Содержание
В нынешней внешнеэкономической ситуации не только иностранные государства налагают санкции на российские компании. Россия тоже применяет специальные экономические меры к некоторым иностранным организациям вплоть до лишения права участвовать в тендере в госзакупках. С 2023 г. и до момента снятия ограничений с такими лицами, в частности, запрещено заключать госконтракты.
Новые требования к участникам закупки по 44-ФЗ
На фоне обостряющейся внешнеполитической ситуации весной 2022 года издан Указ президента № 252 от 03.05.2022, в соответствии с которым российские органы власти всех уровней, юридические и физические лица не вправе:
- заключать с определенными иностранными компаниями и подконтрольными им лицами сделки;
- исполнять уже заключенные сделки;
- совершать финансовые операции.
Таким образом, новые требования сводятся к тому, что участник закупки не должен являться юридическим или физическим лицом, в отношении которого применяются специальные экономические меры, предусмотренные пп. «а» п. 2 Указа президента Российской Федерации от 03.05.2022 № 252 «О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций» или подконтрольными лицами таких компаний и физлиц.
Список организаций, которые попали под специальные экономические меры, утвержден Постановлением Правительства № 851 от 11.05.2022 на основании п. 5 Указа № 252, в котором президент уполномочил Кабмин составить такой список.
Но на практике некоторые заказчики либо игнорировали новое ограничение числа участников по 44-ФЗ, которые попали под российские санкции, либо не понимали, как его соблюдать. В связи с этим Минфин выпустил разъяснения по Указу президента № 252.
В письме № 24-06-06/54846 от 09.06.2022 ведомство разъясняет следующие важные аспекты применения правил и требований к организации для участия в аукционе по 44-ФЗ (равно, как и в других закупках):
- заказчики, работающие по 44-ФЗ, объявляя тендер, обязаны в извещении указывать, что к участию не допускаются подсанкционные компании;
- если такая организация подает заявку, ее необходимо отклонить;
- участники подтверждают, что к ним не применялись экономические меры, предоставляя выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (или ее нотариальную копию) и копии учредительных документов;
- в закупках запрещено участвовать лицам, подконтрольным компаниям под санкциями, но в законе не описан точный порядок проверки отсутствия такого контроля;
- если заказчик обнаружил, что участник предоставил недостоверные сведения о непричастности к подсанкционным юрлицам, его необходимо отстранить от участия. А если он уже признан победителем — отказаться от заключения контракта с ним. Учтите, что в этом случае ОПФ участника на отклонение заявки никак не влияет: в тендерных процедурах ограничения для поставщиков по форме собственности в РФ не установлены;
- если заказчик обнаружит причастность к подсанкционным компаниям уже действующего контрагента на этапе исполнения контракта, он обязан заявить об одностороннем расторжении этого госконтракта и направить сведения о лице в УФАС для рассмотрения вопроса включения его в РНП.
Специальных требований к возрасту компании для участия в тендерах нет. Но в другом письме № 24-01-06/69926 от 20.07.2022 Минфин направляет дополнительную информацию о правилах применения 44-ФЗ в связи с действием Указа № 252 и ПП РФ № 851. Указ № 252 установил запрет на сделки с участниками торгов, которые попали под российские санкции. Более того, заказчик не сможет исполнить перед ними обязательства по уже совершенным сделкам, если они еще не исполнены или исполнены не полностью. ПП РФ № 851 закрепляет списки подсанкционных компаний.
Вот как заказчик реализует запрет в рамках 44-ФЗ:
- Отклоняет заявки подсанкционных участников.
- Отстраняет лиц, которые попали под российские санкции, от заключения контрактов или отказывается заключать такие контракты (ч. 9 ст. 31 44-ФЗ);
- Расторгает госконтракт с лицами, которые находятся под санкциями (п. 1 ч. 15 ст. 95 44-ФЗ).
Этот запрет применяется независимо от объекта закупки и не устанавливает требований непосредственно к лицам для поставки закупаемых товаров, работ по п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ. В ч. 1 ст. 31 указано, какие требования можно выдвинуть в отношении компаний претендентов на конкурсе или аукционе — единые требования к участникам закупки, в том числе требования из п. 11 ч. 1 ст. 31 об отсутствии у участника ограничений для участия в закупках по законодательным нормам РФ. А вот конкретный нормативный акт, которым устанавливают ограничения, в Федеральной контрактной системе не прописан.
