Минтранс обязал заказчиков, которые проводят госзакупки в дорожной отрасли, включить в проекты контрактов условия, которые исключают изменение стоимости работ, если они завершены досрочно.
Скачать Приказ Минтранса № 276 от 17.08.2021 |
Опубликовали изменения в типовые условия контрактов на строительство и ремонт дорог
27.10.2021 на портале правовой информации Минтранс опубликовал Приказ № 276 от 17.08.2021, который изменяет типовые условия контрактов на выполнение строительных работ (реконструкции), капремонт, ремонт автодорог, искусственных дорожных сооружений, которые утверждены Приказом Минтранса № 37 от 05.02.2019.
Какие типовые условия придется включить в проекты контрактов на строительство и ремонт дорог
После вступления в силу типовых условий заказчикам во все проекты контрактов на строительство (реконструкцию), капремонт, ремонт автодорог, искусственных дорожных сооружений придется включить такое условие:
В случае досрочного исполнения подрядчиком обязательств по выполнению работ, предусмотренных графиком выполнения строительно-монтажных работ, заказчик вправе, при условии наличия необходимых средств в связи с перераспределением объемов финансирования с последующих периодов на более ранние периоды, принять предъявленные подрядчиком работы в установленном контрактом порядке, и оплатить выполненные работы в соответствии со сметой контракта или графиком оплаты выполненных по контракту работ (при наличии). Цена контракта, его отдельных этапов исполнения и (или) отдельных видов работ при досрочном выполнении подрядчиком работ по контракту, их приемке и оплате заказчиком, изменению не подлежит.
Почему решили изменить типовые условия
Приказ № 276 от 17.08.2021 разработан по итогам совещаний в правительстве с участием представителей Счетной палаты, Минфина, Минстроя и Минтранса. На этих встречах установлено, что вопрос «деиндексации», т. е. исключение из цены госконтракта индексов-дефляторов, учитывающих инфляционные процессы будущих периодов времени, нормативно не урегулирован. Из-за этого для дорожной отрасли решили включить в госконтракты нормы, которые исключают изменение стоимости работ, если они досрочно завершены.
Дело в том, что в п. 8 порядка определения НМЦК в строительной сфере при определении начальной цены используют индексы-дефляторы Минэкономразвития по строке «Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)» или прогнозные индексы инфляции, которые установлены региональными властями, если закупки проводятся за счет средств бюджета субъекта. Индексы прогнозной инфляции применяются для пересчета сметной стоимости строительства из уровня цен на дату определения НМЦК в уровень цен соответствующего периода реализации проекта. Эти индексы рассчитываются как среднее арифметическое между индексами прогнозной инфляции на даты начала и окончания работ.
А заказчики, когда определяют НМЦК сроков исполнения госконтракта не всегда принимают их в соответствии со сроками выполнения работ, установленными проектной документацией, т. к. сроки выполнения работ из проектной документации определяются на основании максимально допустимой продолжительности строительства новых и расширения действующих предприятий, их очередей, пусковых комплексов, сооружений и зданий производственного и непроизводственного назначения в рамках положений СНиП 1.04.03-85* «Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений».
Получается, что при определении сроков исполнения госконтракта используется информация о сроках выделения бюджетных ассигнований на государственные капитальные вложения. А сроки выделения бюджетных ассигнований на государственные капитальные вложения часто превышают нормативный срок строительства, из-за этого при определении НМЦК используется больший срок исполнения контракта, чем нормативный срок строительства.
В этом случае формируется НМЦК в абсолютном выражении больше, чем если бы ее определяли с использованием нормативного срока. Но в номинальном выражении величины равны.
Еще необходимо учитывать, что в процессе реализации госконтрактов у заказчиков формируются резервы средств (за счет реализации иных объектов, доппоступлений из бюджетной системы и т. д.), которые могут быть направлены на ускорение строительства, досрочный ввод объектов и, соответственно, досрочное достижение целей строительства.
Такое положение вещей демотивирует исполнителей госконтрактов, т. к. как они не заинтересованы в досрочном вводе объектов. Учитывая свободу воли в вопросе условий договоров, исполнители госконтрактов не идут на заключение с заказчиками допсоглашений, которые предусматривают досрочное выполнение работ при «деиндексации» цены контракта.
Поэтому решили провести совещания с представителями Счетной палаты, Минфина, Минстроя и Минтранса и приняли решение изменить Приказ Минтранса № 37 от 05.02.2019.
Об авторе этой статьи
-
Высшее и специальное образование по закупкам: ХГУЭП, диплом с отличием по специальности «Юриспруденция» и ГАПМ им. Н.П. Пастухова, диплом с отличием по программе «Управление закупочной деятельностью».
Автор и идейный вдохновитель проектов «GoodWin Project: Тендеры по-простому» и «Антидот 44-ФЗ: лекарство от головной боли в закупках».
Обучает закупкам по 44-ФЗ, консультирует поставщиков и заказчиков, работает как приглашенный руководитель тендерного отдела.
Другие публикации автора
- 2024.01.17Контроль закупокМожно ли изменять существенные условия госконтракта
- 2024.01.10Банковские гарантииКак вернуть обеспечение контракта по 44-ФЗ
- 2024.01.10Контроль закупокКак организовать работу контрактной службы заказчика
- 2024.01.10Документы заказчикаИнструкция по дополнительным требованиям к участникам госзакупок