В контракте всегда прописывают ответственность сторон по 44-ФЗ. Но заказчиков и поставщиков штрафуют не только за неисполненные обязательства. Штрафы грозят и за нарушение самого процесса закупок.
Какая ответственность предусмотрена
Федеральный закон № 44-ФЗ уделяет вопросу ответственности контрагентов по госконтрактам большое внимание и обязывает предусматривать положения о ней в текстах соглашений. Такой подход:
- дисциплинирует подрядчиков, исполнителей и поставщиков. Их гонорары выплачиваются из средств муниципальных и государственных бюджетов, а в результате исполнения соглашения заинтересован не только заказчик, но и общество в целом. Пренебрежение надлежащим исполнением недопустимо;
- мотивирует заказчиков тщательнее следить за исполнением контрактов, вдумчиво формулировать требования и своевременно призывать к ответственности недобросовестных госконтрагентов.
В контракте обязательно прописываются штрафы и пени по 44-ФЗ с последними изменениями для обеих сторон. Предусмотрена такая ответственность по 44-ФЗ о контрактной системе:
- пени — санкция, налагаемая при просрочке исполнения контракта. Любой госконтракт содержит срок исполнения обязательств подрядчиком, исполнителем или поставщиком и срок выплаты вознаграждения заказчиком. Нарушение обоих этих сроков влечет ответственность в виде пени. Пени не имеют фиксированного размера и рассчитываются по факту фиксации нарушения на основании стоимости контракта или той его части, которая не была исполнена вовремя, и длительности просрочки;
- штраф — санкция, налагаемая при любом другом нарушении условий контракта одной из сторон, кроме просрочки исполнения. Штраф за каждое нарушение имеет фиксированную сумму, которая рассчитывается исходя из цены контракта и указывается в нем еще до подписания сторонами.
Как считают пени
Порядок расчета пени установлен в тексте Федерального закона № 44-ФЗ, в частях 5 и 7 статьи 34. Он одинаков как для заказчика, так и для контрагента: пени устанавливаются в размере 1/300 ключевой ставки Центрального банка РФ от суммы неисполненного обязательства за каждый день просрочки.
Например, госконтракт предполагает поставку товара на общую сумму 10 000 рублей в срок до 01.06.2022 включительно. В установленный срок поставщик поставил товар только на 2000 руб., товар на сумму 8000 предоставлен заказчику только 15.06.2022. Просрочка составила 14 дней, ключевая ставка ЦБ РФ на это время составляет 11%, сумма неисполненного в срок обязательства — 8000 рублей.
Сумма пени составит: 8000 × 14 × 1/300 × 11% = 41 рубль 07 копеек.
Штрафы по 44-ФЗ за ненадлежащее исполнение
Порядку расчета санкций за ненадлежащее исполнение контракта посвящено Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042. В таблице — все штрафы по 44-ФЗ по Постановлению Правительства 1042 для заказчиков и поставщиков.
Для заказчика | Для поставщика |
---|---|
Размер штрафа за каждое нарушение зависит от стоимости госконтракта:
|
Постановление предусматривает общее правило исчисления штрафов за каждое нарушение для поставщиков и ряд исключений — особых ситуаций, в которых исчисление производится иначе.
Общее правило устанавливает взаимосвязь размера взыскания и суммы госконтракта:
|
Если закупка проводилась среди организаций, относящихся к СМП или СОНКО, штраф за каждое нарушение при любой цене контракта составит 1% от цены сделки, но не меньше 1000 и не больше 5000 рублей. | |
Если в ходе тендера цена госконтракта не просто снизилась, а ушла в минус, то есть участники боролись за шанс заключения госконтракта и победил тот, кто предложил большую цену за контракт, сумма санкции зависит от того, оказалась ли в итоге цена, которую победитель заплатил за госконтракт, выше или ниже НМЦК.
Если ниже, сумма штрафа составит:
Если выше:
|
|
Если контрагент нарушил какое-то обязательство по соглашению, которое не имеет стоимостного эквивалента, сумма санкции за это нарушение исчисляется в следующем порядке:
|
|
Если подрядчик не исполнил обязательство по строительству или капремонту, которое обязан выполнить без привлечения субподрядчиков, штраф — 5% от стоимости этих работ. | |
Если контрагент обязан привлечь субподрядчиков из числа СМП и СОНО, но не выполнил эту обязанность, штраф — 5% от суммы привлечения. |
Если специальным законодательством установлен другой порядок начисления штрафа, чем порядок по Постановлению № 1042 от 30.08.2017, то размер штрафа и порядок его начисления устанавливается контрактом по спецнормам.
