Ограничения и запреты на товары иностранного производства по 44-ФЗ вводят, чтобы поддержать отечественных производителей. В результате покупка российских изделий становится для заказчиков более выгодной, чем приобретение иностранной продукции.
Запреты и ограничения по 44-ФЗ
В соответствии со статьей 14 Федерального закона о контрактной системе, иностранные товары, работы и услуги имеют равный с отечественными ТРУ доступ на рынок российских госзакупок. Но для отдельных видов продукции российские уполномоченные органы вправе устанавливать ограничения и запреты по 44-ФЗ по ОКПД-2, цель которых в защите национальных интересов и поддержке российских производителей.
Подробнее: новые правила национального режима по 44-ФЗ
Выделяют:
- иностранные ТРУ, на допуск которых установлен запрет;
- иностранные ТРУ, допуск которых ограничен;
- иностранные ТРУ свободного допуска — это все остальные наименования, не перечисленные в документах о запретах и ограничениях.
Наглядная таблица запретов и ограничений по 44-ФЗ в 2022 году:
Запрет | Ограничения |
---|---|
Программное обеспечение | Лекарства |
Медицинские изделия | |
Промышленная продукция | Радиоэлектроника |
Промтовары | |
Продукты питания |
На практике, запрет допуска предложений ряда товаров из иностранных государств означает, что если в ходе проведения тендера заказчик получает заявку, в которой предлагается к поставке иностранная продукция, он обязан эту заявку отклонить. В отдельных случаях заказчики вправе не устанавливать запреты, но отказ необходимо обосновать.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как применять нацрежим без ошибок и нарушений. Используйте эти инструкции бесплатно.
Ограничения допуска означают, что российские заказчики вправе покупать иностранные ТРУ, но при определенных условиях, например, если нет возможности купить отечественные. Кроме того, закупать ТРУ, подпадающие под ограничения, необходимо с учетом норм о правилах допуска и преференциях отечественных товаров этого вида.
Запрет допуска
В таблице указано, какие иностранные товары запрещено закупать заказчикам по 44-ФЗ, их общий перечень:
Вид товара | Нормативно-правовой акт о запрете допуска |
---|---|
Программное обеспечение | Постановление Правительства РФ № 1236 от 16.11.2015 |
Промышленные товары | Постановление Правительства РФ № 616 от 30.04.2020 |
Важно понимать, на какие закупки распространяется запрет на поставку иностранного товара, — на все, кроме тех, для которых в нормативных актах предусмотрено специальное исключение.
В части 7 статьи 14 44-ФЗ предусмотрены общие случаи, когда запреты не применяются. В частности, они не устанавливаются при проведении закупок:
- для обеспечения органов внешней разведки РФ средствами разведывательной деятельности;
- обеспечения ФСБ средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом;
- органами госохраны для реализации мер по такой охране.
В подзаконных актах, описывающих запреты на отдельные виды ТРУ, устанавливаются специальные случаи, когда правила о запретах не применяются.
Программное обеспечение
Для программного обеспечения запрет распространяется на наименования, не включенные в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств — членов ЕАЭС (ПП РФ № 1236 от 16.11.2015).
При этом, подавая заявку на участие в тендере, участник не обязан предоставлять документы, подтверждающие происхождение предлагаемой к поставке продукции.
Запрет не устанавливается в следующих случаях:
- закупка связана с гостайной или необходима для нужд заказчиков, находящихся на территории иностранного государства;
- необходимые программы ЕАЭС не создаются;
- похожая программа создается в ЕАЭС, но она заказчику объективно не подходит.
Промышленные товары
Если говорить о том, по какому документу заказчики устанавливают запрет на допуск промышленных товаров, то это Постановление Правительства РФ № 616 от 30.04.2020. Установите запрет, если ОКПД2 приобретаемой продукции включен в перечень из Постановления № 616. Запреты применяются и при закупке лизинга, если его предмет указан в перечне. На закупки у единственного поставщика тоже распространяются запреты (п. 1, 4 ПП РФ № 616, письмо Минфина № 24-05-07/51216 от 15.06.2020).
При заказах для нужд обороны и безопасности государства запрет устанавливают на все иностранные промышленные товары, работы и услуги от иностранных лиц (п. 2 ПП РФ № 616). Но запрет не распространяется на товары из ЕАЭС и территорий отдельных районов Донецкой и Луганской областей (п. 1, 2 ПП РФ № 616).
Инструкция, как исполнить требования о запретах:
- Не объединяйте в одном заказе товары из перечня и товары, которых в нем нет. Исключение — закупки по гособоронзаказу.
- Если закупаете радиоэлектронику из п. 25(1)-25(7) перечня, не приводите характеристики и другую информацию, которая не предусмотрена в позиции КТРУ (пп. «а» п. 5 правил, утв. ПП РФ № 145 от 08.02.2017).
- Укажите в документах заказа такие же характеристики товара, которые предоставили в Минпромторг для получения разрешения на закупку иностранной продукции.
