Содержание
После введения экономических и иных санкций в 2014 году в России начали переход на отечественный софт. Правительственный приказ об импортозамещении программного обеспечения положил начало для разработки и реализации программ в области IT для развития экономики и независимости от иностранных программ.
НПА, регулирующие импортозамещение ПО
Правительство принимает НПА об импортозамещении программного обеспечения в госорганах, регламентирует переход на отечественное ПО для организаций и предприятий. Нормативные акты направлены на поддержку отечественного софта и компаний-разработчиков, на реализацию возможностей на участие в госзаказе.
Действующая нормативная (по) база по импортозамещению собрана в таблице:
№ п/п |
НПА |
Что регламентирует |
---|---|---|
1 |
Утвержден план мероприятий для стабилизации и роста благополучия экономической и социальной сфер. |
|
2 |
Закрепили, что к отечественному относят софт, данные о котором внесли в Единый реестр российских ПО и Единый реестр ПО ЕАЭС. Реестры необходимы для распространения ПО и оказания господдержки разработчикам. |
|
3 |
Закрепили правила ведения реестров ПО, закупка программного обеспечения из-за рубежа запрещена госзаказчикам и компаниям с госучастием. Запрет не действует, если в РФ ПО с необходимым функционалом отсутствует. |
|
4 |
Минсвязи получило распоряжение:
|
|
5 |
К 2017–2018 гг. федеральные органы исполнительной власти и государственные внебюджетные фонды обязаны осуществить перевод на импортонезависимое программное обеспечение, органам власти регионов и МСУ переход рекомендовано осуществить до 2020 года. |
|
6 |
Добавили требования к отечественному софту, включенному в реестр ПО. Дополнили правила ведения реестров. |
|
7 |
Закупки российского софта для федеральных органов власти, подконтрольных правительству, поручили Казначейству и Минкомсвязи. |
|
8 |
Утверждены рекомендации по импортозамещению программного обеспечения органов исполнительной власти субъектов РФ и МСУ. |
|
9 |
Государственным компаниям рекомендовано утвердить планы по переходу на отечественный софт на 2020–2021 годы. Переход затрагивает в том числе офисное ПО. |
|
10 |
Закрепили правила предоставления государственных субсидий на реализацию проектов по модернизации экономической и социальной отраслей путем внедрения отечественного ПО. |
|
11 |
Закрепили правила субсидирования НКО на выдачу грантов организациям для реализации программы «Цифровая экономика». |
|
12 |
Утвердили правила субсидирования проектов по преобразованию экономической и социальной сфер путем внедрения отечественного софта на базе «сквозных» цифровых технологий. |
|
13 |
Утвердили рекомендации по импортозамещению ПО. Предложено до 2021 года организовать переход на использование преимущественного российского ПО (доля закупок ПО, сведения о котором включены в Единый реестр российского ПО, а также работ, услуг, связанных с указанным ПО, в общем объеме закупок готового ПО (в денежном выражении) на уровне не менее 85 %). |
|
14 |
Утвердили цели развития до 2030 года. План предусматривает увеличение вложений в IT к 2030 г. в четыре раза по сравнению с 2019 г. |
|
15 |
Утвердили меры по развитию ИТ-отрасли:
|
|
16 |
По 223-ФЗ с 31.03.2022 запрещено закупать иностранное ПО и связанные с ним услуги для объектов, включенных в реестр значимых КИИ, который ведет ФСТЭК (кроме МУП, МБУ, обществ с участием в их уставе муниципалитета, АМУ, коммунальщиков, контролируемых муниципалитетом) для использования на принадлежащих им значимых объектах КИИ без согласования. С 01.01.2025 запрещено использовать иностранное ПО на значимых объектах КИИ. |
|
17 |
РФРИТ выделили 10,8 млрд руб. на поддержку не менее 20 проектов по внедрению российского ПО. Фонду «Сколково» выделили 1,2 млрд руб. на поддержку четырех проектов. Фонду содействия инновациям – 2 млрд руб. на поддержку проектов малого бизнеса. |
|
18 |
С 01.01.2025 органам власти, МСУ и иным организациям запретили использовать иностранные средства защиты информации. Рекомендовано создание собственных подразделений информационной безопасности. |
|
19 |
Утвердили список ТРУ, которые Минобрнауки вправе закупать путем проведения электронного запроса котировок независимо от НМЦК и годового объема закупок, в т. ч. софт и услуги по разработке ПО, консультационные и аналогичные услуги в области ИТ. |
|
20 |
Проекты нормативных актов, издаваемых правительством, по вопросам установления запретов, ограничения допуска иностранных товаров для целей закупки радиоэлектронной продукции и ПО необходимо согласовать с Минцифры и Минпромторгом. |
|
21 |
Закрепили список ПО для предустановки на гаджеты в 2023 году. Поисковая система по умолчанию – Яндекс. |
|
22 |
Утвердили требования к ПО, которое используют госорганы, осуществляющие закупки по 223-ФЗ, на принадлежащих им значимых объектах КИИ РФ. |
Существующая нормативка по импортозамещению программного обеспечения направлена на поддержку отечественного сегмента.