Административная ответственность по КоАП
Федеральная антимонопольная служба разъясняет, каким документом предусмотрена ответственность за неразмещение обязательной информации в ЕИС и за другие нарушения закупочного процесса, — Кодексом об административных правонарушениях. Помимо ответственности, которая предусматривается госконтрактом, и к которой друг друга призывают сами стороны, за нарушения в рамках работы в контрактной системе наступает и административная ответственность по КоАП РФ.
Основным видом санкций, которые налагаются на виновника правонарушения, является штраф, но возможна и дисквалификация. Ответственности подвергаются как организации, так и их должностные лица.
Подготовили таблицу штрафов по 44-ФЗ по КоАП с последними изменениями в 2022 году для всех участников закупок.
№ п/п | Вид нарушения | Статья КоАП | Размер штрафа, руб. |
---|---|---|---|
Штрафы за неправильный выбор способа определения поставщика |
|||
1 | Принятие решения о способе определения поставщика с нарушением требований 44-ФЗ. В Кодексе административных правонарушений указано, кто несет ответственность, если способ закупки выбран с нарушением требований 44-ФЗ, — ответственное должностное лицо, к примеру, контрактный управляющий. | Часть 1 статьи 7.29 | 30 000 |
2 | Выбор иного способа определения поставщика, если определение поставщика должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона. | Часть 2 статьи 7.29 | 50 000 |
3 | Принятие решения о проведении закрытого конкурса в случаях, не предусмотренных ФЗ 44.
Нарушение порядка и сроков направления в орган, уполномоченный на осуществление контроля, информации и документов для согласования возможности заключения госконтракта с единственным поставщиком. |
Часть 2.1 статьи 7.29 | 50 000 |
4 | Принятие заказчиком или уполномоченным органом решения о размещении оборонного заказа путем проведения закрытых торгов без согласования с контрольным органом в сфере гособоронзаказа либо принятие решения о размещении оборонного заказа путем проведения закрытых торгов на условиях, отличных от условий, согласованных с контрольным органом в сфере гособоронзаказа. | Часть 3 статьи 7.29 | Должностные лица — от 30 000 до 50 000 |
5 | Нарушение порядка определения цены госконтракта при размещении государственного оборонного заказа у единственного поставщика. | Статья 7.29.1 | |
6 | Включение в план-график объекта или объектов закупки, не соответствующих целям осуществления закупок или установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе, требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам или нормативным затратам, либо включение в план-график начальной (максимальной) цены госконтракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком, в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе. | Часть 1 статьи 7.29.3 | |
Штрафы за нарушение порядка осуществления закупок |
|||
7 | Несоблюдение порядка или формы обоснования НМЦК, обоснования объекта закупки (за исключением его описания). | Часть 2 статьи 7.29.3 | Должностные лица — 10 000 |
8 | Нарушение порядка или сроков проведения обязательного общественного обсуждения либо непроведение обязательного общественного обсуждения. | Часть 3 статьи 7.29.3 | Должностные лица — 30 000 |
9 | Нарушение срока утверждения плана-графика (вносимых в план изменений) или срока размещения плана-графика (вносимых изменений) в ЕИС. | Часть 4 статьи 7.29.3 | Должностные лица — от 5000 до 30 000 |
10 | Нарушение сроков размещения в Единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ 44 при проведении конкурса, аукциона, не более чем на два рабочих дня. Сюда же относится штраф за нарушение сроков размещения протокола по 44-ФЗ и других обязательных документов закупки. | Часть 1 статьи 7.30 | Должностные лица — 5000
Юридические — 15 000 |
11 | Нарушение сроков размещения в Единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ 44 при проведении конкурса, аукциона, более чем на два рабочих дня. | Часть 1.1 статьи 7.30 | Должностные лица — 30 000
Юрлица — 100 000 |
12 | Нарушение сроков размещения в Единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ 44 при проведении запроса котировок, осуществлении закупки у единственного поставщика, не более чем на один рабочий день. | Часть 1.2 статьи 7.30 | Должностные лица — 3000
Юрлица — 10 000 |
13 | Нарушение сроков размещения в Единой информационной системе информации и документов, размещение которых предусмотрено ФЗ 44 при проведении запроса котировок, осуществлении закупки у единственного поставщика, более чем на один рабочий день. | Часть 1.3 статьи 7.30 | Должностные лица — 15 000
Юрлица — 50 000 |
14 | Размещение информации с нарушением требований ФЗ 44. Нарушение порядка:
|
Часть 1.4 статьи 7.30 | Должностные лица — 15 000
Юридические — 50 000 |
15 | Размещение в ЕИС извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика ранее десяти календарных дней со дня внесения изменений в план-график в отношении такой закупки. | Часть 1.5 статьи 7.30 | Должностные лица — 30 000 |
16 | Размещение в ЕИС извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика в случае, если информация о такой закупке не включена в план-график. | Часть 1.6 статьи 7.30 | Должностные лица — 30 000 |
17 | Размещение в ЕИС извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика в случае, если было вынесено предписание о признании такой закупки необоснованной, и если нарушение, указанное в предписании, не устранено. | Часть 1.7 статьи 7.30 | Должностные лица — 30 000 |
18 | По основаниям, не предусмотренным ФЗ 44:
Если участнику, подавшему такую заявку, надо отказать в допуске к участию в соответствии с требованиями ФЗ 44:
Нарушение порядка:
|
Часть 2 статьи 7.30 | 1% от НМЦК, но не менее 5000 и не более 30 000 |
19 | Нарушение требований к содержанию протокола, составленного в ходе определения поставщика. | Часть 2.1 статьи 7.30 | Должностные лица — 10 000 |
20 | Неразмещение в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с ФЗ 44. | Часть 3 статьи 7.30 | Должностные лица — 50 000
Юридические — 500 000 |
21 | Установление непредусмотренных ФЗ 44:
|
Часть 4 статьи 7.30 | 1% от НМЦК, но не менее 5000 и не более 30 000 |
22 | Включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ 44.
Включение в состав одного лота объектов закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой. |
Часть 4.1 статьи 7.30 | 1% от НМЦК, но не менее 10 000 и не более 50 000 |
23 | Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством. Напоминаем, что с 01.01.2022 закупочная документация стала необязательной (360-ФЗ от 02.07.2021). Все сведения о закупке указывают в извещении, проекте контракта, техническом задании, а документацию заказчики формируют только по собственному усмотрению. | Часть 4.2 статьи 7.30 | Должностные лица — 3000 |
24 | Отклонение заявки на участие в запросе котировок участнику по основаниям, не предусмотренным законодательством.
Признание заявки на участие в запросе котировок, окончательного предложения соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок в случае, если участнику, подавшему такую заявку, надо отказать в допуске к участию в запросе в соответствии с требованиями законодательства. Нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок с окончательными предложениями или открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, окончательным предложениям. |
Часть 6 статьи 7.30 | 5% от НМЦК, но не более 30 000 |
25 | Признание победителя определения поставщика с нарушением требований законодательства. | Часть 7 статьи 7.30 | Должностные лица — 50 000 |
26 | Сокращение сроков подачи заявок в случаях, не предусмотренных ФЗ 44.
Нарушение порядка и сроков отмены определения поставщика. |
Часть 8 статьи 7.30 | Должностные лица — 30 000 |
27 | Осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее того, что предусмотрено ФЗ 44.
Временем совершения правонарушения является дата окончания календарного года. |
Часть 11 статьи 7.30 | Должностные лица — 50 000 |
28 | Нарушение сроков для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок не более чем на два рабочих дня. | Часть 13 статьи 7.30 | Должностные лица — 3000 |
29 | Нарушение сроков для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок более чем на два рабочих дня. | Часть 14 статьи 7.30 | Должностные лица — 30 000 |
30 | Нарушение заказчиком или уполномоченным органом сроков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, установленных законодательством РФ о гособоронзаказе. | Часть 15 статьи 7.30 | От 30 000 до 50 000 |
Штрафы за нарушение порядка ведения реестра контрактов, реестра недобросовестных поставщиков (штрафы на должностные лица) |
|||
31 | Включение заведомо недостоверной информации в реестр недобросовестных поставщиков. | Часть 1 статьи 7.31 | 50 000 |
32 | Ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Непредоставление, несвоевременное предоставление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, информации или документов, подлежащих включению в такой реестр контрактов, если направление, предоставление указанных информации или документов являются обязательными в соответствии с ФЗ 44. |
Часть 2 статьи 7.31 | 20 000 |
Штрафы за нарушение сроков возврата обеспечения заявок |
|||
33 | Нарушение порядка или сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика, не более чем на три рабочих дня. | Часть 1 статьи 7.31.1 | Должностные лица — 5000 Юридические — 30 000 |
34 | Нарушение порядка или сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика, более чем на три рабочих дня. | Часть 2 статьи 7.31.1 | Должностные лица — 15 000 Юридические — 90 000 |
Штрафы за нарушение порядка при заключении, исполнении и изменении госконтрактов |
|||
35 | Заключение госконтракта с нарушением объявленных условий определения поставщика или условий исполнения, предложенных тем, с кем заключается госконтракт. | Часть 1 статьи 7.32 | Должностные лица — 1% от НМЦК, но не менее 5000 и не более 30 000
Юридические — 1% от НМЦК, но не менее 50 000 и не более 300 000 |
36 | Заключение госконтракта с нарушением объявленных условий определения поставщика или условий исполнения, предложенных тем, с кем заключается госконтракт, если такое нарушение привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг. | Часть 2 статьи 7.32 | Двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения |
37 | Нарушение сроков заключения контракта или уклонение от заключения. | Часть 3 статьи 7.32 | Должностные лица — 50 000 |
38 | Изменение условий госконтракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий не предусмотрена ФЗ 44. | Часть 4 статьи 7.32 | Должностные лица — 20 000
Юридические — 200 000 |
39 | Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий не предусмотрена ФЗ 44, и такое изменение привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг. | Часть 5 статьи 7.32 | Двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения |
40 | Нарушение порядка расторжения госконтракта в случае одностороннего отказа от исполнения. | Часть 6 статьи 7.32 | Должностные лица — 50 000
Юрлица — 200 000 |
41 | Действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности. | Часть 7 статьи 7.32 | Влекут наложение административного штрафа:
|
42 | Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе о проведении экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги или отдельных этапов исполнения контракта в случае, если, в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе, к проведению такой экспертизы заказчик обязан привлечь экспертов, экспертные организации. | Часть 8 статьи 7.32 | Должностные лица — 20 000 |
43 | Несоставление документов о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги либо ненаправление мотивированного отказа от подписания таких документов в случае отказа от их подписания. | Часть 9 статьи 7.32 | Должностные лица — 20 000 |
44 | Приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения госконтракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. | Часть 10 статьи 7.32 | Должностные лица — от 20 000 до 50 000 |
45 | Нарушение срока и порядка оплаты, в том числе неисполнение обязанности по авансированию, которые предусмотрены госконтрактом. | Часть 1 статьи 7.32.5 | Должностные лица — от 30 000 до 50 000 |
46 | Повторное нарушение срока и порядка оплаты, в том числе неисполнение обязанности по авансированию, которые предусмотрены госконтрактом. | Часть 2 статьи 7.32.5 | Должностные лица — дисквалификация от 1 года до 2 лет |
Штрафы за нарушения в сфере энергоснабжения и повышения энергетической эффективности |
|||
47 | Осуществление закупок товаров, работ, услуг, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности. | Часть 11 статьи 9.16 | Должностные лица — 30 000
Юридические — 100 000 |
Штрафы за невыполнение в срок законного предписания |
|||
48 | Невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок. | Часть 7 статьи 19.5 | Должностное лицо заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, член комиссии — 50 000
Юрлица — 500 000 |
Штрафы за нарушение порядка и сроков предоставления информации в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок |
|||
49 | Непредоставление или несвоевременное предоставление в орган, уполномоченный на осуществление контроля, информации и документов, если предоставление таких информации и документов является обязательным, в соответствии с ФЗ 44, либо предоставление заведомо недостоверной информации и документов. | Статья 19.7.2 | Должностные лица — 15 000
Юридические — 100 000 |
Планируемые штрафы за нарушение в сфере закупок
Законодатели опубликовали новый законопроект об изменениях в КоАП РФ. По новым правилам, под административную ответственность по 44-ФЗ подпадают нарушители национального режима. Если заказчик не разместил в Единой информационной системе документы, которые связаны с нацрежимом, его оштрафуют. Предлагают такое взыскание:
- для должностных лиц — 55 000 рублей;
- для организаций — 510 000 рублей.
А вот за непредоставление документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 закона № 44-ФЗ, потенциального поставщика не оштрафуют. Но его заявку приравняют к заявке, в которой содержится предложение об иностранных товарах, работах и услугах. И если в закупке участвуют заявки с отечественной продукцией, удовлетворяющие требованиям извещения, поставщику с предложением иностранных товаров откажут.
Еще Минфин выложил законопроект, которым изменяет Кодекс об административных правонарушениях в части ответственности за нарушения в сфере закупок.
Планируется, что новые правила заработают с 2024 года.
Об авторе этой статьи
-
Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.
Другие публикации автора
- 2024.01.13Закупка у единственного поставщикаДополнительные случаи госзакупок у единственного поставщика в 2024 году
- 2024.01.10НовичкамДля чего нужны региональные информационные системы в сфере закупок и как с ними работать
- 2024.01.10ЗаявкиЗапреты и ограничения в госзакупках на 2024 год
- 2023.12.04223-ФЗКак составить план закупок инновационной продукции по 223-ФЗ