Обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд — это документальное подтверждение уникальности и отсутствия отечественных аналогов зарубежного софта, который необходим заказчику для его деятельности в 2023 году
Скачать форму обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения в 2023 году |
Скачать образец обоснования невозможности применения 1236 для Windows 10 для предустановленного ПО |
Скачать образец обоснования подпунктом а пункта 2 1236 для образовательных учреждений |
Запрет на допуск программного обеспечения
Применение национального режима (ст. 14 44-ФЗ) в закупках программного обеспечения регулируется постановлением Правительства № 1236 от 16.11.2015. Это нормативный акт устанавливает запрет на допуск иностранного ПО. Но отечественного софта практически нет либо функционала недостаточно, поэтому многие ищут возможность, как обойти постановление 1236. В законе есть условия, при которых госзаказчик вправе закупить иностранную программу, но, прежде чем это сделать, надлежит проверить действующие реестры софта. Их два:
1. Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Это свод всех лицензионных программ, правообладателями которых являются Российская Федерация, субъекты РФ, отечественные коммерческие и некоммерческие компании (без преобладающего участия зарубежных организаций), физические лица с российским гражданством.
2. Единый реестр программ для электронных и вычислительных машин и баз данных из государств — членов Евразийского экономического союза. ПО из Беларуси, Армении, Казахстана и Киргизии приобретается на тех же основаниях, что и отечественное, — без применения правил национального режима.
Если требуемая программа есть в одном из этих реестров, то сослаться на невозможность соблюдения запрета 1236 при закупке отечественного ПО у заказчика не получится. Вот основные требования к программам из РФ (п. 5 Правил формирования и ведения реестра, утв. ПП РФ № 1236):
- ПО не имеет заграничного управления и принудительного обновления;
- исключительные права принадлежат только российским правообладателям;
- информационное сопровождение софта не содержит государственную тайну;
- легитимность ввода для использования в России;
- свободная реализация, отсутствие ограничений для отечественных и для иностранных пользователей;
- полное соответствие нормам безопасности для защиты конфиденциальной информации, подтвержденное сертификатами;
- лимиты по лицензионным выплатам в пользу зарубежных предприятий — меньше 30 % от выручки за прошедший год.
Для продукции, включенной в реестр ЕАЭС, действуют те же требования. В дополнение к такому обеспечению применяется норма о невозможности обновления и управления из стран, которые не являются членами Евразийского экономического союза.
Если вы решили закупить программу для реализации локальных нужд, вот как подготовить обоснование невозможности применения 1236 (Правил № 1236):
- Определяемся с объектом закупки.
- Проверяем наличие программного продукта в Единых реестрах ПО из России и ЕАЭС.
- Готовим закупочную документацию.
- В извещении и документах заказа устанавливаем запрет на поставку иностранных электронных продуктов.
- Рассматриваем заявки, отклоняем участников, нарушивших запрет, и определяем победителя.
Закупка иностранного ПО
Если установили запрет на допуск заграничного ПО, то не вправе приобретать такие электронные продукты. По нормам ПП РФ № 1236 российским организациям запрещено закупать иностранные программы или права на их использование. Но есть и исключения. В каких случаях готовится обоснование российского программного обеспечения:
- В Единых реестрах нет никаких сведений о приобретаемых продуктах и программах, относящихся к тому же классу.
- Программы из списков Министерства связи не обладают требуемыми техническими и информационными характеристиками.
В таких случаях заказчику надлежит подготовить письмо о невозможности соблюдения запрета на допуск иностранного ПО и детально обосновать необходимость приобретения иностранного товара.
Обоснование
Внимательно изучайте Единые реестры на наличие аналогичных или схожих по классу продуктов. Если заказчик безосновательно закажет иностранное ПО, Федеральная антимонопольная служба накажет за нарушение закона (решение ФАС России от 04.10.2016 по делу № П-184/16). Если аналогичных и похожих предложений в отечественном и евразийском реестрах нет, готовьте обоснование.
Теперь разберем, требуется ли обоснование невозможности применения 1236 при закупке компьютера с предустановленным ПО, если выявлена техническая невозможность купить отечественное ПО. Запрет прописывают в извещении и документах, если к заказу применяются правила национального режима, и этот случай не является исключением из ПП 1236 (ст. 10 44-ФЗ). Следовательно, если заказчик составляет обоснование невозможности закупки отечественного продукта, устанавливать запрет в извещении нет необходимости. Но во избежание споров с ФАС рекомендуется добавить примечание (и в извещение, и в документацию) о неприменении запрета на допуск и наличии обоснования невозможности заказа ПО из России и стран ЕАЭС.
Обязательно включите в документ-основание такую информацию:
- Обстоятельства, вызвавшие невозможность приобретения отечественного и евразийского электронного продукта.
- Классификацию приобретаемого ПО. Классы продукции закреплены в приказе Минкомсвязи № 621 от 31.12.2015.
- Основные характеристики продукта — технические, эксплуатационные, функциональные, технологические, информационные.
Обосновать необходимо не только невозможность приобретения отечественного ПО, но и несоответствие конкретных функций программ схожего класса из Единых реестров запросам заказчика (решение ФАС России от 05.10.2016 по делу № П-200/16). Реестровые сведения постоянно обновляются — готовьте обоснование непосредственно в день размещения извещения. Это поможет избежать нарушений в описании характеристик схожей продукции.
Актуальный пример обоснования для предустановленного ПО Windows 10:
Об авторе этой статьи
-
Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.