Изменения в 44-ФЗ в связи с коронавирусом:
- для многих тендеров допускается заключение контракта с единственным поставщиком;
- новая инфекция признается обстоятельством непреодолимой силы;
- ФАС временно отменяет проверки и переходит на дистанционную работу с жалобами;
- отменяют штрафы по конкретным контрактам;
- скорректировали правила списания неустоек;
- новые правила для изменения существенных условий госконтрактов.
Скачать постановление правительства №647 от 08.05.2020 из КонсультантПлюс |
Скачать письмо ФАС №ИА/21684/20 от 18.03.2020 из КонсультантПлюс |
Скачать информационное письмо Минфина №24-06-06/21324 от 19.03.2020 из КонсультантПлюс |
Скачать распоряжение правительства № 672-р от 19.03.2020 из КонсультантПлюс |
Скачать пример контракта госзакупки из-за коронавируса в пдф |
Новые правила изменения существенных условий
Ввели ч. 65 ст. 112 44-ФЗ, в которой указано, что заказчики и поставщики производят изменение сроков исполнения контракта по 44-ФЗ в связи с коронавирусом в 2020 году по соглашению сторон. Эта норма работает и для изменения цены, в том числе единицы товара, работы, услуги, можно ли в связи с коронавирусом уменьшить сумму контракта по 44-ФЗ — да, если при выполнении госконтракта возникли обстоятельства, независящие от сторон и повлекли его неисполнения из-за распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV и в других случаях, которые установлены правительством. Пока кабмин такой акт не утвердил.
Это нормой пользуются и для изменения размера аванса в контракте (при условии, что условие об авансировании есть контракте).
Главное условие для продления сроков контракта по 44-ФЗ в связи с коронавирусом, изменения цены — письменное обоснования на основе решения правительства для закупок федерального уровня, высшего регионального исполнительного органа для обеспечения нужд субъекта или местной администрации в местных процедурах.
Для согласования изменений сроков поставки товара по 44-ФЗ в связи с коронавирусом поставщику придется предоставить новое обеспечение исполнения контракта, если изменения приведут к новым обязательствам поставщика, не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта.
Основные тезисы | Реквизиты документа | Скачать |
---|---|---|
Об ограничениях для изменений условий контракта по ч. 65 ст. 112 44-ФЗ |
Письмо Минфина №24-03-08/43913 от 26.05.2020 |
|
О недействительности ч. 65 ст. 112 44-ФЗ для некоторых заказчиков | Письмо Минфина №24-01-07/48634 от 05.06.2020 | |
Об условиях для изменения размера аванса по ч. 65 ст. 112 44-ФЗ |
Письмо Минфина №09-04-05/41434 от 19.05.2020 |
|
О расторжение госконтракта в связи с коронавирусом в 2020 году |
Письмо Минфина №24-03-07/42216 от 21.05.2020 |
Новые правила списания неустоек
Изменили постановление правительства №783 от 04.07.2018, которое утверждает правила списания неустойки. Теперь оно устанавливает в тои числе порядок списание пени по 44-ФЗ из-за коронавируса за просрочку исполнения обязательств по контрактам за 2020 год. Списывают по новым правилам и штрафы за ненадлежащее исполнение и неисполнение обязательств.
Новые правила авансовых платежей
В сформированном госконтракте увеличивают размер авансового платежа. Такой вывод сделал Минфин в письме №09-04-05/58888 от 07.07.2020. Регулятор указал, что для закупок в условиях коронавируса по 44-ФЗ постановлением правительства №630 от 30.04.2020 установлена возможность увеличения в 2020 году предельных размеров авансовых платежей по контрактам. Если госконтрактом положения, которые предусмотрены постановлением правительства №1496 от 09.12.2017, о последующем авансировании не были предусмотрены, в такой государственный контракт заказчики и поставщики вправе вносить изменения в части увеличения размера авансового платежа без подтверждения факта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в объеме ранее произведенного авансового платежа.
Размер такого авансирования по умолчанию не превышает 50% суммы контракта и лимитов бюджетных обязательств, доведенных на финансовый год.
Другие предельные размеры авансовых платежей могут прописать в федеральных законах, указах президента или иных НПА правительства.
Если в госконтракт вносят изменения, то допсоглашение — основание для внесения изменений в принятое на учет бюджетное обязательство, которое возникло на основании государственного контракта.
Скачать письмо Минфина №09-04-05/58888 от 07.07.2020 из КонсультантПлюс |
Новые правила в закупках у единственного поставщика
С 10 мая действует постановление правительства №647 от 08.05.2020. В этом документе закрепили новые случаи и порядок закупок у единственного поставщика до конца 2020 года. Кабинет министров этим же постановлением установил правила для подсчета сроков для закупок в нерабочие дни. Собрали в таблицу новые антикризисные меры с 10.05.2020.