- Установите запрет на допуск в составе изделий ряда иностранных элементов. Но если такой элемент не производят в России, ЕАЭС или на территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей, не устанавливайте запрет. Подтвердите отсутствие производства разрешением на закупку иностранного изделия.
- Укажите в документах заказа, что участник подтверждает соответствие запрету только номерами реестровых записей из реестров промтоваров. Кроме того, потенциальный поставщик обязательно указывает количество баллов за выполнение технологических операций. Если баллов в заявке нет, рассматривайте ее как предложение иностранной продукции. Сведения о номерах реестровых записей и совокупном количестве баллов включите в контракт. А если предмет заказа — поставка вооружения, военной и специальной техники, принятой на вооружение, снабжение, в эксплуатацию, и (или) поставка их образцов, разработанных в соответствии с конструкторской документацией с литерой не ниже «О1», номера реестровых записей не указывают.
- При рассмотрении заявок отклоните предложения и отстраните участников, которые не подтвердили соответствие продукции установленным запретам.
- Не меняйте отечественные товары на иностранные при исполнении контракта. Замена российской продукции на изделия из ЕАЭС и отдельных районов Донецкой и Луганской областей допускается. При передаче товара получите от поставщика все документы, подтверждающие страну происхождения и документацию, на основании которой его включили в один из реестров.
Для подтверждения соответствия товара установленному запрету участник декларирует в заявке:
- для товаров из России — номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или единого реестра российской радиоэлектронной продукции и информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций на территории РФ, если для изделия установили такое требование (ПП РФ № 719 от 17.07.2015);
- для товаров из ЕАЭС — номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров и информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций на территории ЕАЭС, если для продукции установили такое требование (Решение Совета ЕЭК № 105 от 23.11.2020);
- для товаров из отдельных районов Донецкой и Луганской областей — номера реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территориях отдельных районов ДНР и ЛНР, и информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций, если для продукции установили такое требование.
Для подтверждения происхождения товара из отдельных областей Донецкой и Луганской народных республик используют специальный реестр.

Запреты не применяются, если заказчики (п. 3 ПП РФ № 616):
- приобретают продукцию, которая не производится на территории РФ;
- приобретают изделия, которые совместимы с товарами заказчика, а другие товарные знаки для них несовместимы (исключения — п. 40-43, 70-76, 78-86, 94-117, 134 перечня);
- приобретают единичный товар, стоимость которого не превышает 300 000 рублей;
- приобретают совокупность единичных товаров, общая цена которых — менее 1 млн рублей, но к отдельным видам продукции это правило не применяется;
- проводят экстренные и аварийные закупки.
Отсутствие отечественного производства подтверждается разрешением на закупку иностранного товара от Минпромторга (Приказ Минпромторга № 1755 от 29.05.2020). Если изделие отсутствует в перечне № 616, подтвердите невозможность соблюдения запретов самостоятельно, в произвольном виде.
Перечень продукции, на которую распространяются запреты, расширили. Теперь в нем 146 позиций. В перечне к ПП РФ № 616 указано, на какие импортные товары в закупках действует запрет, а не ограничение (медицинские изделия), их несколько:
- 32.50.50.190 — изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки (только медицинские маски);
- 32.99.11.130 — аппараты дыхательные автономные;
- 32.99.11.140 — одежда защитная огнестойкая;
- 32.99.11.160 — средства защиты головы и лица (только медицинские маски);
- 32.99.11.190 — уборы головные защитные и средства защиты прочие, не включенные в другие группировки (только головные уборы из текстильных материалов).
Ограничения на допуск иностранных товаров
В таблице — информация, для каких иностранных товаров правительство установило ограничения и условия допуска в 2022 году.
Вид товара | Нормативно-правовой акт об ограничении допуска |
---|---|
Лекарства | Постановление Правительства РФ № 1289 от 30.11.2015 |
Медицинские изделия | Постановление Правительства РФ № 102 от 05.02.2015 |
Продукты питания | Постановление Правительства РФ № 832 от 22.08.2016 |
Промышленные товары | Постановление Правительства РФ № 617 от 30.04.2020 |
Радиоэлектронная продукция | Постановление Правительства РФ № 878 от 10.07.2019 |
Радиоэлектроника
Для подтверждения страны происхождения радиоэлектронной продукции (РЭП) участник предоставляет:
- копию сертификата СТ-1, если закупка объявлена до 30.06.2022;
- копию сертификата СТ-1, если закупка объявлена до 31.12.2022 для радиоэлектроники, которая относится к медизделиям с определенными ОКПД2: 26.51.53.140, 26.51.53.190, 26.51.70.110, 26.60.11.111, 26.60.11.112, 26.60.11.113, 26.60.12.110, 26.60.12.129, 32.50.1, 32.50.21.112, 26.60.11.119, 26.60.11.120, 26.60.11.129, 26.60.11.130, 26.60.12.111, 26.60.12.119, 26.60.12.120, 26.60.12.124, 27.40.39.110, 32.50.13.190, 32.50.13, 26.60.12.121, 26.60.12.122, 26.60.12.123, 26.60.12.131, 26.60.12.132, 26.60.13.130, 26.60.13.190, 26.60.13, 26.60.13.120, 26.60.13.140, 26.60.13.150, 26.60.13.180, 26.60.13.190, 28.25.13.110, 32.50.50, 28.25.14.110, 32.50.50.190, 32.50.12, 32.50.21.121, 32.50.21.122, 32.50.21.129, 32.50.21.160, 32.99.59.000;
- номер записи из реестра российской РЭП или евразийского реестра РЭП и данные о совокупном количестве баллов по Постановлению № 719 или Решению № 105.
