Содержание
Накладываемые на российские компании иностранные санкции серьезно осложняют экономическую ситуацию и в сфере госзакупок. Чтобы поддержать заказчиков и их контрагентов, правительство РФ продолжает расширять спектр поддерживающих мер, одна из которых — увеличение числа случаев, когда допускается закупка у единственного поставщика, на 2023 год новые основания для заключения контрактов без конкурентных тендеров продлили как на федеральном уровне, так и на региональном.
Скачать постановление Правительства РФ № 339 от 10.03.2022 из КонсультантПлюс |
Общефедеральные дополнительные основания
На общероссийском уровне дополнительные основания для заключения контракта с единственным поставщиком устанавливает постановление Правительства 339 от 10.03.2022, в соответствии с которым заказчик вправе заключать соглашения без проведения тендеров не только по основаниям, предусмотренным статьей 93 44-ФЗ, но и в случаях, перечисленных в пункте 2 ПП № 339 от 10.03.2022:
- издан правительственный протокол, в котором компания определена как единственный поставщик определенного товара, работы или услуги;
- председатель правительства издал поручение, которым определил компанию в качестве едпоставщика. При этом такое решение обосновано необходимостью выполнения предписаний специальной правительственной комиссии, в компетенцию которой входит разработка плана поддержания экономики в условиях западных ограничительных мер;
- госконтракт финансируется из резервных фондов.
При этом для таких дополнительных ситуаций, когда допускается закупка у единственного поставщика, в марте 2022 года установлен специальный порядок заключения соглашений:
- в правительственном акте, на основании которого госконтракт заключается без проведения конкурентного тендера, необходимо прописывать предмет закупки и срок исполнения соглашения;
- в тексте соглашения стороны обязаны указать основание его заключения, более того, к нему необходимо приложить обоснование цены;
- о факте заключения контракта следует уведомить антимонопольную службу. Сделать это важно не позднее трех рабочих дней с того момента, когда стороны подписали соглашение, к уведомлению прикладывается его копия.
Особые правила заключения госконтрактов с единственными поставщиками являются временными и действуют до конца 2023 года. Минфин, публикуя разъяснения к постановлению 339 от 10 марта 2022 года, отметил, что вводимые дополнительные основания для работы с едпоставщиками позволят заключать госконтракты более оперативно и минимизировать отрицательное влияние иностранных санкций на российскую экономику.
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы заключить контракт с единственным поставщиком без ошибок и нарушений.
Дополнительные основания на региональном уровне
Помимо общефедеральных оснований для заключения контрактов с едпоставщиками, статьей 15 Федерального закона № 46-ФЗ определено право субъектов РФ устанавливать дополнительные случаи таких закупок для отдельных регионов. Этой возможностью уже воспользовались многие регионы — в частности, изданы следующие нормативные акты:
- постановление администрации Костромской области 89-а от 16.03.2022;
- ПП Республики Калмыкия от 22.03.2022 № 81;
- ПП Пермского края от 17.03.2022 № 194-п и от 29.03.2022 № 231-п, от 13.09.2022 № 778-п, от 02.11.2022 № 921-п;
- постановление правительства Нижегородской области 163 от 15.03.2022;
- ПП Тверской обл. от 18.03.2022 № 190-пп;
- ПП Самарской обл. от 15.03.2022 № 139, от 05.12.2022 № 1079;
- постановление правительства Челябинской области от 11.03.2022 129-п;
- ПП Республики Бурятия от 16.03.2022 № 115;
- ПП Республики Карелия от 18.03.2022 № 144-П;
