Накладываемые на российские компании иностранные санкции серьезно осложняют экономическую ситуацию и в сфере госзакупок. Чтобы поддержать заказчиков и их контрагентов, правительство РФ продолжает расширять спектр поддерживающих мер, одна из которых — увеличение числа случаев, когда допускается закупка у единственного поставщика, в 2022 году новые основания для заключения контрактов без конкурентных тендеров появились как на федеральном уровне, так и на региональном.
Скачать постановление Правительства РФ № 339 от 10.03.2022 из КонсультантПлюс |
Общефедеральные дополнительные основания
На общероссийском уровне дополнительные основания для заключения контракта с единственным поставщиком устанавливает постановление Правительства 339 от 10.03.2022, в соответствии с которым заказчик вправе заключать соглашения без проведения тендеров не только по основаниям, предусмотренным статьей 93 44-ФЗ, но и в случаях, перечисленных в пункте 2 ПП 339 от 10.03.2022:
- издан правительственный протокол, в котором компания определена как единственный поставщик определенного товара, работы или услуги;
- председатель правительства издал поручение, которым определил компанию в качестве едпоставщика. При этом такое решение обосновано необходимостью выполнения предписаний специальной правительственной комиссии, в компетенцию которой входит разработка плана поддержания экономики в условиях западных ограничительных мер;
- госконтракт финансируется из резервных фондов.
При этом для таких дополнительных ситуаций, когда допускается закупка у единственного поставщика, в марте 2022 года установлен специальный порядок заключения соглашений:
- в правительственном акте, на основании которого госконтракт заключается без проведения конкурентного тендера, необходимо прописывать предмет закупки и срок исполнения соглашения;
- в тексте соглашения стороны обязаны указать основание его заключения, более того, к нему необходимо приложить обоснование цены;
- о факте заключения контракта следует уведомить антимонопольную службу. Сделать это важно не позднее трех рабочих дней с того момента, когда стороны подписали соглашение, к уведомлению прикладывается его копия.
Особые правила заключения госконтрактов с единственными поставщиками являются временными и действуют до конца 2022 года. Минфин, публикуя разъяснение к постановлению 339 от 10 марта 2022 года, отметил, что вводимые дополнительные основания для работы с едпоставщиками позволят заключать госконтракты более оперативно и минимизировать отрицательное влияние иностранных санкций на российскую экономику.
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы заключить контракт с единственным поставщиком без ошибок и нарушений.
Дополнительные основания на региональном уровне
Помимо общефедеральных оснований для заключения контрактов с едпоставщиками, статьей 15 Федерального закона № 46-ФЗ определено право субъектов РФ устанавливать дополнительные случаи таких закупок для отдельных регионов. Этой возможностью уже воспользовались многие регионы — в частности, изданы следующие нормативные акты:
- постановление администрации Костромской области 89-а от 16.03.2022;
- ПП Республики Калмыкия от 22.03.2022 № 81;
- ПП Пермского края от 17.03.2022 № 194-п и от 29.03.2022 № 231-п;
- постановление правительства Нижегородской области 163 от 15.03.2022;
- ПП Тверской обл. от 18.03.2022 № 190-пп;
- ПП Самарской обл. от 15.03.2022 № 139;
- постановление правительства Челябинской области от 11.03.2022 129-п;
- ПП Республики Бурятия от 16.03.2022 № 115;
- ПП Республики Карелия от 18.03.2022 № 144-П;
- ПП Камчатского края от 22.03.2022 № 132-П;
- ПП Воронежской обл. от 21.03.2022 № 154;
- ПП Иркутской обл. от 18.03.2022 № 199-пп;
- ПКМ Республики Адыгея от 18.03.2022 № 58;
