Санкции и ограничения существенно усложнили работу российских компаний. Чтобы помочь поставщикам, законодатели решили изменить порядок казначейского сопровождения по 146-ФЗ. Новые правила применяются до конца 2022 года.
Скачать разъяснения по 146-ФЗ от 28.05.2022 от Федерального казначейства |
Как изменили законодательство
С 2022 года в российском Бюджетном кодексе появилась отдельная статья, регулирующая казначейское сопровождение (ст. 242.23 БК РФ). Но сложная экономическая ситуация потребовала корректив ст. 242.23: изменения в Бюджетный кодекс вносятся только законами — нормативы о казначейском сопровождении и другие бюджетные правила изменили законом № 146 от 28.05.2022.
Вот что изменилось в бюджетном законодательстве:
- расширили полномочия Федерального казначейства. Теперь ФК ведет два новых реестра — реестр мер государственной, муниципальной поддержки и реестр инвестиционных проектов с господдержкой в форме инвестиционного вычета по согласованию с Минэкономразвития и Минфином (п. 1 ст. 166.1 БК РФ);
- упростили порядок взаиморасчетов поставщиков и заказчиков. Раньше до получения оплаты по контрактам с казначейским сопровождением поставщики открывали лицевые счета в ТОФК (территориальных отделах Федерального казначейства). Заказчики переводили деньги со своего лицевого счета на лицевой счет поставщика. После этого поставщик выводил средства на расчетный счет в коммерческом банке. Теперь заказчики смогут напрямую перечислять средства за исполнение контракта или его отдельного этапа на расчетный счет поставщика. Этот порядок действует до конца 2022 года (ст. 9 384-ФЗ, п. 4, 6-8 ч. 2, п. 1-3 ч. 3 ст. 5 390-ФЗ от 06.12.2021);
- разрешили направлять средства Фонда национального благосостояния на покрытие дефицита федерального бюджета. Если бюджетных ассигнований из федерального бюджета недостаточно, то для обеспечения сбалансированности используют средства госфонда (статья 10 Федерального закона от 29.11.2021 № 384-ФЗ);
- отменили обязательное казначейское сопровождение для контрактов на сумму меньше 5 миллионов рублей. Это касается и основных государственных и муниципальных контрактов, и контрактов, которые заключают для их исполнения (п. 6, 7 ч. 2, п. 8 ч. 2, п. 3 ч. 3 ст. 5 ФЗ 390). Кроме того, норма распространяется и на госконтракты бюджетных и автономных учреждений на строительство, реконструкцию (в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения), капитального ремонта объектов капстроительства (п. 1, 2 ч. 3 ст. 5 ФЗ № 390);
- разрешили регионам устанавливать правила казначейского сопровождения на локальном уровне. Порядок прописывают в законе о бюджете субъекта РФ. То есть в 2022 году региональные власти определяют, какие средства и в каком объеме подлежат казначейскому сопровождению.
Как изменения работают на практике
Два ключевых изменения в ФЗ 146 от 01.07.2022 — это отмена казначейского сопровождения для государственных контрактов до 5 миллионов рублей и прямая оплата поставщика. Разберем, как это работает на практике.
Ограничения по казначейскому сопровождению
В таблице показали, как изменились правила работы и для каких контрактов теперь обязательно казначейское сопровождение по 384-ФЗ с учетом изменений ФЗ 146.
