Авансирование по 44-ФЗ в 2023 году увеличили. Но для размера аванса действуют ограничения, а в некоторых закупках вовсе нельзя установить авансовый платеж.
Как Гражданский кодекс регулирует авансирование
Допускается полное или частичное авансирование (статьи 487, 711, 781 Гражданского кодекса). Заказчики перечисляют аванс частями или всю оплату в полном объеме до того, как поставщик выполнит обязательства, предусмотренные госконтрактом.
Как 44-ФЗ регулирует авансирование
Закон о контрактной системе не предусматривает особенных норм для авансирования, предварительные платежи — это право, а не обязанность госзаказчика. Он сам определяет, установить предоплату или нет (в 2023 году действует ряд исключений). Учитываются целесообразность для объекта закупки, ограничения по финансированию. Но законодатели установили, от чего считать аванс в контракте по 44-ФЗ в 2023 году — от цены госконтракта.
От величины аванса зависит и размер обеспечения исполнения контракта (ОИК). Обеспечение необходимо увеличить до суммы авансирования, если ОИК, который установил заказчик, оказался меньше (ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе).
В Федеральной контрактной системе не указаны конкретные виды работ по 44-ФЗ, разрешенные к предоплате: если федеральными законами и локальными нормативами не запрещено авансирование по тем или иным работам или услугам, то заказчики вправе включить условие о предварительной оплате в госконтракт.
Преимущества и недостатки
Авансирование по 44-ФЗ имеет для заказчика как плюсы, так и минусы.
Преимущества | Недостатки |
---|---|
Возможность предварительно заказать нужную продукцию, закупить расходные материалы, привлечь к исполнению желаемого субподрядчика. | Риск потерять договор. Есть недобросовестные поставщики, которые, получив аванс, не выполняют обязательства. |
Какие ограничения есть для аванса
Для организаций — получателей средств федерального бюджета предусмотрены ограничения в пределах установленных размеров. Условия введены в действие постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 об исполнении бюджета. В нем прописаны основания для авансирования:
- не выше 30 % от НМЦК — на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, в том числе на выполнение работ по строительству (реконструкции, капитальному ремонту) объектов капитального строительства государственной собственности РФ (абз. 2 пп. «а» п. 18 Положения об исполнении бюджета);
- от 30 до 80 % от НМЦК — на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, направленные на импортозамещение технологической продукции. В этом случае в контракт (кроме контрактов, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению) необходимо включить условие о казначейском сопровождении авансовых платежей. А Минпромторг подтверждает в заключении, что контракт отвечает целям импортозамещения;
- до 90 % от НМЦК (за исключением госконтрактов, которые указаны в предыдущем пункте) при включении в них и в контракты (договоры), которые заключаются в рамках их исполнения, условия о казначейском сопровождении авансовых платежей. Действие этого пункта приостановлено до 31.12.2023;
- до 100 % от НМЦК — в контрактах на оказание услуг связи, приобретение авиабилетов, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- от 30 до 70 % от НМЦК свыше 600 млн рублей — на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту (ПП РФ № 999 от 30.09.2014). В контракте прописывают условие о том, что последующее авансирование производится после подтверждения поставки товаров в объеме первой предоплаты. Такое подтверждение осуществляется в порядке санкционирования оплаты денежных обязательств в рамках Приказа Минфина № 257н от 30.10.2020. Действие этого пункта приостановлено до 31.12.2023.
Может пригодиться: как обосновать НМЦК по 44-ФЗ
При формулировке положений об авансе в муниципальном контракте заказчик предусматривает условие о том, что размер последующей оплаты по контракту не превышает:
- разницу между стоимостью фактически поставленных товаров и общей суммой выплаченного ранее аванса (для госконтракта, который не содержит этапы исполнения или выполнение этапов в котором проводится последовательно);
- разницу между стоимостью фактически поставленных товаров и суммой, рассчитанной в порядке, который указан в абз. 1 пп. «а» п. 18 Положения об исполнении бюджета (для госконтракта, содержащего этапы исполнения, сроки выполнения которых полностью или частично совпадают).
Как проходит авансирование в 2023 году
Постановление Правительства РФ № 348 временно приостановило действие некоторых подпунктов постановления № 1496 — абз. 4 пп «а» и пп. «б» п. 18 Положения № 1496. До 31 декабря 2023 года аванс 30 процентов по 44-ФЗ не применяется (п. 1 ПП РФ № 348). Есть и другие изменения.
В 2023 г. заказчики — ГРБС, которые действуют как получатели средств бюджета, и их подведомственные организации предусматривают в контрактах авансовые платежи с учетом особенностей (п. 2–4 ПП РФ № 348):
- Аванс от 30 до 50 % от цены контракта, если средства по такому соглашению подлежат казначейскому сопровождению. ФК полагает, что максимальный аванс по 44-ФЗ в этом случае составляет 50 %. Если заключили многолетний контракт — на 2023 г. и последующие периоды и доведенных лимитов бюджетных обязательств не хватает для выплаты аванса в текущем году, то предусмотрите в договоре условие о том, что оставшуюся часть аванса надо заплатить до 1 февраля следующего года. Подтверждать поставку товаров, работ, услуг в объеме уже перечисленного авансового платежа не надо.
- Аванс от 30 до 90 % от цены контракта, если средства подлежат казначейскому сопровождению и госконтракт заключен с целью капвложений в объекты капитального строительства государственной собственности РФ в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях.
Региональным органам власти рекомендовали на местном уровне принять меры, которые упростят порядок авансирования для поставщиков и заказчиков — получателей средств федерального бюджета. А ГРБС вправе издавать распоряжения, по которым получатели средств бюджета вносят в госконтракты-2023 на сумму до 100 млн рублей условие о казначейском сопровождении авансовых платежей и условие о казначейском сопровождении авансовых платежей по договорам, которые заключили для исполнения основных госконтрактов.
Еще одно важное правило: в 2023 г. заказчики, которые закупают на деньги федбюджета, смогут по соглашению сторон изменить контракты, которые заключили до 07.03.2023. Они вправе закрепить условия об авансировании по п. 2 ПП РФ № 348 и увеличить авансовые платежи в своих госконтрактах до допустимых размеров (ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ РФ). Но надо соблюдать требования к размеру обеспечения исполнения контракта по ч. 6 ст. 6 44-ФЗ.
Кроме того, с 01.07.2023 извещения о закупке, приглашения принять участие в определении поставщика и проекты контракта начнут проверять на соответствие источника финансирования объекту закупки и на непревышение предельных размеров аванса (ПП РФ № 1946 от 31.10.2022).
А вот в каких случаях разрешено 100% авансирование по 44-ФЗ — если закупаете промышленные товары для государственных и муниципальных нужд, для нужд обороны и безопасности страны (ПП РФ № 2411 от 24.12.2022). Если закупаете товары, которые указаны в приложении к ПП РФ № 2411, сможете установить аванс от 80 % и выше, но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств. Правило действует для госконтрактов, заключенных в 2022–2024 годах.
Недавно список промышленных товаров с повышенным авансированием расширили (ПП РФ № 1083 от 30.06.2023). В перечень включили:
- электропечи сопротивления;
- лифты;
- отдельные виды кранов;
- механизированные склады-накопители и другие позиции.
Выбирайте промышленные изделия по ОКПД2.
А само постановление № 2411 теперь распространяется на закупки определенных промышленных товаров не только в случае установления запрета на допуск продукции из иностранных государств, но и при ограничении допуска таких изделий.
Для заказчиков авансирование не предусмотрено при поставке некоторых товаров и оказании услуг по установленному правительством перечню (распоряжение Правительства РФ № 21-р от 16.01.2018). В перечень входят:
- одеяла, ковры;
- юбки, халаты, блузки;
- средства моющие и стиральные;
- автомобили;
- некоторые услуги;
- другое.
