Аудит в сфере закупок — это подвид внешней государственной проверки. В процессе него могут проводиться как мероприятия экспертно-аналитического характера, в которых заказчик участвует минимально, так и контрольная деятельность, включающая в себя выездные рейды и ревизии.
Что подлежит проверке
Планируемые к подписанию, заключенные и выполненные контракты подлежат анализу в отношении расходования денежных средств. Вот по какому критерию в аудите оценивается соблюдение участниками контрактной системы в сфере закупок законодательства РФ, их несколько:
- законность расходования средств;
- обоснованность действий;
- целесообразность;
- своевременность проведения;
- результативность;
- эффективность.
Проверкой охватываются все стадии закупочной деятельности госзаказчика, а именно этапы:
- планирования;
- выполнения закупок;
- подписания и исполнения контракта.
Давайте посмотрим, что подлежит оценке при проведении аудита в сфере закупок:
- исполнение условий контрактов в отношении сроков, объемов, цены, количества и качества закупаемой продукции, работ, услуг;
- механизм ценообразования;
- насколько эффективна система управления госконтрактами.
Кто и как проводит
Контрольные проверки выполняются на разных уровнях. То, кем осуществляется аудит в сфере закупок по 44-ФЗ, поясняет ч. 1 ст. 98 этого закона. А именно:
- Счетной палатой. В ФЗ №41 от 5 апреля 2013 года указывается, какой орган осуществляет аудит в сфере закупок на федеральном уровне: палата проводит проверки на основании стандартов СГА 302, 101 и 102. Она имеет широкие полномочия.
- Контрольно-счетными органами субъектов и муниципалитетов (ФЗ №6 от 7 февраля 2011 года).
- Законодательными органами государственной власти субъектов РФ.
- Представительными органами муниципальных образований.
На вышеперечисленные органы возложены функции:
- обобщения результатов выполнения закупочных мероприятий;
- поиска причин найденных отклонений и недостатков;
- подготовки предложений, направленных на устранение нарушений и совершенствование госконтрактной системы;
- систематизации информации об исполнении указанных предложений;
- кроме того, органы, выполняющие обязательный аудит 44-ФЗ, должны публиковать на портале ЕИС обобщенные данные о результатах.
Как оформляют документы
При осуществлении контрольного мероприятия проверяющий орган составляет акт. С этим документом должны ознакомиться первые лица компании. Акт подлежит публикации на сайте ЕИС. Сведения о результате экспертно-аналитических проверок содержат в том числе такую информацию:
- Количество контрольных мероприятий.
- Количество и сумму проверяемых госзаказов. Сюда входят закупки, при выполнении которых обнаружены нарушения нормативно-правовых актов о контрактной системе.
- Количество предписаний, которые были направлены в контрольные и правоохранительные органы.
Кроме того, нарушения фиксируют при:
- организации заказов (контрактными службами, комиссиями, специализированными организациями, при общественном обсуждении и др.);
- планировании госзаказов;
- оформлении документации;
- проведении закупочных процедур (аудит проводится по 44-ФЗ в отношении обеспечения заявок, при осуществлении антидемпинговых мер, проверяется обоснованность допуска (либо отказа в допуске) субъектов госзакупок и др.);
- на стадии исполнения договора.
Вот один из примеров такого документа: