На первый взгляд, законы о закупках похожи, но если детально изучить, видны сильные различия между ними. Заказчикам приходится разбираться в сходствах и различиях 223-ФЗ и 44-ФЗ, чтобы не нарушать, не ошибаться. А поставщикам, чтобы не получить досадное отклонение, не потерять время и деньги.
Что регулирует ФЗ 44
В этом нормативном акте заложены правила, по которым государственные и муниципальные заказчики приобретают различные товары и услуги. Это так называемая контрактная система. Закон вступил в силу 05.04.2013 и состоит из восьми глав.
В ч. 1 ст. 1 закона о контрактной системе указано, что он регулирует отношения, которые направлены на обеспечение государственных и муниципальных нужд для повышения эффективности, результативности госзакупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности при проведении таких госзакупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких госзакупок в части, касающейся:
- планирования госзакупок;
- определения поставщиков;
- заключения контрактов;
- особенностей исполнения контрактов;
- мониторинга и аудита госзакупок;
- контроля за соблюдением контрактного законодательства.
В ч. 2 ст. 1 ФЗ № 223 указано, что этот закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к процедуре приобретения товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: естественных монополий, госкорпораций и т. д.
Из этих положений видно, чем отличается сфера применения ФЗ № 44 и ФЗ № 223, — закон о закупках отдельными видами юрлиц имеет рамочный характер и регулирует только основные вопросы проведения закупок, закон о контрактной системе детально регулирует большинство вопросов проведения закупок для обеспечения государственных нужд. Поэтому в 223-ФЗ около 20 статей, а в законе о контрактной системе — около 100 норм.
В чем разница 44-ФЗ и 223-ФЗ
Провели сравнение и собрали в таблицу отличия 223-ФЗ и 44-ФЗ по таким критериям:
- заказчики;
- участники;
- преимущества для участников;
- способы определения поставщиков;
- торговые площадки для электронных торгов;
- сроки для участия;
- подпись для электронных документов;
- обеспечение заявок, контрактов и гарантийных обязательств;
- плата за победу;
- борьба с демпингом;
- обоснование начальных цен;
- отчетность в ЕИС;
- расторжение и изменение контрактов;
- как и куда подаются жалобы.
Вот наглядное сравнение в таблице, чем 44-ФЗ отличается от 223-ФЗ, с актуальными изменениями.
ФЗ № 44 | ФЗ № 223 |
---|---|
Кто участники | |
Есть заказы, в которых заказчики в документации устанавливают право заключить контракт одновременно с несколькими участниками торгов. Например, средств для реабилитации инвалидов. Это указано в ч. 10 ст. 34 44-ФЗ. |
|
В чем отличия заказчика по 44-ФЗ и 223-ФЗ | |
|
Подробнее: какие организации вправе проводить процедуры по закону 223 |
Кто имеет преимущества | |
Для СМП и СОНКО законом установлены правила: 25% от общего объема госзакупок за год эти организации обязаны делать у таких поставщиков. Подробнее: кому и когда положены преференции и преимущества по 44-ФЗ |
Вот в чем разница закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ среди субъектов малого и среднего предпринимательства: преференции по 223-ФЗ имеют представители среднего предпринимательства, а по 44-ФЗ — только субъекты малого предпринимательства.
Подробнее: особенности закупок у МСП Нормы установлены в ПП № 1352 от 11.12.2014. |
Какие виды тендеров бывают | |
Подробнее: сравнительная таблица способов закупок |
Подробнее: как оформить положение о закупках |
Торговые площадки для электронных торгов | |
Требования к площадкам (в том числе и к специализированным для закрытых процедур) утверждены ПП № 656 от 08.06.2018. А сам список площадок перечислен в РП № 1447-р от 12.07.2018. Среди них:
|
Заказчики обязаны размещать тендеры среди субъектов МСП на тех же площадках, что и по ФЗ № 44.
Остальные закупки разрешено публиковать на любых электронных площадках. На некоторых ЭТП платят за регистрацию или ежемесячную абонентскую плату. |
Кем определяются сроки для участия | |
Сроки задаются в законе о контрактной системе (ч. 3 ст. 42 закона о контрактной системе). | Задаются конкретные сроки только для конкурентных закупок.
Если сделка заключается с единственным поставщиком, то срок указывает сам заказчик в положении. Подробнее: как правильно провести закупку у единственного поставщика |
Какая подпись нужна для электронных документов | |
Для визирования документов используют усиленную квалифицированную подпись (ст. 4 № 44). Она применяется и в ЕИС, и на восьми федеральных площадках. | Также необходима усиленная квалифицированная ЭЦП (ч. 5 ст. 3.3 закона). Ее используют на всех восьми федеральных площадках и на коммерческих (их около 170).
Более подробную информацию о пакете и отличии электронной подписи по 223-ФЗ от 44-ФЗ дают специалисты в удостоверяющих центрах в момент получения ЭЦП. Подробнее: как получить квалифицированную и неквалифицированную электронную подпись поставщика |
Как обеспечиваются заявки, контракты и гарантийные обязательства | |
Обеспечивать заявку необходимо для конкурсов и аукционов при заявленной НМЦК более 1 млн рублей. Для госзакупок с НМЦК меньше 1 млн заказчики вправе не требовать обеспечения заявки.
Способами выступают:
Для исполнения контракта обеспечение всегда обязательно (кроме ситуаций, перечисленных в ч. 2 ст. 96, где обеспечение — это право заказчика). Размер составляет от 0,5 до 30% от НМЦК. А для госзакупок с ограничениями для СМП и СОНКО размер высчитывают от цены, по которой заключают контракт. У малого бизнеса есть возможность не обеспечивать госконтракт при определенных условиях. В ч. 64.1 ст. 112 закона о контрактной системе указано, что до 31.12.2022 заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении о госзакупке, приглашении, документации, проекте контракта. Подробнее: вносим обеспечение исполнения контракта Гарантийные обязательства устанавливаются в необязательном порядке. Подробнее: как прописать в госконтракте гарантийные обязательства |
Для конкурентных закупок обеспечивать заявку не нужно, если НМЦК менее 5 млн рублей. В противном случае заказчики выдвигают такое требование (это их право), но не более чем на 5% от НМЦК.
Для обеспечения договоров правила устанавливает заказчик в положении. Требования об обеспечении гарантийных обязательств в законе нет. Заказчики вправе прописать правила предоставления такого обеспечения в положении о закупках. Подробнее: обеспечение исполнения договора |
Плата за победу | |
Победителю госзакупки за победу придется отдать:
Плату не возьмут со второго участника, если победитель уклонился от заключения сделки. |
В тендерах с ограничениями для МСП плата с победителя, как правило, составляет 1% от НМЦ. Каждая площадка самостоятельно утверждает предельные значения платы за победу.
Подробнее: сколько стоит победа в госзакупке: тарифы электронных площадок |
Как борются с демпингом | |
Каждый участник тендера подтверждает добросовестность или предоставляет увеличенное обеспечение контракта, если снизил начальную цену больше чем на 25%.
Подробнее: антидемпинговые меры: что это и как правильно применять |
В части антидемпинга отличие 222-ФЗ о закупках от 44-ФЗ заключается в том, что заказчик вправе установить требования для борьбы с демпингом в положении. |
Обоснование начальных цен | |
Необходимо для каждой процедуры. Это правило устанавливается в ст. 22 44-ФЗ.
Подробнее: инструкция по обоснованию НМЦК по Приказу Минэкономразвития № 567 |
Заказчики обязаны проводить расчет начальной (максимальной) цены покупки. Как провести расчет — указывают в положении.
Если положение не опубликовать в ЕИС вовремя, то обосновывать начальные цены заказчику придется по 44-ФЗ (ст. 22). Подробнее: как обосновать НМЦД |
Какие отчеты размещают на портале закупок 44-ФЗ и 223-ФЗ (ЕИС) | |
Подробнее: отчетность заказчиков: правила, образцы и сроки сдачи |
Годовые и ежемесячные отчеты:
Подробнее: |
Как расторгнуть или изменить контракт | |
Существенные условия контракта менять нельзя. Исключение — строительные закупки, в них изменяют объем и срок работ не более чем на 30%.
Подробнее: инструкция по закупке строительных и ремонтных работ по 44-ФЗ Если в проекте контракта есть ошибки, то поставщик и заказчик составляют протокол разногласий. В установленных законом случаях (ч. 1 ст. 95) изменяют условия, как правило, по соглашению сторон. Подробнее: как изменить существенные условия госконтракта Каким образом контракт расторгают:
|
Правил предоставления протокола разногласий при заключении контракта закон не регулирует. А при исполнении договора меняют:
Расторжение — только по решению суда, если один из участников нарушил существенные условия контракта. |
Как и куда подаются жалобы | |
Подробнее: инструкция: как жаловаться на госзаказчика |
Как участники торгов должны проходить по процедуре обжалования, указано в ст. 18.1 135-ФЗ. Что обжалуют:
Подробнее: как жаловаться в ФАС на действия заказчика по 223-ФЗ |
Резюмируем, вот чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ простыми словами: заказчики по 44-ФЗ опираются в работе исключительно на закон, те, кто работают по 223-ФЗ, — берут за основу положение о закупке. Этот документ разрабатывают по рекомендациям, которые изложены в федеральном законе о закупках отдельными категориями юрлиц. Часть регламента работы, который прописан в положении, заказчики разрабатывают самостоятельно.
Получается, что краткое содержание 44 и 223-ФЗ сводится к тому, что оба этих нормативных акта регулируют процесс приобретения товаров для обеспечения жизнедеятельности организации от планирования до исполнения обязательств, но с разной долей детализации и свободы.