Ограничения и запреты на товары иностранного производства по 44-ФЗ вводят, чтобы поддержать отечественных производителей. В результате покупка российских изделий становится для заказчиков более выгодной, чем приобретение иностранной продукции.
Запреты и ограничения по 44-ФЗ
В соответствии со статьей 14 Федерального закона о контрактной системе, иностранные товары, работы и услуги имеют равный с отечественными ТРУ доступ на рынок российских госзакупок. Но для отдельных видов продукции российские уполномоченные органы вправе устанавливать ограничения и запреты по 44-ФЗ по ОКПД2, цель которых в защите национальных интересов и поддержке российских производителей.
С 01.03.2023 вступили в силу существенные изменения, связанные с применением нацрежима. Изменения содержатся в ПП № 318 от 01.03.2023 и применяются для закупок, которые опубликованы с даты вступления постановления в силу.
Подробнее: новые правила национального режима по 44-ФЗ
Выделяют:
- иностранные ТРУ, на допуск которых установлен запрет;
- иностранные ТРУ, допуск которых ограничен;
- иностранные ТРУ свободного допуска — это все остальные наименования, не перечисленные в документах о запретах и ограничениях.
Законодательно установлено, какие иностранные ТРУ запрещено закупать в рамках 44-ФЗ, — это программное обеспечение и промышленная продукция. Ограничения распространяются, в том числе, на позиции, приведенные в таблице запретов и ограничений по 44-ФЗ в 2024 году:
Запрет | Ограничения |
---|---|
Программное обеспечение | Лекарства |
Медицинские изделия | |
Промышленная продукция | Радиоэлектроника |
Промтовары | |
Продукты питания |
На практике, запрет допуска предложений ряда товаров из иностранных государств означает, что если в ходе проведения тендера заказчик обнаружит, что к поставке предлагается иностранная промышленная продукция или ПО, он обязан эту заявку отклонить. Законодательно такой запрет регламентирован ПП № 1236 от 16.11.2015 и ПП № 616 от 30.04.2020 соответственно.
Ограничения допуска означают, что российские заказчики вправе покупать иностранные ТРУ, но при определенных условиях, например, если нет возможности купить отечественные. Кроме того, закупать ТРУ, подпадающие под ограничения, необходимо с учетом норм о правилах допуска и преференциях отечественных ТРУ этого вида.
Запрет допуска
Правительством установлен запрет на закупку продукции иностранного производства. Во-первых, это компьютерное ПО. Министерство связи и массовых коммуникаций ведет Единый реестр российских программ и евразийского программного обеспечения для электронных вычислительных машин и баз данных (п. 2 ПП РФ № 1236). Чтобы определить, какие иностранные товары запрещено закупать заказчикам по 44-ФЗ, обратитесь к реестру.
Если заказчик планирует закупить программное обеспечение и в этом реестре содержится информация о российских и евразийских программах, которые по функциональным характеристикам полностью соответствуют требованиям заказчика, то запрещено закупать аналоги иностранного производства. Актуальный Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных размещен на официальном сайте Минсвязи. С 01.01.2023 происхождение ПО в госзакупках с запретом на допуск подтверждают номерами записей из реестров.
Запрет не устанавливается в следующих случаях:
- закупка связана с гостайной или необходима для нужд заказчиков, находящихся на территории иностранного государства;
- необходимые программы ЕАЭС не создаются;
- похожая программа создается в ЕАЭС, но она заказчику объективно не подходит.
Вторая категория — это промтовары. ПП № 616 от 30.04.2020 устанавливает запрет на закупку некоторых категорий такой продукции. Запрещена покупка импортных товаров из списка, который приложен к постановлению. Запреты не применяются к ТРУ из ЕАЭС. Чтобы понять, на какие закупки распространяется запрет на поставку иностранного товара, обратитесь к ПП № 616.
