Тендеры на оказание услуг по вывозу мусора — это закупа транспортировки бытовых отходов. Такие заказы проводят по нормам 44-ФЗ.
Планируем заказ
Заказ транспортировки мусорных отходов указывают в плане-графике, как и любую другую закупку. Но существуют разъяснения п. 8 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ по вывозу мусора — такой госконтракт заключают с единственным поставщиком и указывают в плане-графике отдельной строкой.
Если транспортировкой ТБО занимается управляющая компания по соглашению о содержании здания, то заказчику нет необходимости самостоятельно закупать вывоз мусора.
Госзакупки по вывозу других типов отходов проводят конкурентными способами. Их включают в план-график отдельной строкой (для конкурентных тендеров) или в объеме малых закупок (п. 18 порядка, утв. ПП РФ №1279 от 30.09.2019). В 44-ФЗ указано, по какому пункту 44-ФЗ заключить контракт на вывоз мусора, кроме ТБО: если заключаете соглашение с единственным поставщиком, то по п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
Выбираем способ закупки
Если заказчик проводит тендеры на вывоз твердых бытовых отходов, он выбирает способ определения поставщика исходя из цены госконтракта, вида и класса отходов.
Возможные способы по 44-ФЗ:
- Электронный аукцион. Транспортировка отходов входит в аукционный перечень (РП №471-р от 21.03.2016). Электронный аукцион — это приоритетный способ определения поставщика. Для таких заказов не допускается проведение электронного конкурса (ч. 2 ст. 59).
- Электронный запрос котировок. Проводят, если НМЦК не превышает 500 000 руб. Максимальный годовой объем котировочных заказов по СГОЗ — 10% (ч. 2 ст. 82). Если проводите тендеры на вывоз ТБО I–IV классов опасности, потребуется лицензия. В таких случаях запрос котировок не подходит: заказчик вправе запросить у частника только декларацию о наличии лицензии, а не копию документа (пп. «а» п. 4 ч. 9, ч. 10 ст. 82.3).
- Запрос предложений в электронной форме. Но только если проводится повторная процедура после несостоявшегося аукциона (ч. 4 ст. 71, п. 5 ч. 2 ст. 83.1). Другая возможная ситуация для запроса предложений — если предыдущее соглашение расторгнуто в одностороннем порядке. В таком случае приобретают только часть услуг, не реализованных по первоначальному соглашению (п. 2 ч. 2 ст. 83.1).
- У единственного поставщика по результатам несостоявшейся конкурентной процедуры (п. 25 ч. 1 ст. 93). При подписании соблюдайте требования ч. 5 ст. 93.
- Еще одна ситуация, когда закупают вывоз ТБО по 44-ФЗ у единственного поставщика: госконтракт на сумму не более 600 000 руб. (п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 93). Контролируйте максимальный объем таких заказов по СГОЗ.
Для электронного аукциона необходимо подготовить закупочную документацию, техническое задание, проект соглашения и обосновать НМЦК.
В документации на закупку услуг по обращению отходов I–IV класса опасности установите место действия лицензии. Заказчики должны требовать лицензию с указанной в ней территорией, в границах которой расположено место обработки, утилизации и размещения отходов (постановление АС Дальневосточного округа от 31.07.2019 по делу №А73-21426/2018).
Начальную (максимальную) цену обоснуйте методом сопоставления рыночных цен (ч. 2 ст. 22).
Определяем исполнителя
До начала закупочных процедур заказчик публикует в ЕИС извещение, закупочную документацию, проект госконтракта. Не забудьте установить обязательное требование о лицензии для заказов по обращению отходов I–IV класса опасности.
Вид лицензии, которую предоставляют участники, зависит от объекта заказа. Вот какой нужен пакет документов на оказание услуг по вывозу отходов для разных видов мусора:
- Для I–IV класса опасности — лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению с указанием территории действия.
- Для медицинских класса «Г» — лицензия на обращение с отходами I–IV класса опасности (п. 4.29 СанПиН 2.1.7.2790-10).
- Для медицинских класса «Д» — лицензия на право ведения работ в области использования атомной энергии (ч. 1 ст. 14 190-ФЗ от 11.07.2011, п. 4.31 СанПиН 2.1.7.2790-10).
Заключаем госконтракт
Соглашение заключают с победителем закупочных процедур или с единственным поставщиком — региональным оператором (п. 8 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, п. 4 ст. 24.7 89-ФЗ от 24.06.1998). Несколько правил, как заключать контракт на вывоз отходов по 44-ФЗ в 2020 году (ч. 4–9, 11–13 ст. 34 44-ФЗ):
- Использовать типовую форму соглашения и доработать его. Включить сведения об исполнителе.
- Указать ответственность исполнителя за нарушение условий, иначе у заказчика возникнут трудности при взыскании неустойки.
- Предусмотреть порядок приемки (п. 1 ч. 13 ст. 34 44-ФЗ). Перечислить документы сдачи-приемки и расчетно-платежные регистры.