Вот что надо сделать, если заказчик выявит несоответствие участника требованию по п. 11 ч. 1 ст. 31 на этапе:
- рассмотрения заявок — отклонить такую заявку;
- заключения контракта — отстранить участника от заключения госконтракта или отказаться от заключения;
- исполнения контракта — расторгнуть госконтракт.
А если поставщик попал в российский санкционный список уже после заключения госконтракта, заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения по п. 1 ч. 15 ст. 95 44-ФЗ.
Остальные разъяснения законодательства в сфере закупок смотрите в ЕИС — в разделе «Документы».
Других требований к участникам закупки с 01 августа 2023 года нет. Но обновили Указ № 252, добавив в него п. 2(1). Теперь у правительства появилась возможность выдавать временные разрешения на совершение отдельных сделок, операций или действий с лицами, которые находятся под санкциями.
Перечень компаний под санкциями
В настоящий момент перечень компаний по ПП РФ № 851 от 11.05.2022 включает 32 организации из более чем десятка различных иностранных государств:
Страна | Наименование компании |
---|---|
Германия | Gazprom Germania GmbH / Газпром Германия ГмбХ |
Gazprom NGV Europe GmbH / Газпром Эн Джи Ви Юроп ГмбХ | |
Astora GmbH / Астора ГмбХ | |
WIBG GmbH / ВИБГ ГмбХ | |
WIEH GmbH / ВИЕХ ГмбХ | |
WINGAS GmbH / ВИНГАЗ ГмбХ | |
WINGAS Sales GmbH / ВИНГАЗ Сэйлз ГмбХ | |
WINGAS Holding GmbH / ВИНГАЗ Холдинг ГмбХ | |
Industriekraftwerk Greifs wald GmbH / Индустрикрафтверк Грайфсвальд ГмбХ | |
Gazprom Marketing & Trading Ltd. / Газпром Маркетинг энд Трейдинг Лтд. | |
ERDGASSPEICHER PEISSEN GMBH / ЭРДГАЗШПАЙХЕР ПАЙССЕН ГМБХ | |
Австрия | ZGG – Zarubezhgazneftehim Trading GmbH / ЗГГ — Зарубежгазнефтехим Трейдинг ГмбХ |
Швейцария | GAZPROM Schweiz AG / Газпром Швайц АГ |
IMUK AG / ИМУК АГ | |
Gazprom Marketing & Trading Switzerland AG / Газпром Маркетинг энд Трейдинг Свитзерланд АГ | |
Венгрия | WIEE Hungary Kft. / ВИЕЕ Хунгари Кфт. |
Болгария | WIEE Bulgaria EOOD / ВИЕЕ Булгариа ЕООД |
Великобритания | WINGAS UK Ltd. / Вингаз ЮКэй Лтд. |
Gazprom Global LNG Ltd. / Газпром Глобал Эл Эн Джи Лтд. | |
Gazprom Marketing & Trading Retail Ltd. / Газпром Маркетинг энд Трейдинг Ритэйл Лтд. | |
Gazprom Mex (UK) 1 Ltd. / Газпром Мекс (ЮКей) 1 Лтд. | |
Gazprom Mex (UK) 2 Ltd. / Газпром Мекс (ЮКей) 2 Лтд. | |
Словакия | VEMEX ENERGO s.r.o. / ВЕМЕКС ЭНЕРГО с.р.о. |
Бельгия | WINGAS Benelux s.r.l. / ВИНГАЗ Бенилюкс с.р.л. |
Франция | Gazprom Marketing & Trading France SAS / Газпром Маркетинг энд Трейдинг Франц САС |
США | Gazprom Marketing & Trading USA Inc. / Газпром Маркетинг энд Трейдинг ЮЭсЭй Инк. |
Сингапур | Gazprom Marketing & Trading Singapore РТЕ. Ltd. / Газпром Маркетинг энд Трейдинг Сингапур ПТЕ. Лтд. |
Италия | PremiumGas S.p.A. / ПремиумГаз С.п.А. |
Чехия | VEMEX s.r.o. / ВЕМЕКС с.р.о. |
VEMEX ENERGIE a.s. / ВЕМЕКС ЭНЕРГИ а.с. | |
Румыния | WIEE ROMANIA SRL / ВИЕЕ РОМАНИЯ СРЛ |
Польша | EUROPOL GAZ S.A. / АО “ЕВРОПОЛ ГАЗ” |
Кроме того, ПП № 851 конкретизирует, какие сделки запрещены по Указу № 252, то есть в каких случаях применяется Постановление № 851:
- при сделках, которые совершаются в пользу подсанкционных лиц;
- соглашениях, которые предполагают заход в российские порты судов, принадлежащих подсанкционным лицам в их интересе или по их поручению;
- при сделках, по которым проводятся платежи или операции с ценными бумагами с участием или в пользу подсанкционных лиц.
