Возврат обеспечения заявки — это действия по разблокированию или перечислению участнику закупочной процедуры денег, которые тот вносил на спецсчет в банке или непосредственно на счет госзаказчика, чтобы иметь право принять участие в конкурсе или аукционе. Это своеобразная страховка от недобросовестного поведения претендентов на госконтракт.
Когда нужно возвращать деньги
Обеспечивать участие обязаны все претенденты на контракты, заключаемые по результатам конкурсов и аукционов, если начальная максимальная цена контракта превышает 1 млн. рублей. Организация, желающая получить на исполнение госконтракт, должна внести денежные средства:
- на спецсчет, открытый в одном из банков, входящих в перечень, утвержденный Правительством РФ;
- на счет заказчика. Эта возможность сохраняется для бумажных процедур, но с 2020 года они применяются только в исключительных случаях.
С 1 июля 2019 года можно обеспечить участие с помощью банковской гарантии. Организация, желающая заключить госконтракт по итогам закупки, выбирает удобную ей форму. Требования к содержанию банковских гарантий установлены в ст. 45 Федерального закона № 44-ФЗ и устанавливаются закупочной документацией.
В какие сроки возвращать обеспечение заявки по 44 ФЗ указано в статье 44: до 5 рабочих дней в зависимости от типа процедуры. Правило не касается банковских гарантий: они возврату не подлежат, но и взысканий по ним не производится.
Основания для возврата
Законом предусмотрены случаи, когда возвращается обеспечение заявки по 44-ФЗ:
- Окончание закупки. Есть исключение: победителю возврат обеспечения заявки на участие в конкурсе по 44-ФЗ производится после подписания контракта;
- Отказ заказчика от проведения закупки.
- Отклонение участника.
- В случае отзыва заявки участником закупки до окончания срока подачи заявок денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), возвращаются на счет участника закупки при проведении закупочной процедуры без привлечения электронных систем и разблокируются на его же спецсчете, если процедура проходила в электронной форме.
- Опоздание участника с подачей документов на участие.
- Дисквалификация участника, либо обоснованный отказ госзаказчика от подписания контракта с победителем.
- Отказ УФАС выдать разрешение на заключение контракта с единственным поставщиком.
Когда деньги не возвращают
Обычно вопроса о том, возвращается ли обеспечение заявки на участие в аукционе или конкурсе, не возникает. Если со стороны участника не было нарушений, деньги вернутся независимо от того, победит он или нет. Другое дело, если поставщик что-то нарушил. Претендент на контракт потеряет деньги, предоставленные для участия в закупке, если:
- выиграл, но уклонился от заключения контракта;
- в течение квартала на одной и той же электронной площадке заявка отклонялась 3 раза, блокировка суммы в размере обеспечения заявки не отменится.
Если организация, в рамках участия в закупке, предоставит банковскую гарантию, те же основания станут поводом для обращения в банк, выдавший гарантию, за выплатой гарантированной суммы.
Срок возврата для электронного аукциона
44 статья 44 ФЗ срок возврата обеспечения заявки в аукционе установила в 1 рабочий день. Столько времени дается банкам, чтобы разблокировать деньги на спецсчете.
Срок возврата для конкурса
Сроки возврата обеспечения заявки на участие в конкурсе по 44-ФЗ, зависят от формы проводимой процедуры:
- если в бумажной форме и сумма переводилась на счет заказчика — в течение 5 рабочих дней;
- если в электронной форме — в течение одного рабочего дня.
Как вернуть обеспечение
Порядок возврата обеспечения заявки 44 ФЗ не предполагает каких-либо действий со стороны поставщика. В бумажной процедуре заказчик перечисляет деньги в 5-дневный срок. Если процедура проходила в электронной форме, торговая площадка в течение часа обязана сразу направить запрос в банк, где открыт спецсчет, чтобы тот разблокировал деньги. . Если по каким-то причинам возврат не производится, участник вправе направить на площадку или заказчику письмо. Составляют его в свободной форме, указав:
- кому адресовано: заказчику или оператору электронной площадки;
- от кого — наименование организации участника;
- реквизиты закупочной процедуры, в рамках которой были перечислены денежные средства;
- размер перечисленной суммы;
- просьбу известить банк о необходимости разблокировать средства на счете (если речь идет об электронной процедуре), либо перечислить их на счет участника (если о бумажной);
- реквизиты счета участника.
В письме можно указать, что нарушение сроков возврата средств грозит административной ответственностью для уполномоченных лиц.
Что грозит за невозврат средств
Штрафные санкции за обеспечение заявки, а именно за несвоевременный перечисление внесенных организацией-участником денег или промедление в разблокировании средств, лежит на заказчике и операторе электронной площадки. Если организация внесла необходимую сумму на счет заказчика, а он их своевременно не вернул, и опоздание составило не более трех дней, ответственность по ч. 1 ст. 7.31.1 КоАП РФ:
- для должностного лица заказчика составит 5 000 рублей;
- для заказчика, как юридического лица — 30 000 рублей.
Если просрочка продлилась свыше 3 дней:
- 15 000 рублей — для должностного лица;
- 90 000 рублей — для юридического.
Если оператор электронной площадки не известит банк о необходимости разблокировки обеспечения в течение одного часа, ему грозит ответственность по ч. 3 ст. 7.31.1 КоАП РФ в размере 15 000 рублей.
Разъяснения по теме
Основные тезисы | Реквизиты документа | Скачать |
---|---|---|
О возврате обеспечения предложения участника в определении поставщика. | Письмо Минэкономразвития № Д28и-3505 от 22.12.2016 | |
Когда оценивается систематичность нарушений и решается вопрос о перечислении обеспечения заказчику нужно учесть характер нарушений при подаче заявок, их тождественность, возможность участника восполнить недостатки уже поданных заявок ввиду признания их не соответствующими требованиям документации аукциона | п. 31 Обзора судебной практики Президиума Верховного Суда от 28.06.2017 |
Об авторе этой статьи
-
Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.
Другие публикации автора
- 2024.01.13Закупка у единственного поставщикаДополнительные случаи госзакупок у единственного поставщика в 2024 году
- 2024.01.10НовичкамДля чего нужны региональные информационные системы в сфере закупок и как с ними работать
- 2024.01.10ЗаявкиЗапреты и ограничения в госзакупках на 2024 год
- 2023.12.04223-ФЗКак составить план закупок инновационной продукции по 223-ФЗ