- Указать срок исполнения. Соглашение действует в рамках сроков действия доведенных лимитов бюджетных обязательств (п. 2 ст. 72 БК РФ). Обычно это 31 декабря года выполнения работ.
- Вписать цену госконтракта. Если нет возможности рассчитать объем на весь период действия соглашения, определить твердую цену по тарифному методу. В таких случаях указывают твердую цену и максимальное значение цены контракта в рамках ЛБО (ч. 2 ст. 34 44-ФЗ).
Вот пример формулировок. О цене:
Вариант 1.
Общая сумма настоящего Контракта (цена Контракта) составляет _____ рублей ___ копеек (_____ рублей), в том числе НДС ___% — ____ руб. (____ рублей ____ копеек). (В случае если Исполнитель не является плательщиком НДС, вместо слов «… в том числе НДС…» необходимо указать: НДС не облагается в связи с установлением для Исполнителя упрощенной системы налогообложения в соответствии со статьей 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации).
Вариант 2.
Общая сумма настоящего Контракта (цена Контракта) составляет _______, __ (_____) рублей, уменьшенная на сумму налогового платежа в размере _______%, что составляет __________, __ (____) рублей (данный вариант применяется в случае заключения Государственным заказчиком Контракта с физическим лицом) (далее — Цена Контракта).
Оплата за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 производится за счет лимитов бюджетных обязательств 2021 года в сумме __________ (____________) рублей ___ копеек, в том числе НДС 20% _______ (____________) рублей ___ копеек.
Оплата за период с 01.01.2022 по 31.12.2022 производится за счет лимитов бюджетных обязательств 2022 года в сумме __________ (____________) рублей ___ копеек, в том числе НДС 20% _______ (____________) рублей ___ копеек.
Цена Контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта.
Стоимость вывоза одного контейнера объемом 8 м³ составляет ________, __ (_____) рублей, в том числе НДС ___% — ____ руб. (____ рублей ____ копеек)/НДС не облагается.
А вот изменение объема услуг по обращению ТКО по 44-ФЗ в контракте:
Изменение существенных условий Контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению Сторон в случаях, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона №44-ФЗ. При снижении Цены контракта без изменения предусмотренных Контрактом количества и качества оказываемых услуг и иных условий Контракта.По предложению Государственного заказчика увеличиваются предусмотренные Контрактом количество оказываемых услуг не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные Контрактом количество оказываемых услуг не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены Контракта пропорционально дополнительному объему услуг, исходя из установленной в Контракте цены единицы услуги, но не более чем на десять процентов цены Контракта. При уменьшении предусмотренных Контрактом объема услуг стороны Контракта обязаны уменьшить цену Контракта исходя из цены единицы услуги.
Условие о приемке:
Ежемесячно в течение 3 (трех) рабочих дней, следующих за отчетным месяцем, Исполнитель представляет Государственному заказчику Акт сдачи-приемки этапа оказанных услуг, подписанный Исполнителем, в 2 (двух) экземплярах. Одновременно с результатом оказанных услуг Исполнитель передает Государственному заказчику подписанные Исполнителем: счет, счет-фактуру (в случае если Исполнитель не является плательщиком НДС, счет-фактура не предоставляется), талонов на вывоз мусора с отметкой о приеме отходов и мусора на Полигоне, а также иные документы, подтверждающие качество и соответствие государственным стандартам, санитарным нормам и правилам, а также иным требованиям сертификации и лицензирования, если такие требования предъявляются действующим законодательством Российской Федерации.
В течение 5 рабочих дней с даты подписания Акта сдачи-приемки этапа оказанных услуг за последний отчетный период (декабрь 2021 года, декабрь 2022 года) Стороны подписывают Акт об исполнении обязательств по государственному контракту (приложение №4, далее — Акт об исполнении обязательств по Государственному контракту) (в двух экземплярах), неотъемлемыми частями которого являются Акты приема-передачи этапа оказанных услуг за все отчетные периоды.
Для проверки результатов оказанных Исполнителем услуг в части их соответствия условиям Контракта Государственный заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов оказания услуг может проводиться Государственным заказчиком своими силами, или к ее проведению могут привлекаться независимые эксперты (экспертные организации) на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ. В случае проведения экспертизы услуг своими силами отметка о проведении экспертизы ставится в акте сдачи-приемки оказанных услуг.
При отсутствии у Государственного заказчика претензий по результатам оказания услуг Государственный заказчик в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения от Исполнителя документов подписывает и направляет Исполнителю 1 (один) экземпляр Акта сдачи-приемки этапа оказанных услуг.
При выявлении несоответствий по результатам оказания услуг Государственный заказчик составляет Акт мотивированного отказа от приемки услуг (Приложение №3 к настоящему Контракту) с перечнем выявленных недостатков и указанием сроков их устранения и направляет его Исполнителю.
Об авторе этой статьи
-
Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.