Мониторинг закупок подразумевает наблюдение и контроль за государственным заказом. Анализ осуществляется путем сбора, обработки и оценки информации. Минфин публикует ежеквартальные и ежегодные отчеты.
Скачать сводный отчет за 2021 год |
Скачать ежеквартальный отчет за 1 квартал 2023 года |
Последние исследования
По правилам, результаты мониторинга оформляются Министерством финансов РФ в виде сводного и квартальных аналитических отчетов. В июне 2022 года Минфин опубликовал сводный отчет за 2021 год. Данные за 2022 г. пока не свели и итоговую отчетность 2022 г. не подготовили. Годовой мониторинг закупок по итогам 2021 г. показал, что:
- в 2021 году заказчики разместили 177 700 планов-графиков. В количественном выражении это на 1,6% меньше, чем в 2020-ом. Но общий объем финансового обеспечения в опубликованных планах составляет 12 547 млрд рублей, а это на 11% больше, чем в 2020-ом;
- заказчики опубликовали 2,4 млн извещений (на 8% больше, чем в 2020-ом). Общий объем размещенных извещений — 10 352 млрд руб. Это на 11% больше, чем в 2020 году;
- 1016,7 млн закупок на 3259,3 млрд рублей признали состоявшимися, 1233,4 млн заказов на 5996,9 млрд рублей не состоялись. Самая распространенная причина для несостоявшихся торгов — подача только одной заявки. 54 600 торгов на 728,8 млрд рублей отменили;
- доля тендеров с запретами, ограничениями и допусками по национальному режиму составила 53% и 2859,9 млрд рублей;
- в 2021-ом провели 933 общественных обсуждения — на 4,5% меньше, чем в прошлом году;
- заказчики в основном проводили электронные аукционы (89%, 2,1 млн извещений на 6631,4 млрд рублей), запросы котировок (5%, 106 200 извещений на 38,18 млрд рублей), открытые конкурсы (2%, 47 000 извещений на 2494,4 млрд рублей);
- заказчики провели 37 300 совместных закупок на 317,2 млрд, что составляет 1,6% от общего числа извещений в отчетном периоде;
- общий размер экономии составил 382,6 млрд. Это на 12% меньше, чем в 2020 году;
- в 1,3 млн извещений на сумму 1660,2 млрд руб. заказчики предоставили преференции субъектам малого предпринимательства — учитываются закупки только среди СМП и СОНКО.
За 2021 год в реестре контрактов разместили 3,3 млн госконтрактов на сумму 9447,5 млрд рублей. Количество контрактов сократилось на 3%, по сравнению с 2020 годом, но сумма их увеличилась на 5%. С малым бизнесом заключили 2,2 млн контрактов на сумму 3814,4 трлн рублей.
В конце апреля 2023 года Минфин опубликовал отчет за 1-й квартал 2023 г. Основные показатели закупочной деятельности за первые три месяца 2023 года таковы:
- заказчики разместили 167 700 планов-графиков на 7438 млрд рублей;
- в ЕИС опубликовано 546 400 извещений — на 25,1% больше, чем в 1-м квартале 2022 г. Суммарный объем извещений — 2408,6 млрд рублей, на 9% больше показателя 2021 г.;
- в 1-м квартале провели 488 общественных обсуждений — на 9,4% больше, чем в прошлом году;
- опубликовано 7100 извещений о совместных закупках на сумму 57,2 млрд рублей;
- больше всего заказчики проводили электронные аукционы (85,4%), электронные запросы котировок (11,7%) и электронные конкурсы (2,8%);
- состоявшимися признали 245 600 закупок на 704,9 млрд рублей. Несостоявшимися — 227 500 на 1132 млрд рублей;
- заказчики разместили 321 900 извещений на 421 млрд рублей с преимуществом для СМП.
Всего в 1-м квартале 2023 года заказчики заключили и разместили в реестре контрактов 903 700 госконтрактов на сумму 2203,8 млрд руб. Количественный показатель в отчете, по сравнению с 2022 годом, увеличился на 6,9%, а стоимостный — на 13,2%. В 1-м квартале 2023 года заказчики заключили 488 700 контрактов с субъектами малого предпринимательства на общую сумму 939,9 млрд рублей.
Как мониторят закупки
Мониторинг проводится на основании ст. 97 44-ФЗ. В нормативах указано, что заказы анализируют на постоянной основе, используя информацию из ЕИС. Порядок использования Единой информационной системы для проведения аналитических процедур установлен с учетом общего порядка работы ЕИС.
