Национальный режим в сфере закупок по 44-ФЗ предусматривает запреты, ограничения и специальные условия приобретения товаров, работ и услуг из иностранных государств. Но соблюдение нацрежима имеет ряд особенностей.
Отражаем информацию о нацрежиме
Статья 14 44-ФЗ разъясняет, в каких случаях заказчику следует руководствоваться правилами национального режима при проведении тендера: его применение регулирует правительство. Если не знаете, попадает ли ваш объект закупок под действие правил, которые установлены действием нацрежима, проверьте ограничения и запреты по 44-ФЗ по ОКПД 2 или по наименованию продукции (Письмо ФАС России № 17/25505/19 от 29.03.2019).
Контрактное законодательство разъясняет, как прописать в извещении по 44-ФЗ, если в закупке имеется и запрет, и ограничение: в извещении надлежит отразить все условия и правила их применения, закрепленные в действующих законодательных нормативах. Если ошибетесь в кодировке и установите национальный режим к изделиям, которые этого не требуют, то антимонопольный орган расценит это как необоснованное применение запретов и ограничение конкуренции.
Предусмотрите все особенности проведения торгов с учетом нацрежима в документах заказа:
- Порядок подтверждения участником соответствия товаров, работ, услуг установленным запретам, ограничениям и условиям допуска. Документы и сведения, которые обязан предоставить поставщик, прописаны в актах правительства и Минфина по таким запретам, ограничениям и условиям допуска.
- Правила рассмотрения заявок (п. 1 ПП РФ № 1289 от 30.11.2015).
Вот какой статьей 44-ФЗ регулируется применение национального режима при осуществлении закупок: ст. 14 Федерального закона о контрактной системе. Положения ст. 14 44-ФЗ о нацрежиме не применяют, только если проводятся торги (ч. 7 ст. 14 44-ФЗ) органами:
- внешней разведки для обеспечения безопасности государства;
- ФСБ для обеспечения безопасности государства;
- госохраны для реализации мер по государственной охране.
Если национальный режим для вашего заказа обязателен, то включите такие положения:
- на продукцию из какой страны не распространяется национальный режим — страны ЕАЭС;
- правила подтверждения участниками соответствия установленным запретам, ограничениям или условиям допуска и перечень подтвердительных документов;
- порядок рассмотрения и оценки заявок (для лекарств — ПП РФ № 1289 от 30.11.2015).
Рассказываем, как проверить на запреты и ограничения национальный режим 44-ФЗ при проведении закупки:
- Определитесь с видом продукции.
- Уточните код ОКПД2: проверка по ОКПД 2 на ограничения по 44-ФЗ обязательна.
- Найдите товар по коду ОКПД2 или названию в списках продукции, которые включены в действующие постановления правительства по нацрежиму.
Если в нормативе, которым установили запрет, ограничение или условия допуска иностранных товаров, приведен двухзначный код ОКПД2 (класс), то он распространяется на все позиции — подклассы, группы — этого класса (письма Минфина № 24-03-07/96955 от 06.11.2020, № 24-01-08/58632 от 05.08.2019). А неправильный выбор кода по ОКПД2 приводит к необоснованным запретам, ограничениям, условиям допуска или их неприменению. Заказчикам необходимо внимательно готовить документы и сведения закупки.
Применяем запрет на допуск
Запреты устанавливаются для любого заказа. Вот как применяют постановление о нацрежиме при осуществлении мелких закупок по 44-ФЗ: заключение контракта с единственным поставщиком не является исключением. Суть запрета — невозможность поставки ТРУ, изготовленных вне территорий стран Евразийского экономического союза.
Для продукции, на которую установлен запрет и которая включена в перечень по Приказу № 126н от 04.06.2018, условия допуска не применяются (пп. «г» п. 2 Приказа 126н). Для установления запретов по национальному режиму по 44-ФЗ с единственным поставщиком или проведения тендера действует вот такой перечень товаров:
- промышленная продукция (ПП № 616 от 30.04.2020);
- программное обеспечение (ПП № 1236 от 16.11.2015).
Запреты применяются при осуществлении любой закупки, даже для заказов у единственного поставщика. Запрет разрешают не устанавливать, если товар не производят в РФ или в странах ЕАЭС. Но неприменение запрета надо обосновать.
Подробнее: запреты и ограничения в госзакупках.
Применяем ограничения
Прежде чем проводить торги, необходимо проверить на запреты и ограничения национального режима 44-ФЗ объект заказа. В случае с ограничениями правила работают так: ограничения не устанавливаются при заказах иностранного государства для собственных нужд и обеспечения деятельности заказчиков, находящихся на территории этого государства. Не ограничивают допуск, если извещение опубликовано до момента вступления в силу ограничительных норм (это касается и приглашений на участие в заказе).
Ограничения устанавливаются вместе с условиями допуска. Перед размещением закупки проверьте, подпадают ли товары, работы, услуги и под ограничения, и под условия допуска. В 44-ФЗ не прописано, в каких из перечисленных ниже случаев заказчику следует руководствоваться правилами и ограничениями национального режима. Эти правила установлены постановлениями правительства для определенных групп товаров:
- промышленная продукция (постановление № 617 от 30.04.2020);
- продукты питания (постановление № 832 от 22.08.2016);
- лекарственные средства (постановление № 1289 от 30.11.2015);
- медицинские изделия (постановление № 102 от 05.02.2015);
- радиоэлектроника (постановление № 878 от 10.07.2019).
В 2022 году заказчики применяют ограничения по новым правилам (ПП РФ № 1432 от 28.08.2021):
- Сокращен список импортных медизделий, на которые распространяются ограничения допуска по постановлению правительства № 102 от 05.02.2015. Из перечня исключили эндоскопические комплексы, томографы, рентгены, маммографы, инкубаторы для новорожденных и прочие (более 40 позиций).
- Для обновленного перечня медизделий по ПП № 102 от 05.02.2015 и импортной радиоэлектроники из перечня по ПП № 878, которые подпадают под ограничения допуска, введено правило «второй лишний». Если среди заявок участников тендера есть предложение о поставке отечественной продукции, которое соответствует требованиям заказчика, остальные заявки отклоняют. Под новые правила подпадает закупка сигнализации, звукового оборудования, эндоскопических комплексов, рентгенов и пр. В качестве подтверждения страны происхождения товара до 31.12.2022 заказчики засчитают сведения из перечня Минпромторга, реестра ЕАЭС, сертификат СТ-1.
Заказчик вправе указать в извещении, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию и дополнительные потребительские свойства — функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товаров, работ, услуг по нормам ст. 33 44-ФЗ, даже если такие условия не предусмотрены в позиции каталога. Но есть исключение — закупки радиоэлектроники из п. 22–27, 29 перечня промышленных товаров из иностранных государств из приложения к ПП РФ № 616. Но только если установлен запрет или ограничения на допуск по нормам постановлений № 616 и 878 (ПП РФ № 1994 от 20.11.2021).
Применяем условия допуска по Приказу № 126н
Под условиями допуска понимаются особенности продажи иностранной продукции в России. Законодательно применение перечня по национальному режиму при осуществлении закупок по 44-ФЗ регулируется Приказом Минфина России № 126н от 04.06.2018. Этот же норматив определяет, для какой продукции условия допуска являются обязательными.
Ключевое правило при закупках с ограничениями: нельзя включать в один заказ товары, подпадающие под применение национального режима, и продукцию, отсутствующую в перечне из Приказа № 126н (Письмо Минфина № 24-01-07/2281 от 18.01.2019). Если приобретаете товары из перечня, то руководствуйтесь следующей инструкцией:
- Если для закупаемых продуктов действует трехзначный подкласс ОКПД2, то условия допуска необходимо применять ко всем позициям этого подкласса (Письмо Минфина № 24-01-08/58632 от 05.08.2019).
- Если вы проводите конкурентную закупку (форма не имеет значения), то преимущество предоставляется тем участникам, которые предложили поставить продукцию из стран ЕАЭС. По правилам национальный режим в отношении закупок товаров, работ, услуг не распространяется на продукцию из России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии. Заявки таких участников полностью соответствуют требованиям, установленным в документации и извещении (п. 1.1, 4 Приказа №126н, п. 1 Информационного письма Минфина № 24-01-07/2281 от 18.01.2019).
- Для подтверждения страны-изготовителя участнику достаточно прописать ее название в заявке (п. 1.6 Приказа № 126н, п. 4 Письма Минфина № 24-01-07/2281).
- Если в ходе исполнения контракта потребуется изменить страну происхождения продукции, то измените ее на страну из Евразийского экономического союза (п. 1.7 Приказа № 126н).
- Если заявка участника конкурса, запроса котировок или предложений включает предложение о поставке продукции только из стран ЕАЭС, то для анализа такой заявки показатель цены контракта снижается на 15 % для товаров из Перечня № 1 или на 20 % для заказов в рамках национальных программ и проектов продукции из Перечня № 2 к Приказу № 126н. Если участник с таким предложением победит в торгах, то контракт необходимо заключить по цене, предложенной победителем, то есть без применения понижающего коэффициента (п. 1.2 Приказа № 126н).
Случаи, когда по национальному режиму не применяют ограничения и условия допуска, перечислены в п. 2 Приказа № 126н и в п. 1 Письма Минфина России № 24-02-05/26879 от 15.04.2019. Заказчик не применяет условия допуска, если:
- конкурентная процедура признана несостоявшейся;
- все поданные и соответствующие требованиям заявки содержат предложения о поставках товаров, работ или услуг только из стран Евразийского экономического союза;
- все поданные и соответствующие требованиям заявки содержат предложения о поставке хотя бы одного изделия не из стран ЕАЭС.
Пример применения условия допуска — проводим электронный аукцион
Представим, что заказчик проводит электронный аукцион и приобретает продукцию с условиями допуска по национальному режиму. Товары есть в перечне приказа № 126н, постановление по нацрежиму подтверждает необходимость установления ограничений.
Участники подали заявки с такими предложениями:
- Участник № 1 — 150 000,00 руб. (поставка товара из РФ).
- Участник № 2 — 140 000,00 руб. (поставка продукции из Турции).
Обе заявки соответствуют требованиям закупочной документации. Комиссия определила победителя — это участник № 2. Контракт заключаем по цене 119 000 руб. (140 000,00 — 15 %).
При уклонении победителя заказчик вправе заключить контракт с другим участником (участник № 1). Товар, предложенный этим участником, из страны ЕАЭС, поэтому снижать цену на 15 % нет необходимости.
Об авторе этой статьи
-
Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.