Естественная монополия — это отраслевое предприятие, работа которого возможна только при отсутствии конкуренции со стороны других компаний. Наличие конкурентов увеличивает операционные издержки, а произведенную продукцию нельзя заменить другими предложениями для потребителя. Разбираемся, какую роль естественные монополии играют в госзакупках и в каких сферах есть монополисты.
В каких сферах есть монополисты
При выборе некоторых товаров, работ или услуг у потребителей не существует альтернатив. Производством таких товаров или работ и оказанием услуг занимаются естественные монополии. Изготовление в этом случае требует особых технологий, что резко сокращает возможное число участников рынка. В 147-ФЗ от 17.08.1995 дается такое определение: субъект естественной монополии — это компании, которые производят и реализуют товары, работы, услуги и являются лидерами рынка из-за воздействия не зависящих от них причин. Такие предприятия самостоятельно устанавливают цены, определяют каналы сбыта и ищут поставщиков с наиболее выгодными предложениями.
Отрасли их функционирования подразумевают полное отсутствие конкуренции. Суть в том, что наличие конкурирующих структур повышает издержки, а вместе с ними и цену на производимую продукцию. Для предприятий повышение издержек означает снижение прибыли. Спрос на продукты естественных монополий всегда стабилен (потому что товары нельзя заменить), следовательно, потребителям придется подстраиваться под любые изменения цены. Это главная причина того, что цены на продукцию субъектов естественной монополии подлежат строгому государственному регулированию.
В ФЗ № 147 указано, работа в каких сферах деятельности естественных монополий разрешена действующим в нашей стране законодательством (ст. 4 147-ФЗ):
- железнодорожные перевозки;
- транспортировка нефти и газа по трубопроводам;
- подача электрической и тепловой энергии;
- водоснабжение и водоотведение;
- захоронение радиоактивных отходов;
- предоставление общедоступных электросвязи и почтовой связи;
- оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике;
- использование инфраструктуры внутренних водных путей и ледокольная проводка судов по Северному морскому пути;
- предоставление услуг в транспортных терминалах, аэропортах, морских и речных портах.
Некоторые отраслевые предприятия объединяются в единую сбытовую систему и формируют монополистические структуры. Известные примеры естественных монополий в России в 2023 году:
- РЖД;
- Газпром;
- ЕЭС;
- Почта России;
- Транснефть.
В каждом регионе есть локальные монополисты, поставляющие тепловую и электрическую энергию, обеспечивающие водоснабжение и водоотведение. Вот примеры натуральной монополии в регионах:
- Водоканал;
- Энергосбыт;
- ТЭЦ;
- Энерготранзит.
Монополист как поставщик по 44-ФЗ
Закупать у монополиста продукцию, которая не относится к сферам монопольной деятельности в рамках ст. 4 147-ФЗ, то есть заключать контракт с единственным поставщиком, нельзя.
Действует и обратное правило: закупка монопольных ТРУ у поставщиков, не являющихся официальными монополистами (отсутствуют в перечне ФАС), возможна по п. 1 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
Еще одним примером естественной монополии является компания связи на локальном уровне: в каждом регионе она своя. Есть особенности в закупках услуг связи у монополистов. Общедоступные почтовая и электросвязь — это монополизированная отрасль (об этом говорится в ФЗ № 147), а в Постановлении Правительства № 637 от 24.10.2005 указано, что к почтовым услугам относятся не только предоставление услуг связи, но и передача телеграмм, пересылка писем, передача голосовой информации. При пересылке писем и телеграмм обязательно использование почтовых марок, конвертов, бланков. Эти товары не относятся к продукции естественных монополистов, значит, их необходимо приобретать с помощью конкурентных процедур.
Монополист как заказчик по 223-ФЗ
В процессе закупок компании-монополисты в России руководствуются нормами 223-ФЗ (п. 1 ч. 2 ст. 1). Главное правило — разработать и опубликовать в установленный срок положение о закупках и плановую документацию. Если выручка от регулируемой деятельности монополиста не превышает 10% от совокупной выручки компании за предыдущий отчетный год, то закупать по ФЗ 223 не получится. Для дочерних монополистических организаций норматив выручки снижен до 5% (п. 1, 2 ч. 2.1 ст. 1 223-ФЗ). Вся итоговая финансовая информация размещается в Единой информационной системе.
Документы и разъяснения
Федеральный закон № 147-ФЗ от 17.08.1995 |
Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 |
Постановление Правительства № 637 от 24.10.2005 |
Федеральный закон № 223-ФЗ от 18.07.2011 |
Об авторе этой статьи
-
Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.