Все результаты мониторинга по итогам каждого года оформляются в виде ежеквартальной отчетности и годового сводного отчета. Отчет за IV квартал не формируют. В сводном отчете дают оценку эффективности госзаказа. Его ежегодно размещают в ЕИС и на сайте Минфина.
Ежегодный сводный отчет показывает, как проводится контроль в сфере государственных и муниципальных закупок по 44-ФЗ в конкретном году и каковы его результаты. В отчетности приводят такую информацию:
- об общем количестве опубликованных извещений;
- суммарном значении начальных цен, включая анализ по централизованным заказам;
- состоявшихся, несостоявшихся процедурах;
- числе заключенных контрактов и их общей стоимости;
- исполнении соглашений, включая начисленные и уплаченные неустойки;
- реестрах недобросовестных поставщиков, жалобах, проверках;
- числе и сумме банковских гарантий;
- проведении контроля;
- порядке функционирования ЕИС.
Сведения представлены в информационных блоках:
- информационное обеспечение контрактной системы;
- структура заказчиков;
- единый реестр участников торгов;
- планирование, осуществление закупок;
- сведения о заявках на участие в тендерах;
- электронные площадки;
- экономия;
- реестр заключенных контрактов;
- реестр банковских гарантий;
- контроль в сфере закупок;
- основные результаты и предложения.
Кто проводит мониторинг
В п. 8 ст. 97 44-ФЗ закреплено, кто проводит мониторинг закупок по 44-ФЗ для обеспечения государственных и муниципальных нужд: региональные управленцы, местные администрации, муниципальные органы. Отчеты размещают в соответствии с нормативными актами высших органов власти на государственном и федеральном уровнях.
Минфин РФ — это федеральный орган исполнительной власти, регулирующий контрактную систему (ПП РФ № 728 от 26.08.2013). О том, какое ведомство готовит отчеты о мониторинге закупок на региональном уровне, узнайте в местной администрации. К примеру, в Санкт-Петербурге это Комитет по государственному заказу.
Как организуют
Результаты мониторинга фиксируются в периодической и годовой отчетности. В новом регламенте ПП № 814 написано, кто размещает в ЕИС отчет по мониторингу закупок и как часто это делает, — Минфин публикует аналитические отчеты ежеквартально. За IV квартал отчетность не формируют. Информацию за этот период включают в сводный отчет за прошедший год.
Порядок аналитики на местном уровне устанавливается локальными нормативами. В п. 1 ст. 97 указано, для чего мониторинг закупок 44-ФЗ проводится и в чем заключается: в наблюдении, сборе, обобщении, систематизации и оценке сведений о госзаказе. На региональном уровне анализ проводят аналогичным образом.
Вышестоящие ведомства анализируют работу всех государственных и муниципальных заказчиков. Ежегодный мониторинг осуществляет федеральный или региональный орган исполнительной власти. В положении № 814 разъясняется, кто занимается мониторингом закупок бюджетной организации, — те же ведомства на федеральном или региональном уровне. Оценка деятельности заказчиков проводится на постоянной основе без исключений. Специалисты анализируют:
- госзаказы;
- реализацию планов-графиков из Единой информационной системы;
- письма и обращения на адрес органа, проводящего анализ;
- судебные решения и акты;
- открытые источники информации.
Кроме того, проводится мониторинг централизованных закупок и торгов с обязательным общественным обсуждением. Сведения берут у органа, обеспечивающего оценку заказов, у федеральных органов исполнительной власти, у государственных органов федерального уровня, региональных управлений, местных администраций. Информацию запрашивают у граждан, общественных объединений, объединений юридических лиц. При проведении анализа учитывают итоги общественного контроля по ФКС.
Кто обеспечивает права на проведение мониторинга
По нормам ПП № 814 и в соответствии с законом 44-ФЗ, мониторинг закупок представляет собой сбор, оценку и систематизацию информации о закупочной деятельности в России. Мониторинг, анализ и аудит проводят, руководствуясь правами:
- на привлечение других лиц и источников для работы с информацией и подготовки отчетности о тендерах и исполнении планов-графиков;
- на создание экспертных советов, в которые входят представители федеральных ведомств и госорганов, региональных властей, муниципальных управлений, общественных организаций и объединений граждан, юрлиц.
Постоянный мониторинг закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечивается органом исполнительной власти на федеральном уровне (п. 4 ст. 97 44-ФЗ). Такие органы регулируют реализацию положений Федеральной контрактной системы по правительственным актам.
Документы и разъяснения
Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 |
Постановление Правительства № 814 от 27.05.2021 |
Постановление Правительства № 728 от 26.08.2013 |
Об авторе этой статьи
-
Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.