- ПП Камчатского края от 22.03.2022 № 132-П, от 24.11.2022 № 605-П, от 08.12.2022 № 654-П;
- ПП Воронежской обл. от 21.03.2022 № 154;
- ПП Иркутской обл. от 18.03.2022 № 199-пп, от 12.10.2022 № 786-пп;
- ПКМ Республики Адыгея от 18.03.2022 № 58;
- ПП Республики Тыва от 18.03.2022 № 119;
- ПП Брянской обл. от 17.03.2022 № 82-п, ПП Брянской обл. от 11.07.2022 № 291-п, от 12.12.2022 № 594-п;
- ПП Калужской обл. от 16.03.2022 № 190;
- ПА Смоленской обл. от 21.03.2022 № 146;
- ПП Тульской обл. от 18.03.2022 № 169;
- ПКМ Чувашской Республики от 17.03.2022 № 100;
- ПП Республики Саха от 15.03.2022 № 148, от 11.10.2022 № 615;
- ПП Орловской обл. от 15.03.2022 № 134;
- ПП Пензенской обл. от 15.03.2022 № 169-ПП, ПП Пензенской области от 29.06.2022 № 536-ПП;
- ПА Ненецкого автономного округа от 16.03.2022 № 55-п;
- ПП Республики Хакасия от 14.03.2022 № 101, ПП Республики Хакасия от 14.06.2022 № 346, от 29.11.2022 № 734, от 28.12.2022 № 841;
- ПП Магаданской области от 15.03.2022 года № 203-пп, от 05.12.2022 № 958-пп;
- ПА Курской области от 17.03.2022 № 247-ПП;
- ПП Новгородской области от 22.03.2022 № 136;
- ПП ЕАО от 21.03.2022 № 80-пп, от 13.10.2022 № 415-пп, от 09.12.2022 № 516-пп;
- ПП Белгородской области от 21.03.2022 № 141-пп;
- ПП Карачаево-Черкесской Республики от 17.03.2022 № 78, от 02.02.2023 № 17;
- ПП Рязанской области от 21.03.2022 № 90, от 06.12.2022 № 444;
- ПП Псковской обл. от 21.03.2022 № 85 и ПП от 28.04.2022 № 166, от 19.07.2022 № 62, от 08.11.2022 № 245, от 11.01.2023 № 13;
- ПП Ростовской обл. от 23.03.2022 № 206;
- постановление администрации Томской обл. от 24.03.2022 № 100а;
- ПП Чукотского автономного округа от 22.03.2022 № 142;
- ПП Свердловской обл. от 24.03.2022 № 201-ПП и ПП от 12.05.2022 № 325-ПП;
- ПП Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 25.03.2022 № 103-п, от 24.05.2022 № 223-п, от 01.09.2022 № 428-п, от 29.09.2022 № 479-п, от 28.10.2022 № 559-п, от 01.12.2022 № 641-п;
- ПП Тамбовской обл. от 15.04.2022 № 297, от 13.12.2022 № 166;
- ПП Вологодской обл. от 27.04.2022 № 543;
- постановление Администрации Волгоградской области от 31.03.2022 № 182-п, постановление администрации Волгоградской области от 18.05.2022 № 285-п, от 12.12.2022 № 766-п;
- ПП Приморского края от 24.03.2022 № 168-ПП, ПП от 18.04.2022 № 249-ПП, от 04.05.2022 № 284-ПП, от 04.07.2022 № 456-пп, от 19.07.2022 № 491-пп, от 10.11.2022 № 762-пп, от 30.11.2022 № 808-пп, от 26.01.2023 № 33-пп, от 09.02.2023 № 82-пп, от 13.02.2023 № 93-пп;
- ПП Новосибирской обл. от 21.04.2022 № 173-п;
- ПП Республики Северная Осетия — Алания от 15.04.2022 № 142 и ПП от 28.04.2022 № 271-р, 272-р и 191;
- ПП Республики Мордовия от 11.04.2022 № 369;
- ПА Липецкой обл. от 14.04.2022 № 173, от 16.01.2023 № 15, от 16.01.2023 № 14;
- ПП Калининградской области от 11.04.2022 № 182, постановление правительства Калининградской области от 12.05.2022 № 247, от 21.10.2022 № 558;
- ПП Ставропольского края от 06.04.2022 № 173-ПП, от 12.01.2023 № 21-п;
- ПП Тюменской обл. от 08.04.2022 № 212-п;
- ПП Сахалинской обл. от 08.04.2022 № 146, от 03.11.2022 № 505, от 20.12.2022 № 598;
- ПП Республики Дагестан от 28.03.2022 № 53;
- ПП Ленинградской обл. от 18.04.2022 № 246, от 25.05.2022 № 346, от 01.06.2022 № 363, от 21.06.2022 № 414, от 23.06.2022 № 425, от 25.07.2022 № 521, от 04.08.2022 № 557, от 18.01.2023 № 33;
- ПП Санкт-Петербурга от 25.03.2022 № 243;
- ПП Республики Алтай от 01.04.2022 № 114, от 03.11.2022 № 371, от 15.12.2022 № 434;
- ПП Забайкальского края от 29.03.2022 № 108, от 13.05.2022 № 169, ПП Забайкальского края от 09.06.2022 № 238;