Помимо существующих нормативных актов органы власти сделали заявления о дополнительных мерах по внедрению российского ПО:
- Премьер-министр РФ Михаил Мишустин заявил о готовности компенсировать заказчикам до 80 % расходов на доработку программного обеспечения. Компенсацию предоставят, если ранее организация закупила иностранное ПО. После доработки требуется полный отказ от иностранного ПО.
- Принято решение о создании 33 индустриальных центров компетенций, которые объединят усилия более 300 организаций по разработке отечественного софта.
- Центрам компетенции поручено увеличить спрос на российское ПО и масштабировать его использование, расширить функционал.
- Правительство установит финальные сроки перехода на отечественный софт.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали особенности закупок программного обеспечения. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как будет работать импортозамещение ПО на практике
Проект «Цифровая экономика» предполагает импортозамещение программного обеспечения, используемого СМИ, экономических и иных компаний. Проект предполагает рост отечественного софта ежегодно на 5 %. В 2024 году предполагаемая доля российского ПО на рынке планируется в 90 %. Для государственных компаний показатель ниже – 70 %.
Плановые и фактические показатели разнятся. Принятый закон об использовании иностранного программного обеспечения предполагал долю российского ПО в государственных компаниях на уровне 50–70 %, фактическое значение — 30–35 %.
По данным на 26.08.2022, в Едином реестре российских программ для ЭВМ и БД числится 14 401 запись, в едином реестре ПО ЕАЭС – 63 наименования.
Действующее руководство по импортозамещению в 2022 году понимает невозможность одномоментного перехода ввиду новых экономических санкций, поэтому не вводит ответственность за неполный переход на российский софт.
Привычное свободно распространяемое программное обеспечение нужно импортозамещать, поскольку его невозможно обновить из-за иностранных санкций. АРПП «Отечественный софт» разработало каталог совместимости отечественного ПО, в котором приведены отечественные аналоги зарубежным программам:
На сайте Минстроя размещен перечень российского ПО для импортозамещения.
На практике в работе замещенного ПО случаются недочеты, для этого правительство принимает меры поддержки для ИТ-специалистов, чтобы компании имели возможность оперативно дорабатывать софт.
Об авторе этой статьи

- В 2017 году окончила НФИ КемГУ по специальности "юриспруденция". Начала работу помощником арбитражного управляющего (банкротство). Спустя 1,5 года перешла в администрацию бизнес-центра на должность руководителя юр. отдела. Сопровождаю бизнес.
Другие публикации автора
- 2023.01.26Документы поставщикаДекларируем отсутствие сведений в реестре иноагентов правильно
- 2022.11.07ОбразцыИнструкция: составляем акт приема-передачи ЭЦП другому лицу
- 2022.10.20РазноеИмпортозамещение программного обеспечения: как это работает
- 2022.10.13РазноеОтсрочка от мобилизации для предпринимателей и руководителей, участвующих в госзакупках
Все нормативные документы по импортозамещению в ИТ представлены в таблице. Она будет дополняться по мере публикации новых нормативных актов.