Признаки картельного сговора в госзакупках:
- витиеватая речь в закупочных документах;
- множество мелких требований к заявкам;
- слишком короткие сроки, заданные для исполнения: возможно, часть госконтракта уже выполнена определенной организацией, и ее победа в торгах нужна заказчику;
- наличие требований, которые не являются строго необходимыми или исполнить которые в состоянии только одна организация;
- слишком небольшая НМЦК наводит на мысль, что госзаказчик рассчитывает на отсутствие интереса к предложению со стороны добросовестных участников.
Скачать бланк жалобы в ФАС на картельное соглашение (пустой) |
Скачать пример жалобы в ФАС на картельный сговор в .docx |
Скачать образец заявления о нарушении антимонопольного законодательства в .docx |
Что такое антимонопольный сговор
В ч. 1 ст. 11 135-ФЗ о защите конкуренции указано, что такое картельный сговор по 44 ФЗ, — это соглашение хозяйствующих субъектов для устранения конкуренции, переделки рынка и поддержания высоких цен на товары, работы или услуги. Сговор используют в госзакупках по 44-ФЗ для незаконной победы определенного участника. За такие действия предусмотрен штраф до 1 млн руб. и тюремный срок до 6 лет.
Картельные соглашения заключаются между несколькими организациями, производящими одинаковые либо сходные блага и в обычных условиях выступающими как конкуренты. Конкуренция необходима для:
- более высокого качества поставляемой продукции;
- снижения цен через уменьшение маржи компании-поставщика либо усовершенствование способов производства.
Компании при антимонопольном сговоре делят между собой рынки, договариваются о фиксированных ценах. Как результат, потребители получают продукцию сомнительного качества и по завышенной стоимости.
Картельное соглашение при госзакупках
Систему госзакупок внедрили, чтобы обеспечить наиболее рациональное расходование денежных средств из бюджетов. Для сделок по 44-ФЗ конкуренция — это важное условие.
Ч. 1 ст. 10 закона 135-ФЗ определяет, что картельное соглашение — это сговор между организациями-конкурентами, продающими блага на одном рынке, либо между экономическими субъектами, приобретающими блага на одном товарном рынке, когда такое соглашение приводит:
- к повышению, понижению либо поддержанию цены на госторгах;
- установлению либо поддержанию цены, надбавок (доплат), наценок или скидок;
- сокращению либо прекращению выпуска продукции;
- разделению рынка товаров по территориальному принципу, объемам продаж или покупок товаров, ассортименту реализуемой продукции или составу продавцов (покупателей);
- отказу от сделок с определенными поставщиками или заказчиками.
За все время изобретена не одна форма картельного сговора, а именно:
- способ «таран», который является широко известным. Происходит сговор двух игроков: первый на торгах сильно снижает цену сделки, делая ее невыгодной для других добросовестных подрядчиков, из-за чего они снимают кандидатуры с торгов. В завершении торгов заявку подает второй участник сговора, предложив незначительно пониженную цену. В результате вторые части заявок двух участников, находящихся в сговоре, и рассматривает заказчик. В процессе рассмотрения выясняется, что заявка поставщика, сильно снижающего стоимость, не проходит по требованиям. В итоге победа достается тому участнику, который снижал цену незначительно. На следующих торгах они меняются местами;
- подрядчики договариваются между собой сильно не снижать цену госконтракта, а это невыгодно для закупщика;
- в результате сговора один из конкурентов отказывается от подачи заявки или специально подает ее с ошибками, что приводит к победе другого участника.
Среди картельных сговоров между заказчиком и подрядчиком выделяют такие форматы:
- в процессе тендера госзаказчик по надуманным основаниям или без оснований отсеивает ненужных ему участников, лоббируя интересы определенной компании;
- заказчик готовит требования к участникам и документацию так, чтобы неподготовленный подрядчик не смог правильно сам подать документы на участие. Так подготавливается почва для конкретного поставщика;
- заказчик пишет документацию под определенного участника. Бывают случаи, когда еще до старта торгов участники готовят документацию «под себя», отправляют заказчикам, а те просто выкладывают ее в нужной форме.
Признаки картельного соглашения
Когда торги идут, вычислить антимонопольное соглашение можно, если есть признаки картеля на торгах:
- значительное снижение цен в начале торгов — характерный признак «тарана»;
- по составу участников: когда одни и те же организации переходят вместе из одной госзакупки в другую, это говорит об устоявшейся схеме антимонопольного сговора;
- один игрок или несколько делают невыгодные для себя, странные шаги, например, сильно снижают цену либо, наоборот, не принимают участия в торгах.
