Взыскание убытков по 44-ФЗ — получение одной стороной контракта от другой компенсации ущерба, причиненного его расторжением. Закон о госзакупках позволяет возместить реальный ущерб, но не допускает возмещения упущенной выгоды.
Когда возмещается ущерб
Убытки — это денежные или материальные потери, которые лицо понесло в связи с действиями другого лица. В общем виде это понятие рассмотрено в ст. 15 Гражданского кодекса РФ.
Пунктом 2 этой статьи установлены два вида потерь:
- реальный ущерб — расходы, которые понесло или понесет лицо для восстановления нарушенных прав или утраченного или поврежденного имущества. То есть это фактические потери, денежные или имущественные, одного из участников;
- упущенная выгода — это доходы, которые лицо могло получить, но не получило из-за действий другой стороны.
При работе по 44-ФЗ потери участников возникают в разных случаях, например:
- при отказе победителя тендера от заключения соглашения — если заказчик понес денежные затраты, в частности, убытки в виде оплаты электронной площадке по госконтракту, он вправе взыскать их с отказавшегося участника;
- если соглашение расторгается в одностороннем порядке — такое расторжение допускается в случаях, перечисленных в ст. 95 44-ФЗ, но в случае такого расторжения другая сторона вправе требовать возмещения возникшего ущерба;
- убытки при выполнении госконтракта возникают, если участник соглашения ненадлежащим образом исполняет обязанности, например, допускает просрочку исполнения.
Пункт 23 статьи 95 допускает возмещение убытков по 44-ФЗ, но не всех, а только реального ущерба, то есть только фактические денежные и материальные потери, которые страна понесла. Не возмещается упущенная выгода, и 44-ФЗ это не предусматривает.
Само возмещение, в зависимости от обстоятельств отношений участников, бывает:
- добровольным — стороны вправе заключить соглашение о расторжении договора, возмещения по 44-ФЗ, их объем и порядок перечисления, обговорить в одном из его пунктов;
- принудительный — пострадавшее лицо направляет официальную претензию виновнику, и если тот не соглашается возмещать их добровольно, потерпевший обращается в суд с иском.
Как возместить ущерб
Чтобы взыскать убытки в связи с расторжением государственного контракта, необходимо:
- Зафиксировать факт расторжения документально.
- Рассчитать размер причиненного финансового или материального ущерба.
- Направить участнику, расторгнувшему контракт, официальные требования о возмещении убытков после расторжения контракта — претензию. В ней изложить не только перечень понесенных потерь и их размер, но и действия другой стороны, которые к ним привели, и обосновать причинно-следственную связь между этими действиями и возникшими потерями.
- При отказе платить подать в суд.
Если имеет место взыскание убытков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта, подтверждением факта прекращения соглашения является решение инициатора прекращения отношений. Такое решение он оформляет письменно, направляет контрагенту и публикует в ЕИС.
Если контракт расторгается по соглашению сторон, это соглашение является подтверждением факта прекращения отношений участников. В нем же участники вправе обговорить порядок возмещения потерь и их размер. В таком случае претензия и иск не потребуются. Если, несмотря на достигнутые договоренности, фактически понесенные расходы при расторжении государственного контракта по соглашению сторон не выплачиваются, пострадавшая сторона вправе направить официальную претензию и обратиться за судебной защитой.
Примеры из практики
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением № Ф02-5636/2018 по делу № А19-3448/2016 от 04.12.2018 принял решение об освобождении от возмещения убытков заказчику по госконтракту на работы по установке бака-аккумулятора 60 м³ на котельной № 6 в р. п. Железнодорожный Усть-Илимского района Иркутской области. Суть спора — заказчик отказался от исполнения госконтракта, потребовал уплаты неустойки за просрочку начала выполнения работ. А подрядчик требования заказчика оставил без удовлетворения и в ответ выставил встречное требование о взыскании долга, обеспечительного платежа, неустоек.
Суд не удовлетворил основное требования заказчика, т. к. не доказан факт нарушения подрядчиком начального срока выполнения работ, а встречное требование удовлетворил частично, т. к. на момент расторжения контракта подрядчик выполнил часть работ, а неустойку за просрочку оплаты работ и возврата обеспечительного платежа начислил уже после расторжения контракта.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением № Ф08-1015/2018 по делу № А32-13476/2017 от 10.04.2018 частично удовлетворил требование о взыскании реального ущерба из-за неисполнения обязательства по заключению муниципального контракта. Суть спора — общество с ограниченной ответственностью подписало проект госконтракта и приложило банковскую гарантию, полагало, что бездействием администрации по заключению госконтракта ему причинены убытки.
В решении суд указал, что госконтракт не заключен по вине администрации, расходы, понесенные на получение банковской гарантии в обеспечение госконтракта, признаны документально подтвержденными. В остальной части иск отклонил из-за отсутствия доказательств затрат на подготовку к заключению спорного госконтракта. Упущенную выгоду не возместили, сославшись на ее необоснованность.
Об авторе этой статьи
-
Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.
Другие публикации автора
- 2024.01.13Закупка у единственного поставщикаДополнительные случаи госзакупок у единственного поставщика в 2024 году
- 2024.01.10НовичкамДля чего нужны региональные информационные системы в сфере закупок и как с ними работать
- 2024.01.10ЗаявкиЗапреты и ограничения в госзакупках на 2024 год
- 2023.12.04223-ФЗКак составить план закупок инновационной продукции по 223-ФЗ