Получатели средств федерального бюджета при заключении договоров или госконтрактов, которые указаны в п. «а» и «б» п. 18, предусматривающих отдельные этапы и оплату, не включают в такие контракты условие о выплате авансового платежа на последнем этапе исполнения договора или госконтракта, если иное не установлено в положении или другом акте правительства (п. 19 Положения об исполнении бюджета).
Ответственность
Если заказчик решил, что оплачивает контракт с авансированием, то ему придется прописать такой порядок выплат в проекте контракта (ч. 13 ст. 34 44-ФЗ). Необходимо определить конкретный размер предоплаты и срок ее выплаты. Один из вариантов, как написать условие об авансировании в контракте:
Оплата по настоящему контракту производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика в следующем порядке:
- сумма в размере ____% от общей стоимости товара, что составляет ________ (___________) рублей ____ копеек, — в течение ____ дней с момента заключения настоящего контракта;
- сумма в размере ___% от общей стоимости товара, что составляет ________ (___________) рублей ____ копеек, — в течение ____ дней с момента поставки товара.
А вот образец условия об авансовом платеже в государственном контракте с казначейским сопровождением.
В ст. 34 44-ФЗ указано, как рассчитать аванс за 1 месяц по 44-ФЗ, — пропорционально, в виде процента от цены госконтракта за каждый месяц (этап) работы (ч. 13 ст. 34 44-ФЗ). Авансирование выплачивают поэтапно в соответствии с величиной, прописанной в договоре (Письмо Минфина России № 24-03-07/3717 от 23.01.2020).
Если заказчик не включил в контракт авансовый платеж, когда это обязательно, то его накажут по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП. За утверждение документов с нарушениями требований контрактного законодательства предусмотрен штраф в размере 3000 рублей.
Более серьезное наказание грозит тем, кто прописал аванс в контракте и не выплатил его. Такие действия квалифицируются по ст. 7.32.5 КоАП. За первое нарушением оштрафуют на сумму от 30 000 до 50 000 рублей. При повторном нарушении должностное лицо дисквалифицируют на срок от года до двух.
Документы и разъяснения по теме
Гражданский кодекс (часть первая) № 51-ФЗ от 30.11.1994 |
Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 |
Постановление Правительства РФ № 1496 от 09.12.2017 |
Постановление Правительства РФ № 999 от 30.09.2014 |
Приказ Минфина № 257н от 30.10.2020 |
Постановление Правительства РФ № 348 от 06.03.2023 |
Постановление Правительства РФ № 1946 от 31.10.2022 |
Постановление Правительства РФ № 2411 от 24.12.2022 |
Распоряжение Правительства РФ № 21-р от 16.01.2018 |
Бюджетный кодекс № 145-ФЗ от 31.07.1998 |
Письмо Минфина России № 24-03-07/3717 от 23.01.2020 |
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30.12.2001 |
Об авторе этой статьи
-
Высшее и специальное образование по закупкам: ХГУЭП, диплом с отличием по специальности «Юриспруденция» и ГАПМ им. Н.П. Пастухова, диплом с отличием по программе «Управление закупочной деятельностью».
Автор и идейный вдохновитель проектов «GoodWin Project: Тендеры по-простому» и «Антидот 44-ФЗ: лекарство от головной боли в закупках».
Обучает закупкам по 44-ФЗ, консультирует поставщиков и заказчиков, работает как приглашенный руководитель тендерного отдела.
Другие публикации автора
- 2024.01.17Контроль закупокМожно ли изменять существенные условия госконтракта
- 2024.01.10Банковские гарантииКак вернуть обеспечение контракта по 44-ФЗ
- 2024.01.10Контроль закупокКак организовать работу контрактной службы заказчика
- 2024.01.10Документы заказчикаИнструкция по дополнительным требованиям к участникам госзакупок