Что поменялось | В чем суть |
---|---|
Утвердили новые поводы для закупок у ед. поставщика |
Без торгов закупят по ПП №647, если:
|
Определили новые правила подсчета сроков |
Когда считаете сроки в период нерабочих дней, определенные президентом, используйте правила, которые применялись при закупках до 30.04.2020 года. Это значит, что в расчетах помимо субботы и воскресенья не учитывайте нерабочие праздничные дни. |
А как было раньше
Приобретение товаров, работ и услуг у единственного поставщика становится приоритетным. Официально не введен режим ЧС в России из-за коронавируса — правительство объявило о режиме повышенной готовности во всех 85 субъектах Российской Федерации.
И вот как это отразится на госзакупках. В связи с экстренным характером заказов на приобретение товаров первой необходимости, закупка продуктов из-за коронавируса теперь проводится у единственного поставщика — по п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Об этом информирует Министерство финансов в письме №24-06-06/21324 от 19.03.2020.
Уведомила заказчиков о такой возможности и Федеральная антимонопольная служба (письмо №ИА/21684/20 от 18.03.2020). В документе говорится, что там, где введен режим повышенной готовности по коронавирусу в России (то есть повсеместно), разрешено закупать необходимую продукцию у единственного поставщика по п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
Но для заключения соглашения необходимо соблюдение одного условия: если есть причинно-следственная связь между предметом заказа и профилактикой коронавирусной инфекции. Требование об отсутствии приобретаемой продукции в перечне товаров, необходимых для оказания гуманитарной помощи (РП №1765-р от 30.09.2013), в этом случае не применяется. И хотя решение о госзакупках в обстоятельствах непреодолимой силы вынесли только 20 марта, Роспотребнадзор приобретал первоочередные товары для превентивных мер (маски, респираторы, защитные средства) с момента появления в России коронавируса. Такой способ выбирали в силу срочности проведения тендера.
Вывод таков: заказы у единственного поставщика допускаются, только если приобретаемая продукция применяется заказчиком для борьбы (профилактика, предупреждение, ликвидация последствий) с коронавирусной инфекцией.
Есть заказчики, которые к контракту прикладывают обоснование невозможности и нецелесообразности использования других способов определения поставщика. По закону о контрактной системе это не обязательно. Вот пример такого документа.
Скачать образец обоснование закупки по п. 9 ч. 1 ст. 93 из-за коронавируса из ЕИС |
Вторая, но не менее важная новость, — российские законодатели признали коронавирус форс-мажором при госзакупках. Еврокомиссия объявила о признании бесконтрольного распространения коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы еще 13.03.2020. Это значит, что при заключении и исполнении контрактов действует особый порядок.
С исполнителей, пострадавших из-за распространения вируса (обстоятельство непреодолимой силы), снимается ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение госконтрактов. То есть перестанут взимать штрафы за просрочку. Вот пример: правительство решило отменить штрафы за нарушение сроков госконтрактов предприятиям автопрома (РП №672-р от 19.03.2020). Основание для такого решения — коронавирус в тендере и, как следствие, невозможность своевременного исполнения заказа. В распоряжении правительства говорится о возможности изменения сроков реализации контракта по соглашению сторон и без предъявления исполнителю требования об уплате пеней.
Если в ФАС поступят жалобы на неисполнение обязательств по контракту, специалисты территориальных органов обязаны проверить, не появились ли нарушения закупки в связи с коронавирусом. Если на исполнение контракта повлияло распространение коронавирусной инфекции, решения об административном правонарушении для поставщика и его включении в РНП не последует.
ФАС работает по-новому
Федеральная антимонопольная служба отреагировала на введение режима повышенной готовности по коронавирусу следующим образом:
- временно отменила проверки;
- перевела рассмотрение жалоб на дистанционный уровень.
Такие меры действовали до 10.04.2020. Но это не значит, что в ФАС приостановили контрольную деятельность. Ведомство планирует проводить внеплановые проверки соблюдения законов о защите жизни и здоровья российских граждан и соответствующих норм в области государственных закупок и оборонного заказа.
Комиссия по рассмотрению нарушений работает дистанционно. При необходимости сотрудники используют видеосвязь. Рассмотрение некоторых дел (если это позволяют сроки проведения закупок в связи с короновирусом) отложили на время распространения инфекции. Все участники процесса оповещены об изменениях в работе Федеральной антимонопольной службы.
Об авторе этой статьи
-
Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.