Промышленные товары
Постановление № 617 содержит перечень промышленных товаров, подпадающих под ограничения. Этот перечень скорректировали, убрав некоторые позиции и добавив другие. Всего в его актуальной редакции 173 позиции. Отдельный перечень к Постановлению № 617 — производственные группы музыкальных инструментов и звукового оборудования.
В качестве подтверждения страны происхождения поставляемого продукта участник предоставляет одно из двух:
- номер записи из реестра российской промпродукции, евразийского реестра промтоваров или реестра промтоваров из отдельных территорий ДНР и ЛНР и совокупное количество баллов по Постановлению № 719 или Решению № 105;
- регистрационный номер сертификата СТ-1, если сведений о товаре нет в реестрах.
При передаче продукции или результата работ поставщик предоставляет документы, подтверждающие страну происхождения товара, — по ним изделия включают в реестр российской промышленной продукции, евразийский реестр промтоваров или реестр промышленной продукции, произведенной на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской Народных Республик. Если информации о продукции нет в реестрах, исполнитель предоставляет сертификат СТ-1.
Ограничения не действуют при закупках:
- товаров, для которых действует запрет;
- продукции для обеспечения нужд спорта высших достижений (п. 101, 102 перечня);
- запчасти и детали к используемому иностранному спортивному огнестрельному оружию с нарезным стволом;
- продукции определенного товарного знака, чтобы обеспечить совместимость с имеющимися у заказчика товарами;
- запчастей и расходников к машинам и оборудованию, если надо соблюсти требования технической документации.
Лекарства
Ограничения касаются только ЖНВЛП с одним международным непатентованным наименованием или химическим, группировочным наименованием. Ограничения не касаются лекарств, произведенных в странах ЕАЭС.
В ходе закупки заказчик отклоняет все заявки с иностранными лекарствами, если среди всех поданных имеются как минимум две, в которых к поставке предлагается товар из страны ЕАЭС и заявки соответствуют требованиям извещения.
Подробнее: инструкция по закупке лекарств по 44-ФЗ
Более того, заказчик обязан отклонить и заявки участников, предлагающих к поставке несколько лекарств, если хотя бы одно из них не из ЕАЭС.

Участник обязан подтвердить страну происхождения лекарства сертификатом СТ-1 или заключением, которое выдает Минпромторг России.
Медицинские изделия
Постановление № 102 содержит два перечня медизделий. Правила закупки наименований из разных перечней отличаются.
При закупке изделий из Перечня № 1 важно помнить:
- чтобы применить положения Постановления № 102, необходимо совпадение как кода ОКПД2, так и наименования вида медизделия. Если они не совпадают, следует применять Постановление № 617;
- отдельные коды из Перечня № 1 фигурируют в Постановлении № 616. В такой ситуации надо руководствоваться Постановлением № 102, если и код, и наименование закупаемого товара ему соответствуют. Если не соответствуют, использованию подлежат правила Постановления № 616.
Для подтверждения страны происхождения товара участник предоставляет копию сертификата СТ-1, если закупку объявили до 31.12.2022 включительно. Если после — предоставляется номер записи из реестра российской РЭП или евразийского реестра промтоваров, и данные о совокупном количестве баллов по Постановлению № 719 или Решению № 105.
Продукты питания
Ограничения не применяются, если проводится закупка товаров иностранных государств — членов ЕАЭС. При исполнении контракта не допускайте замены товара на иностранный.
Об авторе этой статьи

- Юрист
-
Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.
Другие публикации автора
- 2022.06.24РазноеБиржа импортозамещения: что это и как она работает
- 2022.06.21Закупка у единственного поставщикаУчитываем разъяснения Минфина при установлении общих требований к единственным поставщикам
- 2022.06.20Документы заказчикаКак формируется ИГК — идентификатор государственного контракта
- 2022.06.16ЗаявкиКак правильно признать закупку несостоявшейся: разъяснения Минфина
Порядок, в котором организуется закупка товаров иностранных государств, претерпел в последнее время значительные изменения, но это не единственные изменения в системе госзакупок. С января 2022 года вступает в силу оптимизационный закон, который более чем на половину изменит текст 44-ФЗ, перекроет имеющуюся систему госзаказа и заставит специалистов этой области, по сути, осваивать новую контрактную систему.