- ПП Хабаровского края от 29.03.2022 № 149-п, от 20.05.2022 № 249-пр, от 26.12.2022 № 687-пр;
- ПП Оренбургской обл. от 22.03.2022 № 223-пп;
- ПП Республики Башкортостан от 18.03.2022 № 73;
- ПП Камчатского края от 25.04.2022 № 205-П;
- ПП Республики Бурятия от 21.04.2022 № 224;
- ПП Калужской обл. от 27.04.2022 № 309;
- ПП Кемеровской области — Кузбасса от 25.04.2022 № 251, ПП Кемеровской области — Кузбасса от 01.06.2022 № 337, от 12.12.2022 № 818;
- ПП Московской обл. от 06.05.2022 № 459/16, ПП Московской области от 28.06.2022 № 676/22, ПП Московской области от 06.07.2022 № 718/23;
- ПА Ненецкого автономного округа от 20.05.2022 № 143-п;
- ПП Республики Карелия от 26.05.2022 № 306-П;
- РП Республики Северная Осетия — Алания от 30.05.2022 № 345-р, от 10.06.2022 № 365-р, от 24.06.2022 № 390-р, от 24.06.2022 № 397-р, от 24.06.2022 № 395-р, от 24.06.2022 № 398-р, от 24.06.2022 № 399-р, от 21.07.2022 № 438-р, от 21.07.2022 № 438-р, от 21.07.2022 № 437-р, от 02.08.2022 № 474-р, от 02.08.2022 № 475-р, от 02.08.2022 № 476-р, от 02.08.2022 № 477-р, от 11.08.2022 № 489-р, от 16.08.2022 № 501-р, от 16.08.2022 № 502-р, от 16.08.2022 № 504-р, от 16.08.2022 № 507-р, от 30.08.2022 № 533-р, от 30.08.2022 № 527-р, от 30.08.2022 № 534-р, от 27.09.2022 № 579-р, от 27.09.2022 № 585-р, от 30.09.2022 № 593-р, от 11.10.2022 № 603-р, от 11.10.2022 № 611-р, от 11.10.2022 № 610-р, от 18.10.2022 № 625-р, от 19.10.2022 № 627-р, от 25.10.2022 № 648-р, от 25.10.2022 № 646-р, от 25.10.2022 № 642-р, от 03.11.2022 № 371, от 08.11.2022 № 667-р, от 16.11.2022 № 682-р, от 18.11.2022 № 700-р, от 22.11.2022 № 713-р, от 22.11.2022 № 714-р, от 22.11.2022 № 720-р, от 25.11.2022 № 726-р, от 25.11.2022 № 727-р, от 06.12.2022 № 749-р, от 06.12.2022 № 756-р, от 06.12.2022 № 758-р, от 12.12.2022 № 765-р, от 19.12.2022 № 837-р, от 20.12.2022 № 868-р, от 20.12.2022 № 870-р, от 20.12.2022 № 873-р, от 20.12.2022 № 843-р, от 20.12.2022 № 876-р, от 22.12.2022 № 881-р, от 28.12.2022 № 895-р, от 28.12.2022 № 589;
- ПП Алтайского края от 25.11.2022 № 443;
- ПП Ивановской области от 19.12.2022 № 734-п;
- ПП Кабардино-Балкарской Республики от 07.02.2023 № 16-ПП.
Нормативные документы разных субъектов различаются по степени подробности, в некоторых, например в постановлении правительства Бурятии, описан полноценный порядок осуществления таких закупок, а постановление 129-п от 11.03.2022, напротив, содержит только перечень товаров, на которые распространяется особый закупочный порядок.
В Республике Тыва единственный поставщик определен правительством для каждого конкретного контракта. Например, постановлением правительства Республики Тыва от 17.01.2023 № 23 определен единственный исполнитель на оказание услуг по созданию и внедрению ГИС Республики Тыва «Угольная продукция».
Еще по теме:
Об авторе этой статьи

- Юрист
-
Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.
Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.
Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.
Помимо введения новых случаев, когда возможна закупка у единственного поставщика, в 2022 году вводятся и другие послабления, призванные облегчить жизнь заказчиков и поставщиков в условиях нарастающего кризиса. В частности, продлены меры поддержки строительной сферы, облегчен порядок согласования проектной документации и многие другие меры.
Добрый день! Услуга по проведению срочных археологических исследований земучастка под строительство школы по федеральной программе может входить в эти послабления для проведения без тендерных ?торгов
Правительство РФ открыло прямой путь для воровства федеральных денег и привлечения к работам СВОИХ подрядчиков.