Постановление применяется в любых конкурентных процедурах и в закупках у единственного поставщика или исполнителя, кроме случаев, которые указаны в п. 3, в том числе когда на территории России нет производства изделия, что подтверждается:
- разрешением Минпромторга (выдается через Государственную информационную систему промышленности);
- самостоятельно госзаказчиком, если для нужд обороны страны и безопасности государства закупаются иные иностранные ТРУ, которых нет в перечне.
В части 7 статьи 14 44-ФЗ предусмотрены общие случаи, когда запреты не применяются. В частности, они не устанавливаются при проведении закупок:
- для обеспечения органов внешней разведки РФ средствами разведывательной деятельности;
- обеспечения ФСБ средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом;
- органами госохраны для реализации мер по такой охране.
Таким образом, чтобы определиться, по какому документу заказчики устанавливают запрет на допуск промышленных товаров, обратитесь к перечню ОКПД2 приобретаемой продукции, включенный в Постановление № 616. Запреты применяются и при закупке лизинга, если его предмет указан в перечне. На закупки у единственного поставщика они тоже распространяются (п. 1, 4 ПП РФ № 616, письмо Минфина № 24-05-07/51216 от 15.06.2020).
При передаче изделий проверьте все документы с подтверждением страны происхождения. И всегда контролируйте наличие продукции в реестрах российской промышленности, российской радиоэлектроники, евразийском реестре промтоваров.
Для подтверждения соответствия товара установленному запрету участник декларирует в заявке:
- для российской продукции — номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или единого реестра российской радиоэлектронной продукции;
- для товаров из ЕАЭС — номера реестровых записей из евразийского реестра.
Запреты не применяются, если заказчики (п. 3 ПП РФ № 616):
- приобретают продукцию, которая не производится на территории РФ;
- приобретают изделия, которые совместимы с товарами заказчика, а другие товарные знаки для них несовместимы;
- приобретают единичный товар, стоимость которого не превышает 300 000 рублей и приобретают совокупность единичных товаров, общая цена которых — менее 1 млн рублей;
- проводят закупки для нужд силовых структур (ФСБ, ФСО, Службы внешней разведки, МВД, Нацгвардии и т. д.);
- проводят закупки товаров в целях оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы
В марте 2022 года вышло ПП № 302, которое определяло, на какие импортные товары в закупках действует запрет, а не ограничение, медицинские изделия были отнесены к указанной категории. Постановление устанавливало временный запрет на вывоз медизделий за пределы РФ. В 2023 году документ утратил силу и больше не применяется.
Ограничения на допуск иностранных товаров
В приведенном перечне — информация, для каких иностранных товаров правительство установило ограничения и условия допуска в 2024 году:
- лекарственные средства;
- медицинские изделия;
- радиоэлектроника;
- промышленные товары;
- продукты питания.
Радиоэлектроника
Заказчик обязан ограничить закупки иностранной радиоэлектроники, только если приобретаемая продукция включена в перечень из ПП РФ № 878 от 10.07.2019.
Вот как применяются ограничения при заказах радиоэлектронной продукции:
- Объединение товаров, включенных в перечень, и позиций, отсутствующих в нем, в одном тендере, лоте или контракте не допускается.
- Начальная (максимальная) цена контракта формируется по правилам, установленным Минпромторгом. Исключение — продукция для реализации государственного оборонного заказа. Это касается и начальной цены единицы товара, начальной суммы цен и максимального значения цены госконтракта. Заказчик обязан обосновать цену.
- При описании продукции нельзя приводить информацию, которая не предусмотрена позицией КТРУ.
- Подтверждением соответствия требованиям об ограничении является номер реестровой записи из отечественного реестра радиоэлектроники или евразийского реестра промтоваров. Номера реестровых записей не предоставляют для некоторых изделий, таких, как военная и специальная техника.
- Если среди предложений участников есть одно, которое полностью соответствует условиям заказа и предлагает поставить товары из ЕАЭС, то отклоните другие заявки с иностранной продукцией.