Однозначно определить со стороны характерные признаки картеля достаточно сложно. Антимонопольная служба при разборе таких дел принимает во внимание не только фабулу определенного тендера, но и предыдущее участие группы компаний в других аукционах, IP-адреса, с которых работают участники, и прочие признаки. О наличии картельного соглашения подсказывает ощущение, что в процессе торгов:
- без оснований отсеиваются добросовестные участники;
- заказчик или игроки «продвигают» к победе одну компанию;
- участники заранее знают шаги друг друга.
Штрафные санкции за картельный сговор
Вид санкции | Содержание |
---|---|
Административное правонарушение по ст. 14.32 КоАП РФ | За совершение такого правонарушения на должностных лиц налагается штраф от 20 000 до 50 000 руб. или дисквалификация до 3 лет; на юридических лиц — штраф от 1/10 до ½ НМЦК, но не меньше 100 000 руб. |
Уголовное преступление по ст. 178 УК РФ, если действия виновника повлекли крупный или особо крупный ущерб. | Штрафные санкции за антимонопольное соглашение — это принудительные работы сроком до 5 лет, к ним добавляют лишение права занимать определенные должности до 3 лет; либо лишение свободы до 6 лет с лишением права занимать определенные должности от 1 до 3 лет либо без него и штрафом до 1 млн руб. или без него.
Если ущерб причинен в крупном размере, то срок давности картельного сговора — 2 года с момента совершения преступления; для особо крупных размеров срок давности составляет 6 лет. |
Примеры картелей в условиях карантина
С начала коронавируса ФАС возбудила третье дело в отношении поставок медицинских масок.
11.02.2020 региональная служба ФАС РФ по Санкт-Петербургу посчитала картельным сговором действия оптовых компаний, поднявших стоимость закупки для местных аптек на медицинские маски. Возбуждено дело. Антимонопольное ведомство провело мониторинг цен, показавший, что ООО «Медицина Санкт-Петербург», ООО «Профитмед СПб» и еще несколько поставщиков в январе-феврале 2020 года почти одновременно увеличили отпускные цены на товар для розницы более чем в 1,5 раза. Если картельное соглашение докажут, то к виновным применят самые жесткие меры, вплоть до уголовной ответственности.
10.03.2020 УФАС по г. Красноярску возбудило дело в отношении нескольких оптовых организаций. Действия этих поставщиков могли повлечь за собой дефицит медицинских масок в аптечных сетях республик Тыва и Хакассия в декабре 2019 – феврале 2020 года.
Поставщики медицинских масок в Республике Удмуртия попали под подозрение УФАС в антимонопольном сговоре. 11.03.2020 ведомство возбудило дело на ООО «Леск» и группу лиц в составе ООО «Нытва-Фарм» и ООО «Рет». Поставщики установили розничную цену на товар в размере 22 рубля за единицу и поддерживали ее. На территории Удмуртии такая стоимость максимальна. Если докажут, что компании хотели нажиться на ситуации, им грозят штрафы для юридических лиц и уголовная ответственность для должностных.
Как быть, если столкнулись с антимонопольным соглашением
Сначала дело рассматривается в Антимонопольной службе. Если кто-то из участников решает оспорить решение ФАС, дело переходит для разбора в Арбитражный суд. Либо жалобу изначально подают в суд, когда срок обжалования в ФАС пропущен. Судебная практика картельных сговоров по 44 ФЗ обширная и разнообразная, в частности:
- подрядчики оспаривают действия госзаказчиков, лоббирующих интересы конкретной организации;
- разбирается поведение участников до и во время торгов для установления связей между ними. Особое внимание уделяют «повторяющимся участникам» — организациям, которые продолжительное время действуют вместе и регулярно побеждают у одних и тех же закупщиков либо в одних и тех же сегментах рынка.
Например, АС Восточно-Сибирского округа в своем постановлении по делу № А10-3052/2018 от 04.07.2019 признал торги недействительными, потому что применялась схема «таран».
Участник торгов подал жалобу в суд, посчитав, что другие участники аукциона сговорились. АС выяснил, что два участника создавали видимость конкурентной борьбы, снизив цены более чем на 90%. Заявки составлялись заведомо с нарушениями, и компания-заказчик их отклонила. Сделку заключили по максимально возможной цене с третьим участником такой схемы. Добросовестные подрядчики, введенные в заблуждение резким падением цены, не стали участвовать в торгах. В результате суд признал, что торги недействительны.
Скачать постановление АС Восточно-Сибирского округа от 04.07.2019 по делу № А10-3052/2018 |
Суды определяют вину лиц, принимая во внимание как прямые доказательства, так и косвенные. Например, фактами, подтверждающими вину в деле о картельном сговоре, будут:
- обнаружение документов одной организации-участника в офисе другого;
- факты денежных перемещений между компаниями;
- использование одних и тех же IP-адресов.
Антимонопольные сговоры ограничивают развитие рынка. Организации не видят смысла инвестировать в инновации, если и без этого уверенно удерживают высокие цены на рынке.