Предметы роскоши — это дорогие товары с избыточными потребительскими свойствами, не нужными для обеспечения госнужд в каждом конкретном случае. Прямого запрета на их закупку в 44-ФЗ нет. Но органы власти, учитывая отраслевую и территориальную специфику, вправе устанавливать критерии, по которым госзаказчики определяют избыточность характеристик и возможность покупки.
Что относят к предметам роскоши
Несмотря на то, что требования к нормированию в 44-ФЗ есть, сами предметы роскоши по законодательству РФ не определены, четкого перечня нет. К этой категории относят как количественные, так и качественные характеристики:
- закупку большего числа предметов, чем надо (например, на 40 работников приобретают 60 компьютеров);
- закупку несоизмеримо более качественных ТРУ, чем необходимо для решения задач (например, автомобиля БМВ, когда ту же проблему решает и Лада Гранта).
Вот еще несколько заказов, в которых присутствуют предметы роскоши: закупается 100 часов по цене 11 000 руб. каждые — это расточительность; приобретены 690 подарочных карт по 6000 руб. каждая — это закупка ненужных благ.
На сайте ОНФ «За честные закупки» есть пример закупки предметов роскоши Министерством строительства и архитектуры Амурской области. Оно планировало приобрести в форме малой закупки iPad Pro и комплектующие для него за 154 000 рублей. В комплект новой техники Apple входили: планшет за 121 000 рублей, чехол за 18 900 рублей и стилус за 14 000 рублей. Техзадание содержало характеристики, которые указывают на конкретную марку, а документ с техзаданием назвали «Техзадание Айпад3».
Принципы нормирования в госзакупках
Как нормировать закупки, устанавливает правительство РФ, правительства субъектов и администрации на местах для применения структурами власти на каждом уровне. Все эти нормы установлены, учитывая общие требования, зафиксированные правительством.
Федеральные органы, госкорпорации «Роскосмос» и «Росатом», некоторые учреждения науки, культуры, образования и здравоохранения, указанные в ч. 4.1 ст. 19 44-ФЗ, подчиняются основным правилам нормирования:
- Требования к ТРУ, включая предельные цены, фиксируются в формате ведомственных перечней. Их форма стандартна по закону. В эти перечни включаются ТРУ из обязательного перечня, который утверждает правительство РФ. Есть возможность прописать характеристики, которые отличаются от тех, что заложены в главном перечне, для этого в ведомственный перечень включается их обоснование. В ведомственный перечень разрешено добавлять и иные блага (п. 2, 6 правил определения требований № 927, изложенных в письме Минфина России от 13.08.2019 № 24-01-06/61190).
- Для определения нормативных затрат есть утвержденная методика. В ней приведены формулы для расчета по различным видам затрат (на содержание имущества, услуги связи и т. п.). Для затрат, которых нет в методике, органы прописывают правила расчета сами (п. 3 правил, утвержденных ПП № 1084).
- На портале ЕИС размещаются проекты актов, утверждающих новые требования и нормативы затрат, для общественного обсуждения. Сроки обсуждений — минимум 5 рабочих дней с момента размещения (указано в п. 5, 6 требований из ПП РФ № 479).
- После утверждения ведомственные перечни и нормативные затраты публикуют в течение 7 дней на сайте ЕИС. За их неразмещение предусмотрены штрафные санкции по ч. 3 ст. 7.30 КоАП, ч. 6 ст. 19 44-ФЗ и п. 16 требований из ПП № 479.
Нормативные затраты разрешено не утверждать для ТРУ, которые не закупаются федеральным госорганом, его территориальными органами и подведомственными ему казенными учреждениями. Но такие затраты следует прописать для товаров (работ, услуг), переданных для закупки подведомственным учреждениям. Правила указаны в письме Минфина № 24-01-06/61190 от 13.08.2019.
Правительство каждого субъекта определяет, что относится к предметам роскоши в конкретном регионе. Например, для Московской области нормы закреплены в ПП МО № 1411/49 от 29.12.2015.
Муниципальные закупщики подчиняются правилам, утвержденным местными администрациями (например, постановлением администрации городского округа Электросталь МО № 632/9 от 08.09.2017).
Структура системы нормирования
Система нормирования условно состоит из трех уровней.
Уровень № 1. Правительство установило общие правила нормирования госзакупок. Они обязательны для всех субъектов нормирования. Эти положения зафиксированы в 3 документах:
- общий порядок публикации НПА в сфере нормирования (ПП № 476 от 18.05.2015);
- общие правила формирования требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (ПП № 926 от 02.09.2015);
- общие правила формирования нормативных затрат на обеспечение госорганов (ПП № 1047 от 13.10.2014).
На базе этих документов формируются остальные правила, в том числе и о предметах роскоши (ч. 3 ст. 19 44-ФЗ).
Уровень № 2 включает:
- правила составления НПА о нормировании;
- правила утверждения требований к продукции в формате ведомственных перечней;
- способы определения нормативных затрат.
Эти правила созданы для федеральных, региональных и местных органов власти (ч. 4 ст. 19 44-ФЗ).
Уровень № 3. По отраслям фиксируют нормы и требования к ТРУ, нормативные затраты, которые закупщики должны учитывать. Правила утверждают государственные, муниципальные структуры и ГРБС из сферы науки, образования, здравоохранения, культуры (ч. 5 ст. 19 44-ФЗ) для подведомственных заказчиков. Главное — учесть акты, которые приняты на первых двух уровнях.
Ответственность за приобретение предметов роскоши
Исключение из закупок товаров, работ, услуг, имеющих избыточные потребительские свойства или являющихся предметами роскоши, обеспечивается законом о контрактной системе 44-ФЗ.
В КоАП отдельной нормы, в которой прописывается ответственность за закупку предметов роскоши, нет. Но в ст. 7.29.3 КоАП предусмотрен штраф в размере от 20 000 до 50 000 рублей при госзакупках благ, не соответствующих целям осуществления покупки и применяемым нормативным затратам, и цен, в отношении которых обоснование противоречит требованиям закона.
В ст. 285.1 Уголовного кодекса прописаны санкции, применяемые при нецелевом расходовании средств бюджета (заказ предметов роскоши — тот самый случай), — тюремный срок 5 лет.