С 2022 года вместо банковских начнут выдавать независимые гарантии. В Минфине разработали порядок формирования информации и документов для ведения реестра таких обязательств.
Скачать проект приказа о порядке формирования информации и документов для ведения реестра независимых гарантий |
Правила ведения реестра независимых гарантий с 2022 года
Порядок формирования реестра независимых гарантий разработан в соответствии с положениями 44-ФЗ: проект уже опубликован на официальном сайте нормативных правовых актов. По правилам в перечень вносятся сведения обо всех гарантийных обязательствах, за исключением гарантий на закупки с гостайной.
Новые правила формирования реестра независимых гарантий таковы:
- Всю информацию и документы для включения в реестр формируют банки. Работать следует с кредитными учреждениями, которые соответствуют требованиям Правительства из ПП РФ № 440 от 12.04.2018. Кроме того, независимые гарантии выдают госкорпорация «ВЭБ.РФ», фонды содействия кредитованию, Евразийский банк развития (для участников закупки из стран ЕАЭС, кроме России) и заказчики-бенефициары по независимым гарантиям.
- Гарантии формируются непосредственно в Единой информационной системе. Вся информация и документы подписываются электронной подписью, которая подходит для закупок.
- Информация заносится в специальные формы ЕИС. При подготовке сведений используются справочники, классификаторы и реестры информационной системы. Документацию формируют как электронную копию бумажного документа, то есть сканируют или изначально создают в электронном виде. Ответственность за формирование сведений и документов несет ответственный сотрудник гаранта, который подписывает регистры собственной ЭЦП.
- В независимой гарантии указывают названия, адреса и коды ИНН гаранта, поставщика и заказчика, сумму гарантийных обязательств и срок действия гарантии, ИКЗ. Необходимо прикрепить копию самой гарантии и документа о внесении изменений, если гарантию меняли.
- При отказе в принятии гарантии или прекращении обязательств поставщика, заказчик формирует информацию о том, что он отказался принять такую гарантию. К таким сведениям необходимо приложить письменный или электронный документ с решением об отказе и обязательным указанием его причины. По аналогии формируется информация о прекращении обязательств поставщика, о возвращении независимой гарантии гаранту или уведомлении об освобождении от обязательств по независимой гарантии, изменению или дополнению реестровой записи.
Каждой созданной информации Федеральное казначейство присваивает уникальный номер реестровой записи. После размещения записи в ЕИС формируется выписка из реестра. Для оформления независимой гарантии гарант распечатывает выписку, подписывает ее у уполномоченного лица и ставит печать.
Напоминаем, что раньше в ЕИС функционировал реестр банковских гарантий. Но после 01.07.2018 информация о гарантийных обязательствах не размещается в ЕИС (ч. 8.1 ст. 45 44-ФЗ).
Закрытый список оснований для отказа в принятии независимой гарантии
Кроме нового порядка формирования реестра независимых гарантий, в проекте приказа приведены основания для отказа в принятии независимой гарантии со специальными кодировками (Приложение к порядку). Всего таких кодов 12.
Основные причины для отказа — это несоответствие независимой гарантии требованиям:
- извещения о закупке, закупочной документации (если заказчик использует такую документацию);
- проекта контракта с единственным поставщиком;
- приглашения об участии в определении поставщика;
- ч. 3 ст. 45 44-ФЗ: отсутствие в гарантии условий для бесспорного списания заказчиком денег со счета гаранта при отсутствии основания для отказа в удовлетворении требований бенефициара (деньги списывают, если гарант в течение 10 рабочих дней не исполнил требование об уплате установленной суммы по независимой гарантии);
- ст. 44 и 96 44-ФЗ о сроке действия гарантии и проч.
В принятии гарантии откажут и в том случае, если в ней нет условия об обязательствах принципала, исполнение которых обеспечивает гарантия, и об обязанности гаранта заплатить заказчику неустойку 0,1 % от гарантийной суммы за каждый день просрочки по гарантийным обязательствам.
Об авторе этой статьи
-
Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.