До вступления в силу 146-ФЗ (до 27.05.2022 включительно) |
После вступления в силу 146-ФЗ (с 28.05.2022) |
Статья 390-ФЗ о федеральном бюджете на 2022 г. и плановые 2023-2024 гг. |
---|---|---|
Госконтракты от 600 000 рублей (п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ) и соглашения от 600 000, заключенные для их исполнения |
Госконтракты от 5 000 000 руб. (п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ) и соглашения от 5 000 000, заключенные для их исполнения |
П. 6 ч. 2 ст. 5 |
Госконтракты по государственному оборонному заказу от 600 000 рублей и соглашения от 600 000, которые заключили для исполнения госконтракта по гособоронзаказу |
Госконтракты от 5 000 000 рублей по государственному оборонному заказу и соглашения от 5 000 000, заключенные для их исполнения |
П. 7 ч. 2 ст. 5 |
Авансы, которые перечисляют исполнителям, авансы соисполнителям для выполнения основных контрактов (за исключением гособоронзаказа) от 100 000 000 |
Авансы от 5 000 000 рублей, которые перечисляют исполнителям, авансы от 5 000 000 соисполнителям для выполнения основных контрактов (за исключением гособоронзаказа) от 100 000 000 |
П. 5, 8 ч. 2 ст. 5 |
Госконтракты от 600 000, необходимые для выполнения основного контракта с ценой от 100 000 000. Цель таких соглашений — обеспечение государственных и муниципальных нужд. Такие соглашения финансируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета |
Госконтракты от 5 000 000, необходимые для выполнения основного контракта с ценой от 100 000 000. Цель таких соглашений — обеспечение государственных и муниципальных нужд. |
П. 1 ч. 3 ст. 5 |
Госконтракты, необходимые для исполнения основных контрактов от 100 000 000, если их заключили бюджетные и автономные учреждения на региональном, муниципальном уровне |
Госконтракты от 5 000 000, необходимые для исполнения основных контрактов от 100 000 000, если их заключили бюджетные и автономные учреждения на региональном, муниципальном уровне |
|
Соглашения для исполнения госконтрактов, которые финансируются из кредитов на реализацию инфраструктурных проектов |
Соглашения от 5 000 000 для исполнения госконтрактов, которые финансируются из кредитов на реализацию инфраструктурных проектов |
П. 2 ч. 3 ст. 5 |
Соглашения для исполнения контрактов бюджетных и автономных учреждений за счет субсидий из бюджетных кредитов на реализацию инфраструктурных проектов, которые заключили на региональном, муниципальном уровне |
Соглашения от 5 000 000 для исполнения контрактов бюджетных и автономных учреждений за счет субсидий из бюджетных кредитов на реализацию инфраструктурных проектов, которые заключили на региональном, муниципальном уровне |
|
Контракты от 600 000 (п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ) и соглашения от 600 000, заключенные для их исполнения. Контрактные обязательства финансируются из регионального бюджета |
Контракты от 5 000 000 (п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ) и соглашения от 5 000 000, заключенные для их исполнения. Контрактные обязательства финансируются из регионального бюджета |
П. 3 ч. 3 ст. 5 |
Еще одно изменение 2022 года — возможность для региональных властей вводить локальный порядок казначейского сопровождения. До конца 2022 года субъекты РФ сами устанавливают, какие средства подлежат казначейскому сопровождению для контрактов с ценой от 50 000 000 рублей и более. Если не знакомы с условиями КС в вашем регионе, уточните правила у местных распорядителей бюджетных средств.
Оплата на расчетный счет
Правила зачисления бюджетных средств, согласно ФЗ 161, с июля 2022 года не распространяются на госзакупки — это норматив для расчетов в рамках национальной платежной системы (161-ФЗ от 27.06.2011 в ред. от 14.07.2022). Порядок оплаты по госконтрактам с казначейским сопровождением изменили законом № 146-ФЗ.
Для всех участников казначейского сопровождения действует режим лицевого счета (ПП РФ № 2024 от 24.11.2021, Приказ Минфина № 21н от 17.10.2016). Это означает, что оплату по госконтрактам с КС проводят только с лицевого счета заказчика на лицевой счет поставщика. Но в 2022 году для участников казначейского сопровождения сделали исключение: исполнители смогут получить деньги от заказчиков напрямую — на расчетные счета, открытые в коммерческих банках.
Но на практике для прямых расчетов заказчику надо выполнить несколько условий (письмо ФК № 07-04-05/04-14080 от 09.06.2022):
- если заключили государственный контракт с казначейским сопровождением на поставку продукции, обязательно подтвердите факт поставки документами — соглашением с поставщиком, актами, товарными накладными и проч.;
- если заключили госконтракт с казначейским сопровождением на выполнение работ или оказание услуг, подготовьте реестр документов, которые подтвердят затраты исполнителя на исполнения соглашения. Копии подтверждающих документов тоже понадобятся.
А если заключили госконтракт на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, рассчитывайтесь с исполнителем по другим правилам. Когда расходы на оплату строительных ресурсов, в том числе материалов и оборудования, включены в сметную документацию, они не требуют дополнительного подтверждения ни документами, ни реестрами. Как только заказчик выставит оплату, Казначейство сразу переведет деньги на расчетный счет поставщика.
Об авторе этой статьи
-
Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.