- ПП Республики Тыва от 18.03.2022 № 119;
- ПП Брянской обл. от 17.03.2022 № 82-п;
- ПП Калужской обл. от 16.03.2022 № 190;
- ПА Смоленской обл. от 21.03.2022 № 146;
- ПП Тульской обл. от 18.03.2022 № 169;
- ПКМ Чувашской Республики от 17.03.2022 № 100;
- ПП Республики Саха от 15.03.2022 № 148;
- ПП Орловской обл. от 15.03.2022 № 134;
- ПП Пензенской обл. от 15.03.2022 № 169-ПП;
- ПА Ненецкого автономного округа от 16.03.2022 № 55-п;
- ПП Республики Хакасия от 14.03.2022 № 101;
- ПП Магаданской области от 15.03.2022 года № 203-пп;
- ПА Курской области от 17.03.2022 №247-ПП;
- ПП Новгородской области от 22.03.2022 № 136;
- ПП ЕАО от 21.03.2022 № 80-пп;
- ПП Белгородской области от 21.03.2022 № 141-пп;
- ПП Карачаево-Черкесской Республики от 17.03.2022 № 78;
- ПП Псковской обл. от 21.03.2022 № 85 и ПП от 28.04.2022 № 166;
- ПП Ростовской обл. от 23.03.2022 № 206;
- Постановление администрации Томской обл. от 24.03.2022 № 100а;
- ПП Чукотского автономного округа от 22.03.2022 № 142;
- ПП Свердловской обл. от 24.03.2022 № 201-ПП и ПП от 12.05.2022 № 325-ПП;
- ПП Тамбовской обл. от 15.04.2022 № 297;
- ПП Вологодской обл. от 27.04.2022 № 543, постановление администрации Волгоградской области от 18.05.2022 № 285-п;
- ПП Приморского края от 24.03.2022 № 168-ПП, ПП от 18.04.2022 № 249-ПП, от 04.05.2022 № 284-ПП;
- ПП Новосибирской обл. от 21.04.2022 № 173-п;
- ПП Республики Северная Осетия-Алания от 15.04.2022 № 142 и ПП от 28.04.2022 № 271-р, 272-р и 191;
- ПП Республики Мордовия от 11.04.2022 № 369;
- ПА Липецкой обл. от 14.04.2022 № 173;
- ПП Калининградской области от 11.04.2022 № 182, постановление правительства Калининградской области от 12.05.2022 № 247;
- ПП Ставропольского края от 06.04.2022 № 173-ПП;
- ПП Тюменской обл. от 08.04.2022 № 212-п;
- ПП Сахалинской обл. от 08.04.2022 № 146;
- ПП Республики Дагестан от 28.03.2022 № 53;
- ПП Ленинградской обл. от 18.04.2022 № 246;
- ПП Санкт-Петербурга от 25.03.2022 № 243;
- ПП Республики Алтай от 01.04.2022 № 114;
- ПП Забайкальского края от 29.03.2022 № 108, от 13.05.2022 № 169;
- ПП Хабаровского края от 29.03.2022 № 149-п, от 20.05.2022 № 249-пр;
- ПП Оренбургской обл. от 22.03.2022 № 223-пп;
- ПП Республики Башкортостан от 18.03.2022 № 73;
- ПП Камчатского края от 25 апреля 2022 года № 205-П;
- ПП Республики Бурятия от 21.04.2022 № 224;
- ПП Калужской обл. от 27.04.2022 № 309;
- ПП Кемеровской области — Кузбасса от 25.04.2022 № 251;
- ПП Московской обл. от 06.05.2022 № 459/16;
- ПА Ненецкого автономного округа от 20.05.2022 № 143-п;
- ПП Республики Карелия от 26.05.2022 № 306-П.
Нормативные документы разных субъектов различаются по степени подробности, в некоторых, например в постановлении правительства Бурятии, описан полноценный порядок осуществления таких закупок, а постановление 129-п от 11.03.2022, напротив, содержит только перечень товаров, на которые распространяется особый закупочный порядок.
Об авторе этой статьи

- Юрист
-
Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.
Другие публикации автора
- 2022.06.24РазноеБиржа импортозамещения: что это и как она работает
- 2022.06.21Закупка у единственного поставщикаУчитываем разъяснения Минфина при установлении общих требований к единственным поставщикам
- 2022.06.20Документы заказчикаКак формируется ИГК — идентификатор государственного контракта
- 2022.06.16ЗаявкиКак правильно признать закупку несостоявшейся: разъяснения Минфина
Помимо введения новых случаев, когда возможна закупка у единственного поставщика, в 2022 году вводятся и другие послабления, призванные облегчить жизнь заказчиков и поставщиков в условиях нарастающего кризиса. В частности, продлены меры поддержки строительной сферы, облегчен порядок согласования проектной документации и многие другие меры.