В ПП РФ № 851 не указано, может ли в конкурсе участвовать участник, в отношении которого применены меры за нарушение правил конкуренции, но об этом говорится в Кодексе административных правонарушений (ст. 14.9 КоАП РФ). За первое нарушение должностное лицо накажут штрафом от 15 000 до 50 000 рублей, а за повторное — дисквалифицируют на срок до трех лет. А при дисквалификации нельзя не только участвовать в торгах, но и заниматься любой экономической деятельностью.
C 08.11.2022, по Постановлению 851 от 11.05.2022, действует еще и перечень юрлиц, которые ведут деятельность в области военно-технического сотрудничества, в отношении которых применяются специальные экономические меры. Собрали в таблицу все 74 организации:
Страна | Наименование компании |
---|---|
Болгария | Arsenal JSCo / Арсенал Джей Эс Ко |
VMZ EAD / ВМЗ ЕАД | |
Beta Corp AD / Бета Корп Эй Ди | |
Arcus Co / Аркус Ко | |
Dunarit AD / Дунарит Эй Ди | |
Terem EAD / Терем ЕАД | |
Balkanrous Trading / Балканроус Трейдинг | |
Balkan Hunter / Балкан Хантер | |
EL kart / ЕЛ карт | |
EIM Trade / ЕИМ Трейд | |
UMT / УМТ | |
Sage Consultants / Сейдж Консалтантс | |
Hartford international Group LTD / Хартфорд интернешинел Груп ЛТД | |
Metalika-AB EOOD / Металика-АБ ЕООД | |
Emco / Емко | |
Германия | Atlas Elektronik / Атлас Электроник |
E.sigma Systems / Е.сигма Системз | |
Glenair / Гленаир | |
In-innovative navigation / Ин-инновативе навигатион | |
Fritz Werner Industrie-Ausrustungen / Фритц Вернер Индустри-Аусрустунген | |
iMARNavigation / иМАРНавигатион | |
Intecs / Интекс | |
J.P. Sfuer&Sohn / Джей. Пи. Шуер энд Сон | |
Jenoptik / Дженоптик | |
Europlast-Nycast / Еуропласт-Никаст | |
Motorola Solution Germany / Моторола Солютион Германи | |
NDGS NoviyDizel Gearbox Servic / НДГС Новы Дизель Геарбокс Сервис | |
SIGNALIS / СИГНАЛИС | |
Rohde&Schwarz / Рохде энд Шварц | |
SIM Secure Information Management / СИМ Секюре Информатион Менеджемент | |
SNE Schirin Nobiev Exporthandel / СНЕ Ширин Нобиев Экспортхендел | |
SPEKON Sachsische Spezialkonfektion / СПЕКОН Захзише Специалконфектион | |
ForceWare / ФорсеВаре | |
PKI Electronic Intelligence / Пи Ки Ай Электроник Интеллигенс | |
Schaefflergruppe / Шаеффлергруппе | |
SET Stange Energietechnik / СЕТ Стэндж Енергиетекник | |
Канада | Newcon International LTD / Ньюкон Интернешинел ЛТД |
Alpha Optics System Inc / Алфа Оптик Систем Инк | |
Литва | AVIABALTIKA aviation, LTD / АВИАБАЛТИКА авиэйшен, ЛТД |
Helisota / Хелисота | |
JSC Defensus / Джей Эс Си Дефенсус | |
ASU Baltija JCS / АСУ Балтиа Джей Си Эс | |
Defensa UAB / Дефенса УАБ | |
Великобритания | Strilets / Стрилетс |
Espace Soft Trading Co.Ltd. / Эспейс Софт Трейдинг Ко.Лтд | |
Hazel UK Limited / Хазел ЮКей Лимитед | |
Словакия | ZTS OTS spol s.r.o. / ЗТС ОТС спол с.р.о. |
ZTS Special a.s. / ЗТС Спешл а.с. | |
Versor s.r.o. / Версор с.р.о. | |
Robus s.r.o. / Робус с.р.о. | |
Chemica spol / Хемика спол | |
SMS spol / СМС спол | |
США | Desert Tech LLC / Десерт Тек ЛЛС |
TCI international / Ти Си Ай интернешинел | |
Черногория | Armada Group / Армада Груп |
Montenegro Defence Industry / Монтенегро Дефенсе Индустри | |
Tara Aerospace and Defense Products / Тара Аэроспейсе энд Дефенсе Продуктс | |
Чехия | VOP-026 Sternberk / ВОП-026 Штернберк |
Mil International spol / Мил Интернешинел спол | |
Excalibur Army spol s.r.o. / Экскалибур Арми спол с.р.о. | |
Explosia a.s. / Эксплосиа а.с. | |
Польша | Bumar-Labedy / Бумар-Лабеды |
Fin Sp. z o.o. / Фин Сп. з о.о. | |
ANKOL Sp. z o.o. / АНКОЛ Сп. з о.о. | |
Cenzin PGZ / Цензин ПГЗ | |
SELW-2 Sp. z o.o. / СЕЛВ-2 Сп. з о.о. | |
Level 11 Sp. z o.o. / Левел 11 Сп. з о.о. | |
Mesko s. a. / Меско с. а. | |
Wtorplast Group / Вторпласт Груп | |
Wobi-Stal z o.o. / Воби-Стал з о.о. | |
BRJ / Би эР Джей | |
Militus – PL / Милитус – ПЛ | |
Nattan C0 / Наттан Ко | |
Эстония | Baltic Armament OU / Балтик Армамент ОУ |
Ответственность за нарушение
Несмотря на то, что запрет на участие подсанкционных организаций — это нововведение последних месяцев, в практике УФАС уже появились первые решения по этому вопросу. Например, Брянское УФАС в решении от 23.05.2022 по делу № 032/06/106-456/2022 выявило нарушение ряда предписаний, касающихся контрактной системы РФ и, в частности, нарушение пп. «а» п. 2 Указа президента РФ № 252 от 03.05.2022, Постановления Правительства РФ № 851 от 11.05.2022.
В итоге контролеры выдали предписание об устранении нарушений и передали материалы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Еще по теме:
Документы и разъяснения
Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 |
Указ президента № 252 от 03.05.2022 |
Постановление Правительства № 851 от 11.05.2022 |
Письмо Минфина № 24-06-06/54846 от 09.06.2022 |
Письмо Минфина № 24-01-06/69926 от 20.07.2022 |
Об авторе этой статьи

- Бухгалтер, эксперт проекта
-
Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.
Другие публикации автора
- 2023.12.07ЕИСИнструкция по размещению в ЕИС плана-графика по 44-ФЗ
- 2023.11.28Документы заказчикаПошаговая инструкция по заключению контракта со вторым участником
- 2023.11.23Контроль закупокИнструкция по заполнению бюджетной сметы госзаказчика
- 2023.11.20НовичкамЕстественные монополии: что это и какую роль играют в госзакупках
Перечень лиц, к которым применяются специальные экономические меры в 2022, дорабатывается и пополняется. 30 сентября в него внесен новый, тридцать второй, пункт — ERDGASSPEICHER PEISSEN GMBH / ЭРДГАЗШПАЙХЕР ПАЙССЕН ГМБХ (Германия). Сейчас рассматривается вопрос включения в него еще нескольких лиц. Заказчикам следует внимательно следить за изменениями перечня, чтобы по ошибке не допустить к закупке подсанкционное лицо.