04.2017 |
Об авторе этой статьи
-
Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.
Другие публикации автора
- 2024.01.13Закупка у единственного поставщикаДополнительные случаи госзакупок у единственного поставщика в 2024 году
- 2024.01.10НовичкамДля чего нужны региональные информационные системы в сфере закупок и как с ними работать
- 2024.01.10ЗаявкиЗапреты и ограничения в госзакупках на 2024 год
- 2023.12.04223-ФЗКак составить план закупок инновационной продукции по 223-ФЗ