- Замена поставляемого товара из российского реестра на иностранную продукцию в ходе исполнения контракта невозможна.
Кроме того, ограничения и запреты не применяются заказчиками, которые работают на территории иностранного государства.
Промышленные товары
Перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения в ходе проведения закупок, утвержден ПП № 617 от 30.04.2020. Заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке промтоваров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана одна (или более) заявка, удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки.
Постановление № 617 содержит перечень промышленных товаров, подпадающих под ограничения. Этот перечень скорректировали, убрав некоторые позиции и добавив другие. Отдельный перечень к Постановлению № 617 — производственные группы музыкальных инструментов и звукового оборудования.
В качестве подтверждения страны происхождения поставляемого продукта участник указывает номер записи из реестра российской промпродукции, евразийского реестра промтоваров и совокупное количество баллов по Постановлению № 719 или Решению № 105.
При передаче продукции или результата работ поставщик предоставляет документы, подтверждающие страну происхождения товара, — по ним изделия включают в реестр российской промышленной продукции, евразийский реестр промтоваров.
С 01.03.2023 вступило в силу Постановление Правительства № 318 от 28.02.2023, которое внесло изменения в правила применения Постановления Правительства № 617 от 30.04.2020.
Ограничения не действуют при закупках:
- товаров, для которых действует запрет;
- продукции для обеспечения нужд спорта высших достижений (п. 101, 102 перечня);
- запчасти и детали к используемому иностранному спортивному огнестрельному оружию с нарезным стволом;
- продукции определенного товарного знака, чтобы обеспечить совместимость с имеющимися у заказчика товарами;
- запчастей и расходников к машинам и оборудованию, если надо соблюсти требования технической документации.
Лекарства
Ограничения касаются только ЖНВЛП с одним международным непатентованным наименованием или химическим, группировочным наименованием. Ограничения не касаются лекарств, произведенных в странах ЕАЭС.
В ходе закупки заказчик отклоняет все заявки с иностранными лекарствами, если среди всех поданных имеются как минимум две, в которых к поставке предлагается товар из страны ЕАЭС и заявки соответствуют требованиям извещения.
Подробнее: инструкция по закупке лекарств по 44-ФЗ
Участник обязан подтвердить страну происхождения лекарства сертификатом СТ-1 или заключением, которое выдает Минпромторг России.
Медицинские изделия
Постановление № 102 содержит два перечня медизделий. Правила закупки наименований из разных перечней отличаются.
При закупке изделий из перечня № 1 важно помнить:
- чтобы применить положения Постановления № 102, необходимо совпадение как кода ОКПД2, так и наименования вида медизделия. Если они не совпадают, следует применять Постановление № 617;
- отдельные коды из перечня № 1 фигурируют в Постановлении № 616. В такой ситуации надо руководствоваться Постановлением № 102, если и код, и наименование закупаемого товара ему соответствуют. Если не соответствуют, использованию подлежат правила Постановления № 616.
Для подтверждения страны происхождения товара участник предоставляет копию сертификата СТ-1, если закупку объявили до 31.12.2022 включительно. Если после — предоставляется номер записи из реестра российской РЭП или евразийского реестра промтоваров, и данные о совокупном количестве баллов по Постановлению № 719 или Решению № 105.
Продукты питания
Ограничения не применяются, если проводится закупка товаров иностранных государств — членов ЕАЭС. При исполнении контракта не допускайте замены товара на иностранный.
Об авторе этой статьи
-
Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.
Другие публикации автора
- 2024.01.13Закупка у единственного поставщикаДополнительные случаи госзакупок у единственного поставщика в 2024 году
- 2024.01.10НовичкамДля чего нужны региональные информационные системы в сфере закупок и как с ними работать
- 2024.01.10ЗаявкиЗапреты и ограничения в госзакупках на 2024 год
- 2023.12.04223-ФЗКак составить план закупок инновационной продукции по 223-ФЗ